Вопросы «про это»: что отвечать в каком возрасте

Просмотров: 1318
31 травня 2018 20:06
Для каждого возраста свой объем информации

2-3 года: первые вопросы

Есть такой принцип: каков вопрос, таков ответ. Подумайте об этом хорошенько относительно нашей темы! Ребенка интересует, ОТКУДА он пришел, а не разные подробности полового акта. Очень многие родители тут же «забегают вперед», хотя в данном возрасте ребенок еще не созрел к подобной информации.

Предваряю вопрос: а как же говорить с ребенком, чтобы он не заинтересовался на данном этапе тем, что ему еще не нужно знать по возрасту? Мы, родители, направляем интересы ребенка. И мы же отслеживаем, откуда и какую информацию он получает в таком маленьком возрасте. Значит, если возник вопрос о появлении на свет, именно мы прикладываем усилия к тому, чтобы информация была в нужных нам рамках.

Сейчас необходимо ставить сильный акцент на процессе беременности и родах, на том, что малыш развивается в мамином животе, что он питается так-то, привязан там-то и т.п. (хорошо, если у вас или у родственниц ожидается младший). То есть акцентом должны стать подробности о развитии младенца внутриутробно, а не другое. В этом возрасте ребенка очень легко увлечь любой информацией — поэтому родители могут представить это так, чтобы ребенку хватило пищи для размышлений и рассуждений.

В этом возрасте детей очень интересует анатомия — и в том числе отличия мужского и женского организма. Поскольку в данном вопросе дети чисты (обратимся к прошлой статье про свое отношение к теме), родители объясняют устройство организма и разные особенности. Опять же — здесь родители должны очень четко направлять информационный поток, чтобы отличия в половых органах не стали предметом постоянного интереса.

Дети обычно не стесняются своего тела в этот период, и не нужно на данном этапе у них искусственно формировать нездоровое отношение. Бывает, что малыш оголяется прямо перед гостями, например (взял и ни с того ни с сего стянул штанишки). В ответ родители его стыдят, говорят, что это нехорошо и т.п. В этом случае появляется негативное отношение к своему телу (это стыдно, нехорошо и прочее). Лучше при объяснении, как устроено тело, постепенно говорить, почему мы не выходим на улицу раздетыми, почему переодеваемся не при гостях и ходим в туалет, закрываясь там. Нужно объяснить, что наше тело имеет ценность, что его могут видеть только самые близкие, и что мы скрываем его от посторонних, как и все ценное.

3-6 лет: дети появляются в семье

В этот период ребенок лучше всего усваивает семейные роли, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент личности будущего семьянина (это отражено в том числе и в играх «в семью»). Очень важно, чтобы в этот период в подсознании ребенка возникла прочная связь между тайной деторождения и супружеством.

Основной акцент для этого возраста, на мой личный взгляд, — что дети появляются у любящих друг друга мужа и жены, а не случайно встретившихся на один вечерок людей. При этом, опять же, еще рановато объяснять все подробности процесса, но связь между крепкими отношениями, глубокими чувствами и появлением детей обязательно должна отложиться в мозгу. И чем глубже это войдет в подсознание и ассоциативный ряд, тем лучше.

Также ребенок проявляет интерес к собственному телу и особенно отличиям между мужским и женским организмом. Опять же — очень многое зависит от отношения родителей, чтобы эта тема не перешла в разряд табу или шуточек.

6-10 лет: возраст просвещения
Я очень хорошо понимаю, что все индивидуально, но тем не менее: мой прошлый педагогический опыт говорит о том, что как бы родители ни считали эту тему «слишком ранней», в 99% случаев в первом классе ребенка уже просветят. Да, очень примерные дети из исключительно благополучных семей: «надо же, а по виду не скажешь»!

Дело в том, что дети в садике привыкают быть двуличными, и родителям (и другим взрослым) показывать то поведение, которое нужно. Поэтому уверяю вас: именно такие хорошие детки, по которым «и не скажешь», вполне могут просветить в самых интересных подробностях вашего первоклассника. Для того чтобы «про это» знал весь класс, достаточно одного «просвещенного», и поверьте бывшей учительнице: при современной свободе слова один такой ученик на класс всегда найдется.

Возможно, многие родители считают этот возраст слишком ранним для такой темы, но я считаю, что лучше информация поступит правильная и на основе доверия от родителей, нежели искаженная тайком в школьном туалете под хихиканье и неприличные анекдоты. Поэтому лучше предупредить такое «просвещение» и сделать профилактику искаженного понимания сути, нежели потом гадать: а что именно знает ребенок? (Большинство детей стесняются рассказать об этом родителям, поскольку полученная информация представляется им шокирующей.)

Понятно, что я не имею в виду: как только ребенку исполнилось 6-7 лет, ему срочно нужно об этом рассказывать. Все как всегда индивидуально. Но если ребенок идет в школу, скорее всего, он узнает об этом уже не от родителей.

Конечно, интимные отношения должны представляться не отдельным действием или «половым актом», существующим в качестве развлечения или еще чего, а как высшая точка единения двух людей, печать их супружества. То есть продолжается тема супружеской связи и сексуальных отношений как части всего целого. Целое в данном случае — семья, муж и жена, и секс не существует сам по себе как самоцель, а является одним из проявлений их отношений друг с другом.

Озерова Марина
педагог-психолог (Израиль), ведет виртуальные курсы,
консультирует он-лайн, активный член сообщества "Дети в семье"

источник: https://www.ourbaby.ru



Похожие новости: