80 лет назад в Мелитополе расстреляли служителей церкви
Просмотров: 2310
5 березня 2018 09:05
В Мелитополе вспомнили о расстереле служителей церкви
80 лет назад зима принесла в Мелитополь не только холода. Она принесла трагедию Мелитопольской евангельской церкви.
Той зимой ее арестованные служители были расстреляны, а молитвенный дом перешел в собственность советского режима.
Трагические строки истории вспоминает пресвитер церкви "Благодать" Михаил Брицын:
"Той зимой расстреляли Александра Бауэра. Ему было 52 года. Он жил в Мелитополе недалеко от его церкви, на улице Петровского (ныне Стамболи), дом 63. Это был не первый арест Александра. В 1928 году, когда он жил в Новороссийске, его уже арестовывали «за контрреволюционную деятельность» обвиняя в поддержке связей с враждебными элементами (т.е. с его эмигрировавшими от беспредела и раскулачивания родственниками). Его самого, бывшего до революции зажиточным купцом и финансистом, вытрусили подчистую и сейчас он работал дворником в мелитопольском жилкомунхозе. Он не отказался от своей земной родины. Он не отказался от своей веры.
Вторым арестованным был Генрих Реймер. Ему было всего 27 лет. Несмотря на свой возраст он уже был известным служителем. Еще в 1931-м, когда ему было 23, Генриха арестовали за проповедь Евангелие. Он отсидел 2 года и снова вернулся к проповеди в общинах, к благовестию, к личным беседам о вере во Христа. Когда власти начали репрессии в Александровске (ныне Запорожье), Генриха уговорили переехать в Мелитополь и помочь евангельской церкви. Той весной он переехал в Мелитополь. Через три месяца его арестовали.
Третьим арестованным был Инокентий Валянский. Он был председателем церкви. В те годы собрания в молитвенном доме уже были запрещены. Но по свидетельствам очевидцев, брат Валянский настолько переживал, чтобы не прерывалось служение Богу, что приходил сам в пустой дом молитвы. Он открывал замок, становился на кафедру, читал Священное Писание, сам пел псалмы и молился на пустых местах прихожан, чтобы в Мелитополе не угас светильник Божьей славы. Так он служил до лета 37-го.
Тот день, 3 июля 1937 года, стал черным днем не только для Мелитопольской общины. Были произведены аресты руководителей церкви в Александровске (Запорожье), Бердянске, в меннонитских селах колонии на Молочных водах.
Допросы арестованных были похожи один на другой. Следователь каждый раз спрашивал: «Вы признаете, что в своих проповедях говорили, что ваша брань не против плоти и крови, а против начальств?» Такое наглое вырывание цитаты Нового Завета из контекста напрочь искажало его смысл, но разве это волновало следователя?
«Вы признаете, что оказывали помощь семьям репрессированных врагов народа?» Это были матери одиночки с детьми, мужей которых посадили и расстреляли раньше. Им передавали помощь, приходившую от эмигрировавших родственников.
«Вы признаете, что имеете связь с родственниками на Западе?»
Обвинительные акты «судебных троек» (а к тому времени их даже сократили до «двоек», так как машина репрессий набирала обороты, и палачей, способных перемалывать судьбы, очень не хватало) тоже не отличались оригинальностью: «Оказывал материальную помощь семьям репрессированных врагов народа», «Немецкий националист, вел фашистскую пропаганду», «Высказывал террористические намерения против руководителей Советского правительства и коммунистов», «Непримиримый враг Советской власти», «Клеветал на Сталинскую Конституцию».
Полгода следствия. Десяток бумажек-«документов». Доносы тех, кто когда-то отпал от церкви и теперь, боясь за свою судьбу, изливал гнуснейшую ложь на оставшихся верными служителей. И одинаковый приговор: «осужден по первой категории». В переводе с людоедского – расстрелян.
Через 80 лет в память о расстрелянных служителях Мелитопольской церкви евангельских христиан и всех репрессированных за веру во Христа на здании церкви была открыта мемориальная доска", - сообщает М. Брицын.
Той зимой ее арестованные служители были расстреляны, а молитвенный дом перешел в собственность советского режима.
Трагические строки истории вспоминает пресвитер церкви "Благодать" Михаил Брицын:
"Той зимой расстреляли Александра Бауэра. Ему было 52 года. Он жил в Мелитополе недалеко от его церкви, на улице Петровского (ныне Стамболи), дом 63. Это был не первый арест Александра. В 1928 году, когда он жил в Новороссийске, его уже арестовывали «за контрреволюционную деятельность» обвиняя в поддержке связей с враждебными элементами (т.е. с его эмигрировавшими от беспредела и раскулачивания родственниками). Его самого, бывшего до революции зажиточным купцом и финансистом, вытрусили подчистую и сейчас он работал дворником в мелитопольском жилкомунхозе. Он не отказался от своей земной родины. Он не отказался от своей веры.
Вторым арестованным был Генрих Реймер. Ему было всего 27 лет. Несмотря на свой возраст он уже был известным служителем. Еще в 1931-м, когда ему было 23, Генриха арестовали за проповедь Евангелие. Он отсидел 2 года и снова вернулся к проповеди в общинах, к благовестию, к личным беседам о вере во Христа. Когда власти начали репрессии в Александровске (ныне Запорожье), Генриха уговорили переехать в Мелитополь и помочь евангельской церкви. Той весной он переехал в Мелитополь. Через три месяца его арестовали.
Третьим арестованным был Инокентий Валянский. Он был председателем церкви. В те годы собрания в молитвенном доме уже были запрещены. Но по свидетельствам очевидцев, брат Валянский настолько переживал, чтобы не прерывалось служение Богу, что приходил сам в пустой дом молитвы. Он открывал замок, становился на кафедру, читал Священное Писание, сам пел псалмы и молился на пустых местах прихожан, чтобы в Мелитополе не угас светильник Божьей славы. Так он служил до лета 37-го.
Тот день, 3 июля 1937 года, стал черным днем не только для Мелитопольской общины. Были произведены аресты руководителей церкви в Александровске (Запорожье), Бердянске, в меннонитских селах колонии на Молочных водах.
Допросы арестованных были похожи один на другой. Следователь каждый раз спрашивал: «Вы признаете, что в своих проповедях говорили, что ваша брань не против плоти и крови, а против начальств?» Такое наглое вырывание цитаты Нового Завета из контекста напрочь искажало его смысл, но разве это волновало следователя?
«Вы признаете, что оказывали помощь семьям репрессированных врагов народа?» Это были матери одиночки с детьми, мужей которых посадили и расстреляли раньше. Им передавали помощь, приходившую от эмигрировавших родственников.
«Вы признаете, что имеете связь с родственниками на Западе?»
Обвинительные акты «судебных троек» (а к тому времени их даже сократили до «двоек», так как машина репрессий набирала обороты, и палачей, способных перемалывать судьбы, очень не хватало) тоже не отличались оригинальностью: «Оказывал материальную помощь семьям репрессированных врагов народа», «Немецкий националист, вел фашистскую пропаганду», «Высказывал террористические намерения против руководителей Советского правительства и коммунистов», «Непримиримый враг Советской власти», «Клеветал на Сталинскую Конституцию».
Полгода следствия. Десяток бумажек-«документов». Доносы тех, кто когда-то отпал от церкви и теперь, боясь за свою судьбу, изливал гнуснейшую ложь на оставшихся верными служителей. И одинаковый приговор: «осужден по первой категории». В переводе с людоедского – расстрелян.
Через 80 лет в память о расстрелянных служителях Мелитопольской церкви евангельских христиан и всех репрессированных за веру во Христа на здании церкви была открыта мемориальная доска", - сообщает М. Брицын.