Учебу в украинских вузах сократят ради опыта работы
Просмотров: 1041
3 лютого 2018 11:04
Уже через пять лет украинские студенты половину своего учебного времени смогут проводить на работе — официально и даже с зарплатой. Министерство образования в этом году хочет наработать фундамент для так называемого дуального обучения. "Сегодня" разобралась в деталях инициативы.
БЕЗ ОТРЫВА ОТ РЫНКА. По словам замглавы МОН Владимира Ковтунца, одна из главных проблем украинского высшего образования — оторванность от рынка труда.
"Мы выпускаем много инженеров, но у наших предприятий проблема подбора кадров. Они не могут взять выпускника с дипломом магистра — он просто не готов к работе", — говорит Ковтунец.
Чтобы решить эту проблему, Минобразования обещает за год разработать законодательство по дуальному образованию.
"Его суть заключается в том, что студент с какого-то момента часть обучения проводит на рабочем месте. Это не практика, а полноценное исполнение обязанностей, получение зарплаты и параллельное получение знаний", — добавляет Ковтунец.
У МОН уже готова и утверждена концепция развития дуального образования. Предполагается, что вузы должны будут сами находить и отбирать работодателей, разрабатывать учебные планы и оценивать результаты обучения на рабочем месте. В свою очередь предприятия должны будут отвечать за безопасность, помогать в разработке учебных программ, организовывать рабочие места с возможностью оплаты труда и предоставлять студенту необходимые материалы для работы. Кроме того, работодатель должен будет выделить для каждого студента наставника. А вот сам студент должен будет обязан соблюдать корпоративную этику и не распространять конфиденциальную информацию. По словам замминистра образования Юрия Рашкевича, на рабочем месте студенты будут проводить 25—50% учебного времени. Правда, в МОН считают, что запустить такой вид образования можно не раньше 2023 года.
НУЖНО, НО НЕ СРАЗУ. Проектный координатор Фонда им. Фридриха Эберта в Украине Елена Давликанова, участвовавшая в создании концепции, рассказала нам, что форма дуального образования у нас в стране обсуждается с 2014 года.
"От практики такой вид обучения отличается тем, что студент выполняет полный объем работы любого другого работника. У нас же практика пока выглядит так: "Мы тебя приняли, иди сделай кофе, принеси, отпечатай, сделай копии, а потом сиди, чтобы тебя не было видно, — объясняет она. — Плюс, когда вуз планирует обычные программы, только он отвечает за их наполнение. В дуальном образовании представители университета и работодателя садятся вместе и обсуждают программу, принимают решение, какие темы и в какой форме будут подаваться. Идет более глубокая взаимосвязь теории и практики".
По мнению HR-эксперта Анастасии Жуковой, сама идея дуального образования — хорошая:
"Вложить в сотрудника силы и средства, чтобы получить потом прибыль — так поступают очень многие крупные компании на Западе. Но нужно понимать, что работодатели захотят подстраховаться от того, чтобы выпестованный ими полезный кадр не сбежал в другую фирму. Нужны четкие механизмы компенсации, иначе работодатели потеряют к этому интерес".
Студенты тоже видят в таком новшестве позитив, однако считают, что сразу с первого курса дуальное образование только навредит.
"Я за, поскольку у нас недостаточно времени уделяют практике. Но такая система не должна быть обязательной. По крайней мере для студентов младших курсов. С другой стороны, захотят ли работодатели брать к себе студента-первокурсника, который толком ничего не знает и не умеет?" — задается вопросом студент одного из столичных вузов Владимир Кушнир.
В свою очередь студент другого киевского вуза Вадим Вовк считает, что в вопросе выбора места работы должен учитываться и голос самого студента. Наконец, преподаватель Александр Турьян считает, что на первых курсах дуальное образование будет только вредить.
"Такую форму обучения можно запускать только к третьему курсу. До этого студенты должны познакомиться с азами учебной практики".
Обучение на рабочем месте: опыт мира
Украинский вариант дуального образования частично списан с опыта Германии. По словам Давликановой, там внедрение такого образования началось еще в 70-х годах прошлого века. При этом, согласно исследованию ее Фонда, сегодня в Германии существует 1563 программы дуального обучения. Больше всего их в инженерии (39%) и экономике (32%).
"Там у торгово-промышленной палаты есть целая база предприятий, которые готовы участвовать в дуальном образовании", — говорит Давликанова.
При этом в Великобритании сегодня на дуальном образовании обучаются около 900 тыс. человек, а к 2020 году поставлена цель создать 3 млн рабочих мест на предприятиях в рамках этой программы. В Лондоне даже подсчитали, что отдача от каждого вложенного фунта стерлингов в студента составляет примерно 18 фунтов стерлингов. А в США такая программа существует с 1995 года, и по ней проходят обучение преимущественно на технических специальностях. Работодатели гарантируют студентам зарплату не меньше $36 тыс. в год после окончания вуза. Кроме того, дуальное обучение внедряется с 2012 года в Казахстане. Здесь, как и в Штатах, студенты предпочитают технические специальности.
БЕЗ ОТРЫВА ОТ РЫНКА. По словам замглавы МОН Владимира Ковтунца, одна из главных проблем украинского высшего образования — оторванность от рынка труда.
"Мы выпускаем много инженеров, но у наших предприятий проблема подбора кадров. Они не могут взять выпускника с дипломом магистра — он просто не готов к работе", — говорит Ковтунец.
Чтобы решить эту проблему, Минобразования обещает за год разработать законодательство по дуальному образованию.
"Его суть заключается в том, что студент с какого-то момента часть обучения проводит на рабочем месте. Это не практика, а полноценное исполнение обязанностей, получение зарплаты и параллельное получение знаний", — добавляет Ковтунец.
У МОН уже готова и утверждена концепция развития дуального образования. Предполагается, что вузы должны будут сами находить и отбирать работодателей, разрабатывать учебные планы и оценивать результаты обучения на рабочем месте. В свою очередь предприятия должны будут отвечать за безопасность, помогать в разработке учебных программ, организовывать рабочие места с возможностью оплаты труда и предоставлять студенту необходимые материалы для работы. Кроме того, работодатель должен будет выделить для каждого студента наставника. А вот сам студент должен будет обязан соблюдать корпоративную этику и не распространять конфиденциальную информацию. По словам замминистра образования Юрия Рашкевича, на рабочем месте студенты будут проводить 25—50% учебного времени. Правда, в МОН считают, что запустить такой вид образования можно не раньше 2023 года.
НУЖНО, НО НЕ СРАЗУ. Проектный координатор Фонда им. Фридриха Эберта в Украине Елена Давликанова, участвовавшая в создании концепции, рассказала нам, что форма дуального образования у нас в стране обсуждается с 2014 года.
"От практики такой вид обучения отличается тем, что студент выполняет полный объем работы любого другого работника. У нас же практика пока выглядит так: "Мы тебя приняли, иди сделай кофе, принеси, отпечатай, сделай копии, а потом сиди, чтобы тебя не было видно, — объясняет она. — Плюс, когда вуз планирует обычные программы, только он отвечает за их наполнение. В дуальном образовании представители университета и работодателя садятся вместе и обсуждают программу, принимают решение, какие темы и в какой форме будут подаваться. Идет более глубокая взаимосвязь теории и практики".
По мнению HR-эксперта Анастасии Жуковой, сама идея дуального образования — хорошая:
"Вложить в сотрудника силы и средства, чтобы получить потом прибыль — так поступают очень многие крупные компании на Западе. Но нужно понимать, что работодатели захотят подстраховаться от того, чтобы выпестованный ими полезный кадр не сбежал в другую фирму. Нужны четкие механизмы компенсации, иначе работодатели потеряют к этому интерес".
Студенты тоже видят в таком новшестве позитив, однако считают, что сразу с первого курса дуальное образование только навредит.
"Я за, поскольку у нас недостаточно времени уделяют практике. Но такая система не должна быть обязательной. По крайней мере для студентов младших курсов. С другой стороны, захотят ли работодатели брать к себе студента-первокурсника, который толком ничего не знает и не умеет?" — задается вопросом студент одного из столичных вузов Владимир Кушнир.
В свою очередь студент другого киевского вуза Вадим Вовк считает, что в вопросе выбора места работы должен учитываться и голос самого студента. Наконец, преподаватель Александр Турьян считает, что на первых курсах дуальное образование будет только вредить.
"Такую форму обучения можно запускать только к третьему курсу. До этого студенты должны познакомиться с азами учебной практики".
Обучение на рабочем месте: опыт мира
Украинский вариант дуального образования частично списан с опыта Германии. По словам Давликановой, там внедрение такого образования началось еще в 70-х годах прошлого века. При этом, согласно исследованию ее Фонда, сегодня в Германии существует 1563 программы дуального обучения. Больше всего их в инженерии (39%) и экономике (32%).
"Там у торгово-промышленной палаты есть целая база предприятий, которые готовы участвовать в дуальном образовании", — говорит Давликанова.
При этом в Великобритании сегодня на дуальном образовании обучаются около 900 тыс. человек, а к 2020 году поставлена цель создать 3 млн рабочих мест на предприятиях в рамках этой программы. В Лондоне даже подсчитали, что отдача от каждого вложенного фунта стерлингов в студента составляет примерно 18 фунтов стерлингов. А в США такая программа существует с 1995 года, и по ней проходят обучение преимущественно на технических специальностях. Работодатели гарантируют студентам зарплату не меньше $36 тыс. в год после окончания вуза. Кроме того, дуальное обучение внедряется с 2012 года в Казахстане. Здесь, как и в Штатах, студенты предпочитают технические специальности.