Старый Новый год: традиции и обряды
Просмотров: 5042
8 січня 2018 08:00
Щедрым, или богатым, назывался у украинцев вечер накануне Нового года (13 января по новому стилю, 31 декабря - по старому). Хозяева готовили богатый праздничный стол, а в каждый дом приходили щедровальники. Считалось, что Маланка-Вода (в этот день также отмечается праздник преподобной Мелании по христианскому календарю) приходит на Щедрый вечер вместе с Василием-Месяцем известить хозяев о последующих торжествах и отпраздновать.
Утром в этот день готовили вторую кутью, а сам вечер называли «щедрая кутья». В праздничное меню входили пироги с сыром, мясом и другой начинкой, гречневые блины, вареники со сметаной, кныши, колбасы, жареные свиные кишки, желудок, жареный поросенок, студень и пр. Все эти блюда были традиционными для новогоднего стола украинцев и ими угощали щедровальников.
Ночь перед Новым годом считалась особой, волшебной, когда могли происходить различные чудеса и сказочные превращения. Люди верили, что в полночь «открывается небо», и тогда у самого Бога можно просить все, чего пожелаешь. Верили также, что в этот момент вода в колодцах превращается в вино и можно увидеть блуждающие огни, указывающие на места, где спрятаны сокровища.
В этот день, по традиции, ребятня снова ходила от дома к дому, исполняя щедровки - желая хозяевам щедрого вечера, доброго здоровья и благополучия в новом году. Щедрование сопровождалось магическими действиями, музыкой, танцами, пантомимой, обрядовыми играми с масками. Величальные обрядовые новогодние песни - щедровки - пели отдельно хозяину, хозяйке, сыну, дочке, всей семье. Как правило, щедровки исполняли девочки и девушки. Были щедровки детские, шуточные, пародийные. А холостяцкие группы «водили Маланку». Ребята, одетые в Меланку и Василия, Цыгана, Смерть, Козу и других персонажей, выражали добрые пожелания, веселили песнями, танцами, шутливыми сценками. «Коза», «Маланка», «Василий» и «Ряженые» - целые театрализованные представления с определенными сценариями.
К примеру, обряд «вождения Козы» раньше представлял собой танец звероподобного существа (с маской козы на голове), ее «умирания» и «воскресения», которые обозначали круговорот времени, наступление Нового года и пробуждение природы. Аграрно-магическая направленность обходов с «Козой» ярко раскрывается в тексте песни, где рисуется картина будущего щедрого урожая:
Де коза ходить, там жито родить,
Де не буває, там вилягає.
Де коза ногою, там жито копою,
Де коза рогом, там жито стогом...
Однако со временем обряд «Коза» потерял первоначальное магическое значение и превратился больше в пародийно-юмористическое представление. Сюжет драматического действа дополнился новыми персонажами: «дед», «баба», «цыган», «еврей», «казак», «врач», «юристы», «гончары» и др. и эпизодами: «ссора деда и бабы», «доения козы», «лечение козы», «продажа козы на ярмарке» и др. Обряд "вождения Козы" продолжает разыгрываться на Старый Новый год по всей Украине и сейчас.
Как и колядки, щедровки берут свое начало с языческих времен, а позже, с появлением христианства, стали включать в себя и библейские сюжеты. Щедровки воспевают хозяина и всю его семью. Но, в отличие от рождественских колядок, в новогодних щедровках можем увидеть символы встречи зимы с весной - ласточка, рожь, посевы и т.д. Ведь в это время заканчивается зимнее солнцестояние, рождается молодое Солнце и день становится длиннее. Пожелания богатых урожаев в новому году для украинцев были всегда очень важны, ведь большинство населения вели собственное хозяйство и от качества урожаев зависело благополучие всей семьи.
Прийшли щедрувати до вашої хати.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
Тут живе господар - багатства володар.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
А його багатство - золотiї руки.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
А його потiха - хорошiї дiти.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
***
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
- Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
***
Ми щедруєм і співаєм під вікном.
Щастя, долі вам бажаєм всім гуртом.
Хай квітують ваші ниви золоті,
Щоб життя було щасливе в майбутті.
***
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Посевание
На следующий день, 14 января, - Василия - только начинает светать, дети ходят от дома к дому, произносят стихотворные пожелания, благодарность Богу за прожитый год и надежды на счастье, урожай в новом году и засевают порог зерном. Зерно берут в рукавицу или сумку. Сначала идут к крестным родителям и другим родственникам и близким.
Посетив дом, посевальщик сеет зерном и приветствует всех с Новым годом и праздником Василия:
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб ліпше вродило,
Ніж торік!
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоби діти всі здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам грошей хоч з півміха!
***
Сійся, родися,
Жито, пшениця,
Горох, чечевиця
І всяка пашниця,
Знизу корениста,
Зверху колосиста,
Щоб на майбутній рік
Було більше, ніж торік.
Щоб всього було доволі
І в коморі, і на полі.
Сію, сію, посіваю,
3 Новим роком
Поздоровляю!
Первый посевальщик на Новый год приносит в дом счастье. По народным верованиям, счастье в дом приносят только парни, поэтому засевать девушкам не годится. Зерно, которым посевают, нельзя выметать до заката солнца.
Посевальщики всегда были желанными гостями, их приглашали к столу, одаривали пирожками, яблоками, баранками и другими лакомствами. На Васильев вечер принято радушно встречать и угощать гостей. Чем щедрее накрыт стол и больше гостей пришли, тем лучше будет прожит год.
Веселых праздников! Вкусной кутьи! Хорошего настроения, мира и добра на весь год!
Утром в этот день готовили вторую кутью, а сам вечер называли «щедрая кутья». В праздничное меню входили пироги с сыром, мясом и другой начинкой, гречневые блины, вареники со сметаной, кныши, колбасы, жареные свиные кишки, желудок, жареный поросенок, студень и пр. Все эти блюда были традиционными для новогоднего стола украинцев и ими угощали щедровальников.
Ночь перед Новым годом считалась особой, волшебной, когда могли происходить различные чудеса и сказочные превращения. Люди верили, что в полночь «открывается небо», и тогда у самого Бога можно просить все, чего пожелаешь. Верили также, что в этот момент вода в колодцах превращается в вино и можно увидеть блуждающие огни, указывающие на места, где спрятаны сокровища.
В этот день, по традиции, ребятня снова ходила от дома к дому, исполняя щедровки - желая хозяевам щедрого вечера, доброго здоровья и благополучия в новом году. Щедрование сопровождалось магическими действиями, музыкой, танцами, пантомимой, обрядовыми играми с масками. Величальные обрядовые новогодние песни - щедровки - пели отдельно хозяину, хозяйке, сыну, дочке, всей семье. Как правило, щедровки исполняли девочки и девушки. Были щедровки детские, шуточные, пародийные. А холостяцкие группы «водили Маланку». Ребята, одетые в Меланку и Василия, Цыгана, Смерть, Козу и других персонажей, выражали добрые пожелания, веселили песнями, танцами, шутливыми сценками. «Коза», «Маланка», «Василий» и «Ряженые» - целые театрализованные представления с определенными сценариями.
К примеру, обряд «вождения Козы» раньше представлял собой танец звероподобного существа (с маской козы на голове), ее «умирания» и «воскресения», которые обозначали круговорот времени, наступление Нового года и пробуждение природы. Аграрно-магическая направленность обходов с «Козой» ярко раскрывается в тексте песни, где рисуется картина будущего щедрого урожая:
Де коза ходить, там жито родить,
Де не буває, там вилягає.
Де коза ногою, там жито копою,
Де коза рогом, там жито стогом...
Однако со временем обряд «Коза» потерял первоначальное магическое значение и превратился больше в пародийно-юмористическое представление. Сюжет драматического действа дополнился новыми персонажами: «дед», «баба», «цыган», «еврей», «казак», «врач», «юристы», «гончары» и др. и эпизодами: «ссора деда и бабы», «доения козы», «лечение козы», «продажа козы на ярмарке» и др. Обряд "вождения Козы" продолжает разыгрываться на Старый Новый год по всей Украине и сейчас.
Как и колядки, щедровки берут свое начало с языческих времен, а позже, с появлением христианства, стали включать в себя и библейские сюжеты. Щедровки воспевают хозяина и всю его семью. Но, в отличие от рождественских колядок, в новогодних щедровках можем увидеть символы встречи зимы с весной - ласточка, рожь, посевы и т.д. Ведь в это время заканчивается зимнее солнцестояние, рождается молодое Солнце и день становится длиннее. Пожелания богатых урожаев в новому году для украинцев были всегда очень важны, ведь большинство населения вели собственное хозяйство и от качества урожаев зависело благополучие всей семьи.
Прийшли щедрувати до вашої хати.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
Тут живе господар - багатства володар.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
А його багатство - золотiї руки.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
А його потiха - хорошiї дiти.
Щедрий вечiр, добрий вечiр!
***
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
- Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
***
Ми щедруєм і співаєм під вікном.
Щастя, долі вам бажаєм всім гуртом.
Хай квітують ваші ниви золоті,
Щоб життя було щасливе в майбутті.
***
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Посевание
На следующий день, 14 января, - Василия - только начинает светать, дети ходят от дома к дому, произносят стихотворные пожелания, благодарность Богу за прожитый год и надежды на счастье, урожай в новом году и засевают порог зерном. Зерно берут в рукавицу или сумку. Сначала идут к крестным родителям и другим родственникам и близким.
Посетив дом, посевальщик сеет зерном и приветствует всех с Новым годом и праздником Василия:
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб ліпше вродило,
Ніж торік!
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоби діти всі здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам грошей хоч з півміха!
***
Сійся, родися,
Жито, пшениця,
Горох, чечевиця
І всяка пашниця,
Знизу корениста,
Зверху колосиста,
Щоб на майбутній рік
Було більше, ніж торік.
Щоб всього було доволі
І в коморі, і на полі.
Сію, сію, посіваю,
3 Новим роком
Поздоровляю!
Первый посевальщик на Новый год приносит в дом счастье. По народным верованиям, счастье в дом приносят только парни, поэтому засевать девушкам не годится. Зерно, которым посевают, нельзя выметать до заката солнца.
Посевальщики всегда были желанными гостями, их приглашали к столу, одаривали пирожками, яблоками, баранками и другими лакомствами. На Васильев вечер принято радушно встречать и угощать гостей. Чем щедрее накрыт стол и больше гостей пришли, тем лучше будет прожит год.
Веселых праздников! Вкусной кутьи! Хорошего настроения, мира и добра на весь год!