"Поход во власть" обойдется от 5 до 20 миллионов долларов

Просмотров: 887
24 липня 2018 10:13
"КП" в Украине" посчитала, на что и сколько денег потратят кандидаты-мажоритарщики и кандидаты в президенты в 2019 году.

Официальная президентская избирательная кампания стартует 31 декабря 2018 года, парламентская - и того позже. Но неофициально обе избирательные кампании уже идут полным ходом. Города и села заполонили политические билборды, с экранов телевизоров не сходит политическая реклама (в том числе и замаскированная под социальную рекламу), политики зачастили к избирателям. И все это стоит денег, больших денег.

Для того чтобы стать кандидатом в народные депутаты по мажоритарному округу, необходимо минимум иметь 37 200 гривен. Это обязательный взнос кандидата для регистрации в ЦИК. Не внесет кандидат данную сумму - в избирательные списки не попадет.

Что касается расходов на саму избирательную кампанию, то разлет сумм колоссальный и зависит от многих факторов.

- Все зависит от размеров округа и планируемого количества полученных голосов. Если округ сельский, средний бюджет кампании не должен превышать 2,5-3 доллара за голос, если мы говорим о городах, то эта сумма возрастает до 3,5-4 долларов за голос. Это все расходы на кампанию, включая медиа составляющую и работу команды, - говорит политолог Сергей Быков.

По примерным подсчетам политолога Руслана Бортника, кандидату-мажоритарщику, который баллотируется не в Киеве и области, и не в городе-миллионнике, нужно от 500 тысяч долларов для более-менее успешной кампании.

- Для Киевской области эту сумму увеличиваем в два раза, для Киева - в 4-5 раз, - говорит Бортник и объясняет это дорогими рекламными площадями и солидностью округа. - По партийным спискам в проходных партиях цена доходит до 1-2 миллионов долларов.

Эксперты утверждают, что больше всего денег любой кандидат тратит на изготовление и размещение внешней рекламы и рекламы в СМИ. Немало денег тянет построение региональной сети, начиная от агитаторов и заканчивая наблюдателями.

- Проще кандидату от партии. У него на местах есть актив. Есть организационный ресурс, на который можно опираться. Это удешевляет кампанию, - акцентирует внимание политтехнолог Алексей Якубин.

Еще на один интересный нюанс указывает политолог Владимир Цибулько.

- На предстоящих выборах часть мажоритарщиков будут иметь большие бонусы, так как они формировали местные территориальные общины. И эти ОТГ могут сделать действующим мажоритарщикам очень хорошую услугу, - отмечает Цибулько. На местном уровне лидеры ОТГ будут лоббировать интересы мажоритарщика, который в свое время помог им выиграть местные выборы.

- Что касается привязки к политической силе и удешевления из-за этого кампании, то я не совсем согласен. Нередко выдвиженцу партии приходится финансово тянуть и кампанию на своем округе, и вкладываться в общепартийную кампанию, - говорит Цибулько.

Имеет значение, проходят ли выборы на всей территории Украины или в одном округе. Если по всей стране, то, по предварительным подсчетам экспертов, победа на округе кандидату обойдется в 1,5 миллиона долларов. На внеочередных выборах цена победы на округе возрастает до 4-5 миллионов долларов. Дело в том, что существенно увеличивается конкуренция. На округ заходят люди с деньгами, которые засыпают избирателей гречкой и другими благами.
Вложить в президентские выборы $5 миллионов

Кроме 2,5 миллиона гривен (обязательного взноса в ЦИК), кандидат в президенты должен иметь хотя бы миллион долларов.

- За меньшую сумму не удастся провести кампанию, - убежден политолог Руслан Бортник.

В пять раз больший "минимум" озвучивает Владимир Цибулько. И поясняет, что такие деньги готовы вложить в президентскую гонку "новые лица", имеющие партии, чтобы потом сэкономить на парламентской избирательной кампании.

- Полноценную президентскую кампанию можно провести начиная от пяти миллионов долларов. С этим бюджетом реально приблизиться к проходному барьеру на предстоящих парламентских выборах. Ведь основная задача новых фигур на президентских выборах - разогрев перед парламентскими. Это удешевит из общую кампанию. Так бы новым партиям пришлось на старте парламентской избирательной кампании выложить от 20 миллионов долларов. А так - около 5 миллионов долларов на президентскую, а потом еще 5 "лимонов" - на парламентскую. Экономия, - считает Цибулько.

Еще выше цифры называет Алексей Якубин. Эксперт считает, что для того, чтобы кандидату в президенты просто более-менее заметно присутствовать в избирательной кампании, нужно минимально около 20 миллионов долларов. Много? Смотря с чем сравнивать.

- Самой дорогой была избирательная президентская кампания в 2010 году. Тогда лидеры гонки тратили сотни миллионов долларов. Только на одну телевизионную рекламу, которая по качеству не уступала голливудским блокбастерам, расходовали десятки миллионов долларов, - отмечает Якубин.

В то же время, по мнению политолога Сергея Быкова, если расходы на привлечение одного голоса в поддержку кандидата в президенты превышают 2 доллара, "то команда кандидата либо непрофессиональна, либо воровата, но часто и то и другое".

Кстати, Управление делами Верховной Рады выплатило нардепам и сотрудникам 16 миллионов 300 тысяч гривен отпускных всего лишь за первую половину июля.

Согласно данным Единого портала использования публичных средств, 15 миллионов из этой суммы были выплачены на руки наличными, сообщило Радио Свобода.

Депутаты 13 июля завершили 8-ю сессию и ушли на каникулы. Следующая сессия парламента начнется 4 сентября и продлится до 25 января 2019 года. Очередные выборы парламента девятого созыва должны пройти 27 октября.

Напомним, что в Раде работают 450 депутатов. Аппарат Рады достигает 1115 человек.

Источник: http://kp.ua



Похожие новости: