Минфин готовит новый удар по кошелькам украинцев
Просмотров: 1299
12 квітня 2018 15:09
Из-за тотальной коррупции в Украине многие годы процветает теневая экономика. По оценкам МВФ, в "тени" сейчас находится почти половина всей экономики страны - 44,8%.
Неудивительно, что у правительства возникают постоянные проблемы с наполнением бюджета – с теневых доходов налоги не платятся. Выхода из такой ситуации есть два: либо создать такие условия, при которых бизнесу будет выгодно выходить из тени, либо увеличить фискальную нагрузку на "белых" налогоплательщиков.
Украинские власти, судя по их заявлениям, выбрали комбинированный подход. Но если с первым у них пока все получается крайне туго, то с повышением налогов проволочек не случается.
По данным Государственной фискальной службы, крупнейшими налогоплательщиками прошлого года наряду с энергетиками стали табачные компании.
Именно на табачную отрасль в очередной раз и обратили взоры чиновники Минфина. По имеющейся у нас информации, уже даже разработан законопроект, который приведет к фактическому установлению в Украине "минимальной" рыночной цены на сигареты в размере 26,8 грн.
Что интересно, эта инициатива "бьет" только по дешевым сигаретам, которые сегодня стоят от 18 до 22 гривен и никак не затрагивает ни средний, ни элитный сегменты табачной продукции.
То есть тот, кто может позволить себе курить "Мальборо", вообще никак не ощутит изменение в налогообложении сигарет. А вот люди с маленьким доходом как раз ощутят. Ведь их бюджетные сигареты подскочат в цене минимум на 5 грн. Сейчас, по усредненным оценкам, в Украине продается до 600 тысяч пачек дешевых сигарет в год. Умножаем и считаем – потери населения составят 3 млрд грн!
Рост пенсий, минимальной зарплаты, выплат военным в таком случае по сути нивелируется. При этом эти деньги по большому счету уйдут не в бюджет, а в карманы крупных табачных компаний, которые как раз и производят сигареты в диапазоне 27 грн и выше. Речь идет о "Бритиш-Америкэн Тобакко", "Филип Моррис Украина", "Джей Ти Интернешнл Украина". Для них с точки зрения налогов вообще ничего не изменится, а вот доходы вырастут. Ведь если производителей дешевых марок (а это в основном независимые отечественные предприятия) заставят повысить цены до уровня 27 грн, они не смогут конкурировать с более дорогими брендами. Они просто "вылетят" с рынка, а их долю разделят международные концерны.
Более того, далеко не факт, что те, кто сегодня покупает сигареты за 18-22 грн, смогут их покупать и за 27 грн. Придется еще больше экономить, скажем, на еде, или идти на рынок и покупать контрафакт непонятного производства и сомнительно качества, или вообще начинать курить махорку.
Эффект от этой инициативы весьма сомнителен. Украинские предприятия обанкротятся, люди обеднеют еще больше и здоровее не станут, теневой рынок вырастет. О существенных доппоступлениях в бюджет говорить не приходится.
Сверхприбыли при таком раскладе получают только международные табачные корпорации. Они, впрочем, активно лоббируют "минималку" на сигареты.
При этом украинские чиновники в упор не замечают или скорее отказываются замечать альтернативные варианты, которые позволят и повысить поступления в бюджет, и сохранят работу отечественных предприятий, и не вызовут роста социальной напряженности.
"Сейчас европейской бизнес, который стремится развивать рынки сбыта и находить выгодные и дешевые сырьевые базы, окончательно признал и принял правила ведения бизнеса в Украине. У нас можно сделать в бизнесе все! Главное – знать, с кем и за сколько договориться, при этом вытесняя слабых игроков. Где находится наша власть, которая обязана защищать интересы национального производителя?", - пишет в Facebook политический эксперт Владислав Дзивидзинский.
В Европе при налогообложении сигарет активно используется адвалорная ставка. Она является частью акциза и растет вместе со стоимостью сигарет. Чем дороже марку ты покупаешь, тем больше ты платишь акцизного налога. То есть налог платят все, но богатые платят больше, а бедные меньше. Тот, кто курит сигареты за 30-40 грн, вряд ли перейдет на сигареты из-под полы на рынке, если они вдруг подорожают. Он или будет покупать привычные сигареты по новой цене, или перейдет на другие марки в приемлемом для него ценовом диапазоне, или же бросит курить. В любом случае травиться контрафактом и спонсировать "серый" рынок он не будет.
"Правительство пытается использовать любые косвенные способы наполнения бюджета, по большему счету за счет граждан. Поэтому данное повышение акцизов связанно с желанием правительства наполнять бюджет с помощью таких вот простых механизмов. А все заявления о том, что это позволит снизить уровень курения, не соответствует действительности", - заявил изданию "Слово и Дело" политолог Алексей Якубин. Эксперт предположил, что производители будут задумываться о закрытии реального производства, поэтому усилится теневой рынок.
По данным производителей сигарет, сейчас на долю контрабанды и контрафакта приходится лишь 1,7% отечественного рынка сигарет, пишет в своей статье в журнале "Фокус" Елена Романюк. Однако информация о подделке и контрабанде табачных изделий в этом году стала поступать всё чаще и чаще. Рост цен заставил курильщиков делать выбор в пользу нелегальной продукции. Поэтому резкое повышение акцизов может достичь цели, прямо противоположной заявленной. Вместо сокращения потребления страна получит увеличение теневого оборота.
"Теневой рынок после повышения ставок однозначно вырастет. Насколько именно, спрогнозировать трудно. Но за последние три месяца, по данным исследования TNS Ukraine, он показывает рост", — говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Украине Олег Стрекаль.
В Украине адвалор в 12% уже действует, но почему-то только на сигареты дороже 40 грн. Поэтому налог сегодня что с пачки "Примы" (24 грн за пачку), что с пачки Мальборо (39,69 грн за пачку) платится один и тот же. Чтобы изменить ситуацию, достаточно просто увеличить ставку и снизить ценовой порог. По оценкам экспертов, эффективная адвалорная ставка поможет обеспечить в 7 раз больше поступлений в бюджет, чем повышение цен на дешевые сигареты.
Впрочем, такой подход наших чиновников из Минфина, и ГФС (которая уже якобы поддержала законопроект), не устраивает. Или же, что более правдоподобно, не устраивает международные табачные концерны.
Эксперты уверены, что эта законодательная инициатива Минфина нарушает целый ряд отечественных и международных норм. Так, будут нарушены часть положений Налогового кодекса, в частности статья 4, которая среди прочего устанавливает "равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации" и "социальную справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков". Фактическое установление "минимальной" рыночной цены также противоречит Закону Украины "О ценах и ценообразовании".
Кроме того, предложенный Минфином законопроект идет в противоречие с Директивой ЕС 2011/64 / EU о структуре и ставке акцизного налога на табачные изделия, которая четко предусматривает, что минимальное акцизное обязательство должно быть одинаковым для всех ценовых сегментов.
Плюс ко всему можно прогнозировать негативную реакцию в рамках Всемирной торговой организации, которая традиционно видит в таких действиях попытку создать неблагоприятную рыночную конъюнктуру. Как показывает история споров в рамках ВТО, США и ЕС не оставляют такие действия стран без внимания.
Опрошенные представители отечественных производителей надеются на принципиальность украинских чиновников и политиков. Ведь законопроект должен получить "зеленый свет" от Антимонопольного комитета, Министерства юстиции, Регуляторной службы, Минагрополитики и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. В ином случае на выходе такой "реформы" Украина получит целый ворох новых проблем, разгребать которые придется не исключено что уже новым властям.
Источник: 112
Неудивительно, что у правительства возникают постоянные проблемы с наполнением бюджета – с теневых доходов налоги не платятся. Выхода из такой ситуации есть два: либо создать такие условия, при которых бизнесу будет выгодно выходить из тени, либо увеличить фискальную нагрузку на "белых" налогоплательщиков.
Украинские власти, судя по их заявлениям, выбрали комбинированный подход. Но если с первым у них пока все получается крайне туго, то с повышением налогов проволочек не случается.
По данным Государственной фискальной службы, крупнейшими налогоплательщиками прошлого года наряду с энергетиками стали табачные компании.
Именно на табачную отрасль в очередной раз и обратили взоры чиновники Минфина. По имеющейся у нас информации, уже даже разработан законопроект, который приведет к фактическому установлению в Украине "минимальной" рыночной цены на сигареты в размере 26,8 грн.
Что интересно, эта инициатива "бьет" только по дешевым сигаретам, которые сегодня стоят от 18 до 22 гривен и никак не затрагивает ни средний, ни элитный сегменты табачной продукции.
То есть тот, кто может позволить себе курить "Мальборо", вообще никак не ощутит изменение в налогообложении сигарет. А вот люди с маленьким доходом как раз ощутят. Ведь их бюджетные сигареты подскочат в цене минимум на 5 грн. Сейчас, по усредненным оценкам, в Украине продается до 600 тысяч пачек дешевых сигарет в год. Умножаем и считаем – потери населения составят 3 млрд грн!
Рост пенсий, минимальной зарплаты, выплат военным в таком случае по сути нивелируется. При этом эти деньги по большому счету уйдут не в бюджет, а в карманы крупных табачных компаний, которые как раз и производят сигареты в диапазоне 27 грн и выше. Речь идет о "Бритиш-Америкэн Тобакко", "Филип Моррис Украина", "Джей Ти Интернешнл Украина". Для них с точки зрения налогов вообще ничего не изменится, а вот доходы вырастут. Ведь если производителей дешевых марок (а это в основном независимые отечественные предприятия) заставят повысить цены до уровня 27 грн, они не смогут конкурировать с более дорогими брендами. Они просто "вылетят" с рынка, а их долю разделят международные концерны.
Более того, далеко не факт, что те, кто сегодня покупает сигареты за 18-22 грн, смогут их покупать и за 27 грн. Придется еще больше экономить, скажем, на еде, или идти на рынок и покупать контрафакт непонятного производства и сомнительно качества, или вообще начинать курить махорку.
Эффект от этой инициативы весьма сомнителен. Украинские предприятия обанкротятся, люди обеднеют еще больше и здоровее не станут, теневой рынок вырастет. О существенных доппоступлениях в бюджет говорить не приходится.
Сверхприбыли при таком раскладе получают только международные табачные корпорации. Они, впрочем, активно лоббируют "минималку" на сигареты.
При этом украинские чиновники в упор не замечают или скорее отказываются замечать альтернативные варианты, которые позволят и повысить поступления в бюджет, и сохранят работу отечественных предприятий, и не вызовут роста социальной напряженности.
"Сейчас европейской бизнес, который стремится развивать рынки сбыта и находить выгодные и дешевые сырьевые базы, окончательно признал и принял правила ведения бизнеса в Украине. У нас можно сделать в бизнесе все! Главное – знать, с кем и за сколько договориться, при этом вытесняя слабых игроков. Где находится наша власть, которая обязана защищать интересы национального производителя?", - пишет в Facebook политический эксперт Владислав Дзивидзинский.
В Европе при налогообложении сигарет активно используется адвалорная ставка. Она является частью акциза и растет вместе со стоимостью сигарет. Чем дороже марку ты покупаешь, тем больше ты платишь акцизного налога. То есть налог платят все, но богатые платят больше, а бедные меньше. Тот, кто курит сигареты за 30-40 грн, вряд ли перейдет на сигареты из-под полы на рынке, если они вдруг подорожают. Он или будет покупать привычные сигареты по новой цене, или перейдет на другие марки в приемлемом для него ценовом диапазоне, или же бросит курить. В любом случае травиться контрафактом и спонсировать "серый" рынок он не будет.
"Правительство пытается использовать любые косвенные способы наполнения бюджета, по большему счету за счет граждан. Поэтому данное повышение акцизов связанно с желанием правительства наполнять бюджет с помощью таких вот простых механизмов. А все заявления о том, что это позволит снизить уровень курения, не соответствует действительности", - заявил изданию "Слово и Дело" политолог Алексей Якубин. Эксперт предположил, что производители будут задумываться о закрытии реального производства, поэтому усилится теневой рынок.
По данным производителей сигарет, сейчас на долю контрабанды и контрафакта приходится лишь 1,7% отечественного рынка сигарет, пишет в своей статье в журнале "Фокус" Елена Романюк. Однако информация о подделке и контрабанде табачных изделий в этом году стала поступать всё чаще и чаще. Рост цен заставил курильщиков делать выбор в пользу нелегальной продукции. Поэтому резкое повышение акцизов может достичь цели, прямо противоположной заявленной. Вместо сокращения потребления страна получит увеличение теневого оборота.
"Теневой рынок после повышения ставок однозначно вырастет. Насколько именно, спрогнозировать трудно. Но за последние три месяца, по данным исследования TNS Ukraine, он показывает рост", — говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Украине Олег Стрекаль.
В Украине адвалор в 12% уже действует, но почему-то только на сигареты дороже 40 грн. Поэтому налог сегодня что с пачки "Примы" (24 грн за пачку), что с пачки Мальборо (39,69 грн за пачку) платится один и тот же. Чтобы изменить ситуацию, достаточно просто увеличить ставку и снизить ценовой порог. По оценкам экспертов, эффективная адвалорная ставка поможет обеспечить в 7 раз больше поступлений в бюджет, чем повышение цен на дешевые сигареты.
Впрочем, такой подход наших чиновников из Минфина, и ГФС (которая уже якобы поддержала законопроект), не устраивает. Или же, что более правдоподобно, не устраивает международные табачные концерны.
Эксперты уверены, что эта законодательная инициатива Минфина нарушает целый ряд отечественных и международных норм. Так, будут нарушены часть положений Налогового кодекса, в частности статья 4, которая среди прочего устанавливает "равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации" и "социальную справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков". Фактическое установление "минимальной" рыночной цены также противоречит Закону Украины "О ценах и ценообразовании".
Кроме того, предложенный Минфином законопроект идет в противоречие с Директивой ЕС 2011/64 / EU о структуре и ставке акцизного налога на табачные изделия, которая четко предусматривает, что минимальное акцизное обязательство должно быть одинаковым для всех ценовых сегментов.
Плюс ко всему можно прогнозировать негативную реакцию в рамках Всемирной торговой организации, которая традиционно видит в таких действиях попытку создать неблагоприятную рыночную конъюнктуру. Как показывает история споров в рамках ВТО, США и ЕС не оставляют такие действия стран без внимания.
Опрошенные представители отечественных производителей надеются на принципиальность украинских чиновников и политиков. Ведь законопроект должен получить "зеленый свет" от Антимонопольного комитета, Министерства юстиции, Регуляторной службы, Минагрополитики и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. В ином случае на выходе такой "реформы" Украина получит целый ворох новых проблем, разгребать которые придется не исключено что уже новым властям.
Источник: 112