Кому выгодны новые тарифы на электроэнергию
Просмотров: 1135
7 березня 2018 14:30
До Майдана-2014, цены на газ были низкими и стоили правительству 8% ВВП. Хуже всего то, что большинство этих средств поступали нескольким привилегированным поставщикам. Низкие тарифы на электроэнергию не давали владельцам других компаний стимулов для инвестиций. С 2014 по 2017 годы тарифы на газ резко выросли, хотя МВФ и жалуется на то, что существующие цены до сих пор отстают от мировых.
Но народ возмущен, ведь плата за тарифы на электроэнергию составляет значительную часть их расходов. Сегодняшний кризис повлекло плановое повышение тарифов на распределение электроэнергии с 1 апреля. Эксперт по энергетике Андрей Герус считает, что переход увеличит тарифы облэнерго увеличатся втрое и возрастут примерно до 30 млрд. гривен в год, что составляет чуть более одного процента ВВП.
Идея в том, что Украина должна ввести новый тип тарифа RAB – нормативную базу активов, которая широко используется на Западе. Таким образом облэнерго смогут установить тарифы на уровне 12,5% от стоимости своих активов.
Возможно, это и выглядит как разумное решение, но на самом деле не является таковым. Почти все дистрибьюторские компании были приватизированы по ценам, значительно ниже фактической величины их активов. Теперь Фонд государственного имущества Украины оценивает стоимость своих активов, как правило, в несколько раз выше, цены закупки. Таким образом, нынешние владельцы будут получать вдвое больше выгоды от успешных покупок, тогда как обычные украинцы снова столкнутся с тарифами, которые будут расти за их же счет. К тому же, такие тарифы отнюдь не стимулируют владельцев региональных дистрибьюторских компаний к модернизации или повышению эффективности своей работы. По этим причинам члены Комитета по по вопросам топливно-энергетического комплекса, в частности Ольга Белькова и Наталья Кацер-Бучковская, выступают против RAB-тарифов. Вместо этого они предлагают повышение тарифов на 14,5% для новых сетей и снижение на 2,5% изношенных. Эксперты приводят в пример успешную модернизацию сети в Румынии, которая появилась за счет новых инвестиций.
Сегодня тарифы на распределение электроэнергии устанавливаются в соответствии с предыдущим принципом "плюс стоимость", что позволяет владельцам иметь рентабельность в размере 3% на добавленную стоимость и соответственно побуждает их не инвестировать или уменьшать потери, а наоборот – максимально увеличивать их. Такая система удерживает тарифы на низком уровне, однако украинская энергосистема крайне нуждается в модернизации. Средняя продолжительность эксплуатации украинской энергосистемы составляет 40 лет, и сейчас 60-85% инфраструктуры уже считают изношенной. Поэтому риски серьезного отключения от сети очень высоки.
Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) формально является независимой, хотя большинство считает, что она таки контролируется Администрацией президента. 10 января НКРЭКУ обнародовала указ о введении RAB-тарифов с 1 апреля. Ранее его председатель Дмитрий Вовк неоднократно уверял людей, что в ближайшее время эти тарифы не появятся.
Украина имеет 24 региональные дистрибьюторские компании плюс "Киевэнерго", которая также относится к генерирующим компаниям. Поскольку облэнерго были приватизированы еще на ранней стадии, они в значительной степени принадлежат бизнесменам, чья доля уменьшилась. Только 6 из 24 владельцев обладают большим пакетом акций. Остальные компании находятся под контролем двух групп. Русский Константин Григоришин, который получил гражданство Украины в 2016 году, владеет большой долей десяти облэнерго, тогда как группа российских бизнесменов под руководством Александра Бабакова имеет значительные доли в одиннадцати облэнерго.
Бабаков является членом Совета (Сената) Российской Федерации, бывшим заместителем спикера российской Думы, бывшим лидером российской националистической партии "Батькивщина". Сейчас Бабаков находится под санкциями США и ЕС за голосование об аннексии Крыма.
НКРЭКУ должна утвердить переход каждого облэнерго на RAB-тарифы, и первые четыре из них уже выразили обеспокоенность. Два ("Прикарпатьеоблэнерго" и "Львовоблэнерго") принадлежат украинскому бизнесмену Игорю Суркису, остальные два ("Сумыоблэнерго" и "Черниговоблэнерго") – Константину Григоришину и украинскому олигарху Игорю Коломойскому. Ни один из этих людей не прославился крупными инвестициями на модернизацию.
Премьер-министр Владимир Гройсман занимает оппозиционную позицию по отношению к RAB-тарифам, одновременно подчеркивая, что он уважает прерогативы НКРЭКУ. В общем, Гройсман не имеет ничего против RAB-тарифов и призывает пересмотреть систему перехода на них так, чтобы в дальнейшем эти тарифы побудили к сбережениям и модернизации.
Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса разделяет видение Гройсмана. Поэтому кажется, что несмотря на важную роль МВФ в формировании новых тарифов, ему же не найдется места в этой горячей политической дискуссии.
Вопрос в том, приведет ли такая резкая критика к переносу или хотя бы изменениям во внедрении системы RAB-тарифов. Недавно председатель НКРЭКУ выразил сомнение, что облэнерго готовы к такому переходу. Если так, то это хорошая новость.
Источник www.facenews.ua
Но народ возмущен, ведь плата за тарифы на электроэнергию составляет значительную часть их расходов. Сегодняшний кризис повлекло плановое повышение тарифов на распределение электроэнергии с 1 апреля. Эксперт по энергетике Андрей Герус считает, что переход увеличит тарифы облэнерго увеличатся втрое и возрастут примерно до 30 млрд. гривен в год, что составляет чуть более одного процента ВВП.
Идея в том, что Украина должна ввести новый тип тарифа RAB – нормативную базу активов, которая широко используется на Западе. Таким образом облэнерго смогут установить тарифы на уровне 12,5% от стоимости своих активов.
Возможно, это и выглядит как разумное решение, но на самом деле не является таковым. Почти все дистрибьюторские компании были приватизированы по ценам, значительно ниже фактической величины их активов. Теперь Фонд государственного имущества Украины оценивает стоимость своих активов, как правило, в несколько раз выше, цены закупки. Таким образом, нынешние владельцы будут получать вдвое больше выгоды от успешных покупок, тогда как обычные украинцы снова столкнутся с тарифами, которые будут расти за их же счет. К тому же, такие тарифы отнюдь не стимулируют владельцев региональных дистрибьюторских компаний к модернизации или повышению эффективности своей работы. По этим причинам члены Комитета по по вопросам топливно-энергетического комплекса, в частности Ольга Белькова и Наталья Кацер-Бучковская, выступают против RAB-тарифов. Вместо этого они предлагают повышение тарифов на 14,5% для новых сетей и снижение на 2,5% изношенных. Эксперты приводят в пример успешную модернизацию сети в Румынии, которая появилась за счет новых инвестиций.
Сегодня тарифы на распределение электроэнергии устанавливаются в соответствии с предыдущим принципом "плюс стоимость", что позволяет владельцам иметь рентабельность в размере 3% на добавленную стоимость и соответственно побуждает их не инвестировать или уменьшать потери, а наоборот – максимально увеличивать их. Такая система удерживает тарифы на низком уровне, однако украинская энергосистема крайне нуждается в модернизации. Средняя продолжительность эксплуатации украинской энергосистемы составляет 40 лет, и сейчас 60-85% инфраструктуры уже считают изношенной. Поэтому риски серьезного отключения от сети очень высоки.
Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) формально является независимой, хотя большинство считает, что она таки контролируется Администрацией президента. 10 января НКРЭКУ обнародовала указ о введении RAB-тарифов с 1 апреля. Ранее его председатель Дмитрий Вовк неоднократно уверял людей, что в ближайшее время эти тарифы не появятся.
Украина имеет 24 региональные дистрибьюторские компании плюс "Киевэнерго", которая также относится к генерирующим компаниям. Поскольку облэнерго были приватизированы еще на ранней стадии, они в значительной степени принадлежат бизнесменам, чья доля уменьшилась. Только 6 из 24 владельцев обладают большим пакетом акций. Остальные компании находятся под контролем двух групп. Русский Константин Григоришин, который получил гражданство Украины в 2016 году, владеет большой долей десяти облэнерго, тогда как группа российских бизнесменов под руководством Александра Бабакова имеет значительные доли в одиннадцати облэнерго.
Бабаков является членом Совета (Сената) Российской Федерации, бывшим заместителем спикера российской Думы, бывшим лидером российской националистической партии "Батькивщина". Сейчас Бабаков находится под санкциями США и ЕС за голосование об аннексии Крыма.
НКРЭКУ должна утвердить переход каждого облэнерго на RAB-тарифы, и первые четыре из них уже выразили обеспокоенность. Два ("Прикарпатьеоблэнерго" и "Львовоблэнерго") принадлежат украинскому бизнесмену Игорю Суркису, остальные два ("Сумыоблэнерго" и "Черниговоблэнерго") – Константину Григоришину и украинскому олигарху Игорю Коломойскому. Ни один из этих людей не прославился крупными инвестициями на модернизацию.
Премьер-министр Владимир Гройсман занимает оппозиционную позицию по отношению к RAB-тарифам, одновременно подчеркивая, что он уважает прерогативы НКРЭКУ. В общем, Гройсман не имеет ничего против RAB-тарифов и призывает пересмотреть систему перехода на них так, чтобы в дальнейшем эти тарифы побудили к сбережениям и модернизации.
Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса разделяет видение Гройсмана. Поэтому кажется, что несмотря на важную роль МВФ в формировании новых тарифов, ему же не найдется места в этой горячей политической дискуссии.
Вопрос в том, приведет ли такая резкая критика к переносу или хотя бы изменениям во внедрении системы RAB-тарифов. Недавно председатель НКРЭКУ выразил сомнение, что облэнерго готовы к такому переходу. Если так, то это хорошая новость.
Источник www.facenews.ua