Нарушение устной речи у детей. Что делать родителям?
Просмотров: 1572
22 квітня 2018 09:38
Трудности устной речи чаще всего можно встретить у ребенка в период от 2-5 лет, в тот период, когда дети только учатся говорить и излагать свои мысли невербально. Когда развитие карапуза проходит в счастливой и безмятежной среде, то в подавляющем большинстве ситуаций дефекты речи проходят. Но есть процент детей (до 10-ти %), которые не совсем удачно борются с нарушениями устной речи.
Удачное овладение устной речью очень зависимо от общего развития ребенка, его усидчивости и терпения, психологической обстановки в семье, а также наследственных данных.
Перед тем, как направиться к профессионалам, необходимо понимать, что является нормой в определенном случае, а что отклонением от нормы. Нынешняя психология обозначает два типа развития речи ребенка: разговорчивые и молчаливые.
У «разговорщиков» очень часто можно выделить повышенную динамичность и высокую заинтересованность к окружающей среде. Эти дети зачастую что-то говорят, много спрашивают и довольно быстро привыкают к нетипичной обстановке, новым местам. Нередко «разговорщики» начинают говорить ранее других ребят.
«Молчаливые» дети, напротив, расположены к рассматриванию, и нелегко привыкают к необычной обстановке. Эти дети зачастую поздно начинают разговаривать, но, что важно, говорят уже почти без дефектов. Но, если «молчаливый» не стал говорить даже к 2-3м годам, то тут уже родителям нужно уделить этому вопросу стоящее внимание и обратиться за консультацией к специалисту.
Итак, рассмотрим основные классификаторы отклонения от нормы развития речи у малыша.
Дислалия
Основные признаки: нечеткое произношение звуков, то есть звуки, проговариваемые малышом, искажены, либо заменены на какие-либо, смешаны или их попросту нет. До достижения определенного возраста при дислалии не обязательно вмешательство специалиста. Данное заключение ребенку ставят не раньше 4-х лет, когда уже он при нормальном слухе, хорошем запасе слов и верном выстраивании предложений говорит некоторые звуки неверно. К примеру, вместо «рыбка» – «лыбка», «собака» — «шобака» и т.д.
Ринолалия
Основные признаки: апраксия тембра голоса, которую вызывает анатомический дефект речевого аппарата. Разговор ребенка неестественен, ребенок, как будто, говорит «не своим голосом». В этом случае будут искажены все говоримые звуки, речь таких малышей невнятна, однозвучна и непонятна. Это нарушения возникает в процессе раскола твердого и мягкого неба, также возможно при травмировании носовых или ротовых полостей или обездвиженности мягкого неба.
Дизартрия
Основные признаки: нарушение артикуляции при поражении работоспособности нервов, которые объединяют речевой аппарат и ЦНС. Ограничивается быстрота и сила колебаний речевых органов, искажается произношение всех звуков, манеры разговора и речевой тональности. Например, у ребенка возникает отсутствие контроля над языком, язык, как бы не слушается ребенка. У малыша не получается надуть щечки или нахмурить бровки, потому как лицевые мышцы слабо подвижны. Полезно быть в курсе, что дизартрия – это не отдельное заболевание, а является частью нарушения двигательного аппарата. Именно поэтому ребенку необходимо лечение, решающее проблему комплексно.
Алалия
Основные признаки: выявляется частично или в полном объеме отсутствующая речь при имеющимся хорошем физическом слухе. Малыш при этом умственно не отстает, речевой аппарат не имеет отступления, пареза и паралича. Ребенок не зажат в речевой среде и устремляется к общению с окружением, но только жестами, мимикой. Эксперты находят проблему возникновения алалии в недоразвитом или пораженном состоянии речевых каналов, находящихся в левой части полушария головного мозга. Описанные нарушения проходят либо во время развития внутри утробы матери, или во время раннего развития малыша. Алалия бывает сенсорная (когда малыш не понимает и у него не получается воспроизвести речь человека) и моторная (ребенок понимает речь, но не может ее освоить).
Задержка развития речи (ЗРР)
Основные признаки: малыш средне, но позднее все медленнее и медленнее одногодок осваивает речь. Этот диагноз ставится ребенку с ранних лет. Корнем возникновения ЗРР может становиться неполноценная речевая среда, недостаточное физическое и психическое здоровье, замедленный ритм развития нервных клеток, которые отвечают за речь.
Заикание (логоневроз)
Основные признаки: нарушение ритма речи, что спровоцировано судорогами лицевых мышц. Это сопровождается повторением звуков (в частности, согласных), протяжным произношением гласных, повторением слов и слогов, приостановка речи. Зачастую данное нарушение речи вызвано боязнью. В повседневности такой малыш не заикается, но при ответственной речи (декламирование стихов на утреннике или ответ возле доски), наряду с переживанием возникает заикание.
Чтобы обойти заикание, нужно:
оградить, по возможности, общение ребенка с заикающимися;
не допускать ссор при малыше;
исключить возможность получения физических и психических увечий;
не запугивать ребенка страшными сказками и персонажами;
не позволять малышу бывать в темноте, в наказание не бить (устраивать строгий выговор).
Как поступать родителям, если вдруг возникло подозрение у ребенка дефекты речи
В случае, если малыш извращает слова, звуки, либо наблюдается какой-либо другой речевой дефект, не нужно обращать на это внимание ребенка. Ни в коем случае не говорите малышу повторять слова, до их правильного, четкого произношения. Лучше будет, при разговоре произнести неправильное слово немного громче, чем обычно, отчетливо, дабы оно отпечаталось в памяти ребенку.
Не ругайте малыша ребенка за неудачи, ну а за успех, в обязательном порядке, похвалите.
Пойте ребенку побольше детских песенок, читайте книжки, пересказывайте сказки. Пусть ваш четкий голос и интонации, ребенок слышит как можно чаще.
Занимайте ребенка физической активностью, спортом, так как тренированная координация движений помогает в речевом развитии ребенка.
И, наконец, основное! Если, все-таки, у ребёнка наблюдается чрезмерное нарушение речи, ни в коем случае, не нужно откладывать визит к эксперту. Только специалист сможет понять, существует ли реальная опасность или, возможно, у малыша это само «перерастет».
источник:http://kraskizhizni.com
Удачное овладение устной речью очень зависимо от общего развития ребенка, его усидчивости и терпения, психологической обстановки в семье, а также наследственных данных.
Перед тем, как направиться к профессионалам, необходимо понимать, что является нормой в определенном случае, а что отклонением от нормы. Нынешняя психология обозначает два типа развития речи ребенка: разговорчивые и молчаливые.
У «разговорщиков» очень часто можно выделить повышенную динамичность и высокую заинтересованность к окружающей среде. Эти дети зачастую что-то говорят, много спрашивают и довольно быстро привыкают к нетипичной обстановке, новым местам. Нередко «разговорщики» начинают говорить ранее других ребят.
«Молчаливые» дети, напротив, расположены к рассматриванию, и нелегко привыкают к необычной обстановке. Эти дети зачастую поздно начинают разговаривать, но, что важно, говорят уже почти без дефектов. Но, если «молчаливый» не стал говорить даже к 2-3м годам, то тут уже родителям нужно уделить этому вопросу стоящее внимание и обратиться за консультацией к специалисту.
Итак, рассмотрим основные классификаторы отклонения от нормы развития речи у малыша.
Дислалия
Основные признаки: нечеткое произношение звуков, то есть звуки, проговариваемые малышом, искажены, либо заменены на какие-либо, смешаны или их попросту нет. До достижения определенного возраста при дислалии не обязательно вмешательство специалиста. Данное заключение ребенку ставят не раньше 4-х лет, когда уже он при нормальном слухе, хорошем запасе слов и верном выстраивании предложений говорит некоторые звуки неверно. К примеру, вместо «рыбка» – «лыбка», «собака» — «шобака» и т.д.
Ринолалия
Основные признаки: апраксия тембра голоса, которую вызывает анатомический дефект речевого аппарата. Разговор ребенка неестественен, ребенок, как будто, говорит «не своим голосом». В этом случае будут искажены все говоримые звуки, речь таких малышей невнятна, однозвучна и непонятна. Это нарушения возникает в процессе раскола твердого и мягкого неба, также возможно при травмировании носовых или ротовых полостей или обездвиженности мягкого неба.
Дизартрия
Основные признаки: нарушение артикуляции при поражении работоспособности нервов, которые объединяют речевой аппарат и ЦНС. Ограничивается быстрота и сила колебаний речевых органов, искажается произношение всех звуков, манеры разговора и речевой тональности. Например, у ребенка возникает отсутствие контроля над языком, язык, как бы не слушается ребенка. У малыша не получается надуть щечки или нахмурить бровки, потому как лицевые мышцы слабо подвижны. Полезно быть в курсе, что дизартрия – это не отдельное заболевание, а является частью нарушения двигательного аппарата. Именно поэтому ребенку необходимо лечение, решающее проблему комплексно.
Алалия
Основные признаки: выявляется частично или в полном объеме отсутствующая речь при имеющимся хорошем физическом слухе. Малыш при этом умственно не отстает, речевой аппарат не имеет отступления, пареза и паралича. Ребенок не зажат в речевой среде и устремляется к общению с окружением, но только жестами, мимикой. Эксперты находят проблему возникновения алалии в недоразвитом или пораженном состоянии речевых каналов, находящихся в левой части полушария головного мозга. Описанные нарушения проходят либо во время развития внутри утробы матери, или во время раннего развития малыша. Алалия бывает сенсорная (когда малыш не понимает и у него не получается воспроизвести речь человека) и моторная (ребенок понимает речь, но не может ее освоить).
Задержка развития речи (ЗРР)
Основные признаки: малыш средне, но позднее все медленнее и медленнее одногодок осваивает речь. Этот диагноз ставится ребенку с ранних лет. Корнем возникновения ЗРР может становиться неполноценная речевая среда, недостаточное физическое и психическое здоровье, замедленный ритм развития нервных клеток, которые отвечают за речь.
Заикание (логоневроз)
Основные признаки: нарушение ритма речи, что спровоцировано судорогами лицевых мышц. Это сопровождается повторением звуков (в частности, согласных), протяжным произношением гласных, повторением слов и слогов, приостановка речи. Зачастую данное нарушение речи вызвано боязнью. В повседневности такой малыш не заикается, но при ответственной речи (декламирование стихов на утреннике или ответ возле доски), наряду с переживанием возникает заикание.
Чтобы обойти заикание, нужно:
оградить, по возможности, общение ребенка с заикающимися;
не допускать ссор при малыше;
исключить возможность получения физических и психических увечий;
не запугивать ребенка страшными сказками и персонажами;
не позволять малышу бывать в темноте, в наказание не бить (устраивать строгий выговор).
Как поступать родителям, если вдруг возникло подозрение у ребенка дефекты речи
В случае, если малыш извращает слова, звуки, либо наблюдается какой-либо другой речевой дефект, не нужно обращать на это внимание ребенка. Ни в коем случае не говорите малышу повторять слова, до их правильного, четкого произношения. Лучше будет, при разговоре произнести неправильное слово немного громче, чем обычно, отчетливо, дабы оно отпечаталось в памяти ребенку.
Не ругайте малыша ребенка за неудачи, ну а за успех, в обязательном порядке, похвалите.
Пойте ребенку побольше детских песенок, читайте книжки, пересказывайте сказки. Пусть ваш четкий голос и интонации, ребенок слышит как можно чаще.
Занимайте ребенка физической активностью, спортом, так как тренированная координация движений помогает в речевом развитии ребенка.
И, наконец, основное! Если, все-таки, у ребёнка наблюдается чрезмерное нарушение речи, ни в коем случае, не нужно откладывать визит к эксперту. Только специалист сможет понять, существует ли реальная опасность или, возможно, у малыша это само «перерастет».
источник:http://kraskizhizni.com