Верить в единство
Просмотров: 1690
27 січня 2018 15:54
Что происходило на наших землях тогда, когда в 1919-м впервые в Украине попытались объединить запад и восток?
В этом году в мероприятиях по случаю Дня соборности приняли участие власти, участники АТО, волонтеры, активисты. В разных населенных пунктах почтили минутой молчания погибших в зоне АТО, возложили цветы к памятникам. В областном краеведческом музее открылась выставка «100 лет борьбы: Украинская революция 1917-1921 годов». Молодежь провела скайп-конференцию «Единая страна online: праздник соборности» с ровесниками из Каменского и Хмельницкого. И все же: нов ли лозунг «За єдину Україну» в нашем Запорожском крае?
Народ стонал: «Те ушли - эти пришли…»
22 января 1919 г. в Киеве на Софийской площади был провозглашен Акт объединения, которым под флаг единого государства объединялись в одну державу Украинская Народная Республика и Западноукраинская Народная Республика. В память о тех событиях в 1999 г. был провозглашен День соборности. С момента появления независимой Украины идея объединенного государства и единства народа, живущего на разных территориях, стала очень важной. Особенно актуальной она стала сегодня, после начала конфликта на Донбассе.
- Думаю, что никаких действий, связанных с Актом объединения, в нашем крае не было, - говорит Ольга Петухова, учитель истории Мелитопольской ООШ № 4. - У нас постоянно шла смена власти - деникинцы, большевики, с большой опаской ожидали прихода Махно.
Весь 1918 год город был занят австро-венгерскими войсками, был принудительный сбор продуктов для армии. По городу даже проходил военный парад. В начале 1919 года, когда в Киеве был провозглашен Акт объединения, северная часть Мелитопольского уезда была занята Деникиным, деникинцы жестко относились к инакомыслию. Потом пришли большевики и уже не ушли. УНР, Директория - это все было в Киеве. А мелитопольцы просто не знали, чем и когда все закончится в той гражданской войне. До соборности ли?
- В декабре 1918 года Акимовский район был оккупирован Добровольческой армией Дроздовского, - рассказал Виктор Гнедашев, директор Акимовского районного историко-краеведческого музея. - Белогвардейцы установили власть, свергли исполком, ликвидировали советский строй, начали
мобилизацию в свою армию.
- Красная Армия вела наступление на Акимовку и 15 марта ее заняла. Смена власти происходила помесячно. Говоря простыми словами: те ушли - эти пришли. Только начали сотрудничать с большевиками - летом пришли гайдамаки, начались сумасшедшие погромы еврейского квартала, - рассказывает В. Гнедышев. - Пришла Красная Армия, ее свергли… За год форма правления могла поменяться несколько раз. Простые жители Акимовки не знали, на что и на кого им ориентироваться. Они помогали и добровольцам, и Красной Армии. Осуждать их за беспринципность нельзя - людям нужно было жить.
Ни о какой УНР в нашей глубинке и не слышали. В 1991 году снова заговорили о единстве державы. Но особой активности местные жители не проявляли. Я не слышал о том, чтобы «живые цепи» прошли через Запорожский край. И все же дух соборности был нашему народу не чужд...
«Я воспитывался в духе толерантности»
- ...Мое детство прошло в уже более поздние времена, - продолжает Виктор Николаевич. - В маленьком селе Радивоновка Акимовского района мирно сосуществовали жители Восточной Украины и переселенцы из западноукраинских земель - Тернопольской, Ивано-Франковской, Закарпатья. Попали они сюда в послевоенные годы. Первая волна переселения была в 1944-45 годах, вторая волна пошла в 47-50-х годах. Пустых домов в селе стояло много, переселенцы их отстраивали и жили. Никто западенцев не обижал, слово «бандеровец» можно было услышать в единичных случаях. А самое главное - их приняли. Мама вспоминала, как помогали им первое время с продуктами, как подкармливали детей.
Держались переселенцы особняком, больше общались со своими, ведь даже говорили они иначе - на диалектах родных земель. Была, конечно, разница в менталитете. Больше всего это касалось религиозных праздников - переселенцы привнесли в наш быт идеи празднования Рождества, Пасхи и других дат. Когда кто-то у нас работал, соседка говорила: «Сьогодні працювати не треба. До обіду в церкві правиться служба». Говорилось это мягко и очень часто служило на пользу нам, успевшим забыть церковные праздники. Мама со слов соседки писала список праздников на листочке. Через время и наши, и западные уже вместе ходили по селу колядовать и щедровать. Так шло взаимообогащение. Сейчас мы спрашиваем их: «На родину не хотите уехать?» - «Нет, - отвечают, - тут наши родные места».
Я с детства воспитывался в духе толерантности. Сегодня я нередко бываю на Западной Украине, вижу и отрицательное, и положительное. Стараюсь запоминать хорошее и именно его брать в копилку своего опыта. Если б не политика, мы бы уже давно имели мощное единое государство. Соборность в государстве возможна. Нужно верить в это!
В этом году в мероприятиях по случаю Дня соборности приняли участие власти, участники АТО, волонтеры, активисты. В разных населенных пунктах почтили минутой молчания погибших в зоне АТО, возложили цветы к памятникам. В областном краеведческом музее открылась выставка «100 лет борьбы: Украинская революция 1917-1921 годов». Молодежь провела скайп-конференцию «Единая страна online: праздник соборности» с ровесниками из Каменского и Хмельницкого. И все же: нов ли лозунг «За єдину Україну» в нашем Запорожском крае?
Народ стонал: «Те ушли - эти пришли…»
22 января 1919 г. в Киеве на Софийской площади был провозглашен Акт объединения, которым под флаг единого государства объединялись в одну державу Украинская Народная Республика и Западноукраинская Народная Республика. В память о тех событиях в 1999 г. был провозглашен День соборности. С момента появления независимой Украины идея объединенного государства и единства народа, живущего на разных территориях, стала очень важной. Особенно актуальной она стала сегодня, после начала конфликта на Донбассе.
- Думаю, что никаких действий, связанных с Актом объединения, в нашем крае не было, - говорит Ольга Петухова, учитель истории Мелитопольской ООШ № 4. - У нас постоянно шла смена власти - деникинцы, большевики, с большой опаской ожидали прихода Махно.
Весь 1918 год город был занят австро-венгерскими войсками, был принудительный сбор продуктов для армии. По городу даже проходил военный парад. В начале 1919 года, когда в Киеве был провозглашен Акт объединения, северная часть Мелитопольского уезда была занята Деникиным, деникинцы жестко относились к инакомыслию. Потом пришли большевики и уже не ушли. УНР, Директория - это все было в Киеве. А мелитопольцы просто не знали, чем и когда все закончится в той гражданской войне. До соборности ли?
- В декабре 1918 года Акимовский район был оккупирован Добровольческой армией Дроздовского, - рассказал Виктор Гнедашев, директор Акимовского районного историко-краеведческого музея. - Белогвардейцы установили власть, свергли исполком, ликвидировали советский строй, начали
мобилизацию в свою армию.
- Красная Армия вела наступление на Акимовку и 15 марта ее заняла. Смена власти происходила помесячно. Говоря простыми словами: те ушли - эти пришли. Только начали сотрудничать с большевиками - летом пришли гайдамаки, начались сумасшедшие погромы еврейского квартала, - рассказывает В. Гнедышев. - Пришла Красная Армия, ее свергли… За год форма правления могла поменяться несколько раз. Простые жители Акимовки не знали, на что и на кого им ориентироваться. Они помогали и добровольцам, и Красной Армии. Осуждать их за беспринципность нельзя - людям нужно было жить.
Ни о какой УНР в нашей глубинке и не слышали. В 1991 году снова заговорили о единстве державы. Но особой активности местные жители не проявляли. Я не слышал о том, чтобы «живые цепи» прошли через Запорожский край. И все же дух соборности был нашему народу не чужд...
«Я воспитывался в духе толерантности»
- ...Мое детство прошло в уже более поздние времена, - продолжает Виктор Николаевич. - В маленьком селе Радивоновка Акимовского района мирно сосуществовали жители Восточной Украины и переселенцы из западноукраинских земель - Тернопольской, Ивано-Франковской, Закарпатья. Попали они сюда в послевоенные годы. Первая волна переселения была в 1944-45 годах, вторая волна пошла в 47-50-х годах. Пустых домов в селе стояло много, переселенцы их отстраивали и жили. Никто западенцев не обижал, слово «бандеровец» можно было услышать в единичных случаях. А самое главное - их приняли. Мама вспоминала, как помогали им первое время с продуктами, как подкармливали детей.
Держались переселенцы особняком, больше общались со своими, ведь даже говорили они иначе - на диалектах родных земель. Была, конечно, разница в менталитете. Больше всего это касалось религиозных праздников - переселенцы привнесли в наш быт идеи празднования Рождества, Пасхи и других дат. Когда кто-то у нас работал, соседка говорила: «Сьогодні працювати не треба. До обіду в церкві правиться служба». Говорилось это мягко и очень часто служило на пользу нам, успевшим забыть церковные праздники. Мама со слов соседки писала список праздников на листочке. Через время и наши, и западные уже вместе ходили по селу колядовать и щедровать. Так шло взаимообогащение. Сейчас мы спрашиваем их: «На родину не хотите уехать?» - «Нет, - отвечают, - тут наши родные места».
Я с детства воспитывался в духе толерантности. Сегодня я нередко бываю на Западной Украине, вижу и отрицательное, и положительное. Стараюсь запоминать хорошее и именно его брать в копилку своего опыта. Если б не политика, мы бы уже давно имели мощное единое государство. Соборность в государстве возможна. Нужно верить в это!