В Атманае живет меховых дел мастер

Просмотров: 4173
21 січня 2018 07:01
Фото автора
40 лет дядя Ваня шьет шапки и унты. Работал с мехом зайца и лисы, собаки и волка, кошки и ондатры… «Со всеми, кроме слона и крокодила», - улыбается Иван Алексеевич Грицай.

С его продукцией хорошо знакомы продавцы мелитопольских рынков: любые холода не страшны, если ноги греют меховые сапоги. Да и другие горожане могут похвастаться тем, что носят красивые и пушистые шапки, жилеты и обувь «от дяди Вани».

У КОЗЫ САМАЯ КРЕПКАЯ КОЖА 

69-летний И. Грицай - житель села Атманай Акимовского района. Родом он с Кубани, дед его там был сапожником. Выделывать шкуры Ваню научила мама Татьяна Ивановна Ихно. В жизни мамы был любопытный эпизод: ее, комсомолку, как-то направили на съезд в столицу. И чтобы выглядеть солидно, девушка попросила папу-сапожника сделать ей воротник из… кота.

Дед квасил шкуры кислым молоком. И внук его Иван свою первую лисицу вычинил кисляком. Процесс ему понравился сразу. Ведь невыделанная шкура - это кровь, жир, запах, мертвая ткань. А получается из нее мягкий, шелковистый мех, теплый и красивый.
Технологию обработки Иван Алексеевич уже знал тогда, но со временем захотел ее изучить во всех тонкостях. Как раритет хранит книгу 1924 г. выпуска, которая рассказывает о кислотно-щелочной выделке шкур. Также ему пришлось основательно погрузиться в дебри химии, ведь при выделке имеешь дело с разными химическими реакциями.

По специальности Иван Алексеевич совсем не скорняк, а агроном. Большую часть своей жизни проработал мастером на заводе «Автогидроагрегат». Позже втроем с товарищами открыли в Мелитополе цех химчистки, тут получили бесценный опыт. Дело это в Союзе было новое, химчистка пользовалась в городе большим спросом.

Уже тогда он начал шить модные тогда шапки-обманки из нутрий - зверьков держал сам. Покупал у знакомых и кроличий мех, друзья-охотники снабжали лисицей и волком. Зарплата на заводе была не такая уж высокая - 120 рублей. Так что, если удавалось сшить и продать на нелегальном рынке «туче» пару шапок за сезон - это была прибавка к семейному бюджету.

В конце 90-х годов Иван Алексеевич переехал из Мелитополя в село Атманай. С 2000 г. он построил здесь цех по обработке шкур, один станок привез из России, другие станки и оборудование смастерил сам. В цеху работают по заводской технологии, помогают двое рабочих. Шкуры тут выделывают, товар раскраивается и сшивается. Подошву для обуви заказывают на запорожской фабрике «Мида», причем выбирают с самой высокой «губой», так что нога получается на 3 см от земли. Покупают также нитки и подложки в обувь. А стельки выбирают только натуральные войлочные.

По словам мастера, самый дешевый мех - у кролика и нутрии. Товары из кожи волка и собаки пригодны только для сухой погоды. Самая крепкая кожа - у козы, самая дорогая - у соболя, его родственник - куница, которая в нашем регионе распространена.

ПУСТЬ СЛУЖАТ ДОЛГО!

Шапок Иван Алекссевич шьет все меньше. Самый актуальный товар сегодня - это унты.

Унты - это же настоящий меховой термос, сохраняющий тепло в сильные морозы и комфорт во время зябкой и противной мелитопольской зимы. Сапоги «от дяди Вани», кроме работников рынка, носят и друзья И. Грицая, и охотники, и рыбаки.

- Ножка всегда должна быть с температурой 36,6! - уверен Иван Алексеевич. - Конечно, у нас на юге тепло, однако носить теплую обувь необходимо - это даст гарантию здоровья. Унты у меня испытанные, запатентованные. Когда приезжаю в Запорожье на авторынок, они там просто нарасхват. А бывает, смотришь на продавцов и думаешь: «Как же вам нужны теплые унты! Да вот денег нет купить, бедные…». Конечно, удовольствие это недешевое.

Детские размеры стоят 1200 грн., женские - 1700 грн., мужские - до 2000 грн. Хоть и немало унты стоят, зато носятся долго - если за ними ухаживать, то прослужат 10 лет. Причем мне их могут присылать для ремонта. Конечно, для меховой обуви есть свои правила эксплуатации. Например, не стоять подолгу в воде, ведь они прошиты вручную. Сушить при температуре не больше 50 градусов - иначе сварятся. Чистятся сапоги легко - металлическими щетками для кошек и собак. А если нужно вывести что-то жирное - то с помощью порошков. А вообще-то натуральный мех - очень практичная вещь. Вот коза два часа в грязи полежит, встала, отряхнулась и пошла дальше белая, как и была. Если из такой шкуры сшить унты - они тоже всегда будут белоснежными.

У КОГО 1 ЯНВАРЯ - РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Чтобы изделия из меха носились долго, нужно качественно произвести выделку и дубление шкуры. Для выделки используется муравьиная кислота - этот процесс Иван Алексеевич считает самым тяжелым в работе. Дубление производят безопасными дубителями. Работа с мехом - непрерывный цикл.

Шкуры, которые проходят обработку, нужно переворачивать каждые 15 минут, их постоянно развешивают, сушат. Праздничное 1 января И. Грицай провел в цеху - это был обычный рабочий день.

Могли бы в Атманае изготавливать большие партии товара, оптовики просят, однако все зависит от наличия сырья, так что приходится отказывать. Шкуры покупают в основном на заготпунктах, принимают и просто от населения. Одна шкурка козы стоит 30-50 грн., но с ней-то еще нужно поработать: отправить на стирку, стрижку. До 70 % идет на расходы по производству, только за электроэнергию платится по 6 тыс. грн. в месяц.

Самый лучший помощник - 15-летний внук Рома. Помогает деду после уроков в школе. Вместе они горы могут свернуть! За один день каникул дед раскроил 5 пар обуви, а Рома их прошил. Иван Алексеевич ждет, пока внук подрастет и станет настоящим партнером в работе.

- Работа с мехом для меня и профессия, и хобби, - признается И. Грицай. - Идешь по рынку и слышишь то тут, то там: «Дядя Ваня! Как дела?»

Оглянешься и видишь - стоят люди в моих унтах, и им хорошо. Самая большая награда - это не деньги, которые получишь за сшитый товар. Счастье - это когда ты знаешь, что человеку тепло и у него на душе все в порядке.



Похожие новости: