Крестный ход в Киеве глазами мелитопольских паломников
Просмотров: 1717
30 липня 2018 11:48
Как мелитопольцы отмечали Крещение Руси
1030 лет Крещения Руси - как выглядело это событие изнутри? Не в первый раз я участвовала во всеукраинском крестном ходе. Но каждый год впечатления и мысли новые и по-разному радостные.
Из Мелитополя в Киев отправилось четыре автобуса. В день отправки возле памятника Шевченко было многолюдно: ехали около 200 человек, четыре автобуса! Благополучно загрузившись, отправились в путь. Кроме моих трех детей, в автобусе было еще четверо детей от 5 до 9 лет. Малышам было весело - путешествие! Но при подъезде к Запорожью, наши водители погасили наше веселье. Оказывается, спокойно проехать через областной центр мы не сможем: от своих коллег, которые вели автобусы, что выехали раньше нашего, они узнали, что в городе нас ждет СБУ.
Решили добираться окраинами, узкими улочками. Водители держали связь с автобусом, что следовал за нами, и давали советы. Старший в нашей группе по имени Игорь сразу же строго предупредил: "Я не могу гарантировать, что мы доберемся до Киева, я даже не могу гарантировать, что мы проедем Запорожье. Нас могут встретить люди, которые иначе понимают, что такое вера и церковь, они имеют на это право, наше дело – не поддаваться ни на какие провокации. Я призываю всех молиться Богу и Матери Божьей". Он сказал это так серьезно, что стало не по себе.
Люди на заднем сиденье запели молитву "Богородице Дево", к ним присоединялись все новые и новые голоса. Пели негромко, нерадостно, молитвенно, почти всем автобусом. Знаю, чувствовала: те, кто не пели, молились молча. Пели долго-долго, на протяжении всего нашего пути через Запорожье и дальше. Уверена: именно благодаря этой всеобщей молитве нас и не остановили в областном центре. Потихоньку продолжали свой путь дальше. Успокоившись, ночью многие заснули, в том числе я и мои младшие сыновья. А старшая дочка не уснула и рассказывала: нас тормознули уже где-то посреди полей, остановили, проверяли документы. Люди опять молились, опять пели… А остальных наших горожан в другом автобусе продержали в Запорожье до часу ночи, обыскивали и не пускали в Киев.
В столицу приехали довольно рано, около 8 утра. Но и тут оказалось не так просто: по многим улицам нельзя было ехать автобусам с паломниками. Пришлось нашим водителям уже в Киеве опять пробираться узкими улочками, стоять в пробках. В результате на Европейскую площадь мы добрались только к 11 часам.
Моя семья сразу же отправилась в Лавру. Побывали в ближних пещерах, зашли в храм. Из-за этого не успели доехать до Владимирской горки, так как движение уже перекрыли. Но это оказалось к лучшему: пошли пешком навстречу крестному ходу и своими глазами смогли убедиться, что он стал настоящим праздником и для киевлян, и для украинцев из разных регионов.
В районе метро "Арсенальная" и дальше по улице Грушевского улицы были заполнены паломниками, священники в самой разной одежде держали путь в одиночку и во главе групп прихожан. То тут, то там над землей плыли таблички с названиями епархий: это люди спешили на молебен. Везде только и было слышно: по какой дороге пройти? И таксисты, и продавцы, и охранники любезно всем объясняли.
Подходя к Европейской площади, издалека увидели волнующееся море людей, издалека было слышно пение. Здесь остановились те, кому было трудно подняться на Владимирскую горку. Группы просто ходили по площади и пели. Многие одеты нарядно: женщины в белых блузках и юбках. По одежде некоторых было видно, что они приехали с Западной Украины: льняные и холщовые вышиванки, сельские юбки, расшитые орнаментами. Очень много было калек и людей, просящих милостыню. Моих мальчишек впечатлил отряд квадрокоптеров, жужжащих со всех концов в небе над толпой. Кроме них, были и другие съемочные устройства, а также много журналистов.
Вот послышалось громкое пение, и с горки начал спускаться крестный ход. Впереди шло духовенство, возглавляющее церковь. Дальше стройными рядами монахини: сначала сестры милосердия в белом и в головных уборах с крестами, затем монахини в голубом. Потом прошли колонны мужчин с красными хоругвями, несли святыни: тяжелые ковчеги с мощами, огромные двухметровые кресты, один был украшен длинным рушником. Проплыли над толпой чудотворные иконы, привезенные из родных храмов. Затем шла огромная масса священников в золотом облачении. Но поскольку мы стояли внизу горки, то видели верхнюю часть картины: их головы с наградными шапочками-камилавками ярких цветов – красных, бордовых, синих. Между толпой то и дело сновали журналисты, которые на ходу брали интервью.
И вот, наконец, выплыла река верующих, влиться в нее смогли и мы. Просматривая сегодня съемку с воздуха, понимаешь, что сравнение с рекой самое удачное: тысячи людей словно плывут волнами. Находясь внутри, мы ощущали дыхание этой огромной толпы. Ноги шли в такт простой и короткой молитве, которую тысячи голосов пели, не переставая, весь путь до Лавры.
Я помню времена, когда еще не было традиции ежегодных крестных ходов на праздник Крещения Руси. И поэтому мне удивительно: как за несколько лет крестный ход стал необыкновенным событием, собирающим тысячи людей в столицу? Эта праздничность захватывает. Вон на тротуаре стоит дед, он, может, и в церковь не ходит. Но ему очень хочется поучаствовать, он принес баян и теперь по-своему встречает толпу верующих - наяривает советские вальсы. Причем не ради денег – просто хочется быть вместе со всеми. А у входа в Лавру бабуля суперзвонким народным голосом выводит песню. Слов я не разобрала, возможно, песня была и духовная, но уж очень залихватски у бабули выходило!
Знаю, что цифры о количестве участников хода очень разнятся. Мы пообщались с охранником, который родом из Мелитополя, а сейчас живет в Киеве. Он говорил, что официальные цифры надо бы умножить вдвое. Но сколько бы ни было – хоть несколько десятков, хоть несколько сотен - это все равно было очень много. Вся эта масса народу вливалась после крестного хода в замкнутую территорию Лавры очень медленно и с трудом. А оказавшись внутри, люди переводили дух. Кажется: ну что там, час ходьбы по городу, разве это тяжело – пройти крестным ходом? Однако Лавра была полна богомольцами, которые сидели на траве, на тротуарах, отдыхая, как после тяжелой работы. Перекусывали, делились куском хлеба с соседями по бордюру, на который упали для передышки. Занимали очередь, чтобы умыться водичкой из источников Антония и Феодосия, выстаивали огромные очереди за булочками и свечами. У одних хватало сил еще и молиться на всенощной перед Успенским храмом, другие отправлялись в пещеры к святым. Третьи любовались на живого павлина, ухоженные клумбы с фигурно высаженными розами, на вертеп, зеркальную писанку…
И знаете, что стало самым главным, самым удивительным? Люди. Такие разные, каждый со своим представлением о жизни и вере. Несмотря на препятствия, они собрались со всех концов страны, объединились в одном порыве. Именно тогда в Киеве я почувствовала: мы – одно целое.
Из Мелитополя в Киев отправилось четыре автобуса. В день отправки возле памятника Шевченко было многолюдно: ехали около 200 человек, четыре автобуса! Благополучно загрузившись, отправились в путь. Кроме моих трех детей, в автобусе было еще четверо детей от 5 до 9 лет. Малышам было весело - путешествие! Но при подъезде к Запорожью, наши водители погасили наше веселье. Оказывается, спокойно проехать через областной центр мы не сможем: от своих коллег, которые вели автобусы, что выехали раньше нашего, они узнали, что в городе нас ждет СБУ.
Решили добираться окраинами, узкими улочками. Водители держали связь с автобусом, что следовал за нами, и давали советы. Старший в нашей группе по имени Игорь сразу же строго предупредил: "Я не могу гарантировать, что мы доберемся до Киева, я даже не могу гарантировать, что мы проедем Запорожье. Нас могут встретить люди, которые иначе понимают, что такое вера и церковь, они имеют на это право, наше дело – не поддаваться ни на какие провокации. Я призываю всех молиться Богу и Матери Божьей". Он сказал это так серьезно, что стало не по себе.
Люди на заднем сиденье запели молитву "Богородице Дево", к ним присоединялись все новые и новые голоса. Пели негромко, нерадостно, молитвенно, почти всем автобусом. Знаю, чувствовала: те, кто не пели, молились молча. Пели долго-долго, на протяжении всего нашего пути через Запорожье и дальше. Уверена: именно благодаря этой всеобщей молитве нас и не остановили в областном центре. Потихоньку продолжали свой путь дальше. Успокоившись, ночью многие заснули, в том числе я и мои младшие сыновья. А старшая дочка не уснула и рассказывала: нас тормознули уже где-то посреди полей, остановили, проверяли документы. Люди опять молились, опять пели… А остальных наших горожан в другом автобусе продержали в Запорожье до часу ночи, обыскивали и не пускали в Киев.
В столицу приехали довольно рано, около 8 утра. Но и тут оказалось не так просто: по многим улицам нельзя было ехать автобусам с паломниками. Пришлось нашим водителям уже в Киеве опять пробираться узкими улочками, стоять в пробках. В результате на Европейскую площадь мы добрались только к 11 часам.
Моя семья сразу же отправилась в Лавру. Побывали в ближних пещерах, зашли в храм. Из-за этого не успели доехать до Владимирской горки, так как движение уже перекрыли. Но это оказалось к лучшему: пошли пешком навстречу крестному ходу и своими глазами смогли убедиться, что он стал настоящим праздником и для киевлян, и для украинцев из разных регионов.
В районе метро "Арсенальная" и дальше по улице Грушевского улицы были заполнены паломниками, священники в самой разной одежде держали путь в одиночку и во главе групп прихожан. То тут, то там над землей плыли таблички с названиями епархий: это люди спешили на молебен. Везде только и было слышно: по какой дороге пройти? И таксисты, и продавцы, и охранники любезно всем объясняли.
Подходя к Европейской площади, издалека увидели волнующееся море людей, издалека было слышно пение. Здесь остановились те, кому было трудно подняться на Владимирскую горку. Группы просто ходили по площади и пели. Многие одеты нарядно: женщины в белых блузках и юбках. По одежде некоторых было видно, что они приехали с Западной Украины: льняные и холщовые вышиванки, сельские юбки, расшитые орнаментами. Очень много было калек и людей, просящих милостыню. Моих мальчишек впечатлил отряд квадрокоптеров, жужжащих со всех концов в небе над толпой. Кроме них, были и другие съемочные устройства, а также много журналистов.
Вот послышалось громкое пение, и с горки начал спускаться крестный ход. Впереди шло духовенство, возглавляющее церковь. Дальше стройными рядами монахини: сначала сестры милосердия в белом и в головных уборах с крестами, затем монахини в голубом. Потом прошли колонны мужчин с красными хоругвями, несли святыни: тяжелые ковчеги с мощами, огромные двухметровые кресты, один был украшен длинным рушником. Проплыли над толпой чудотворные иконы, привезенные из родных храмов. Затем шла огромная масса священников в золотом облачении. Но поскольку мы стояли внизу горки, то видели верхнюю часть картины: их головы с наградными шапочками-камилавками ярких цветов – красных, бордовых, синих. Между толпой то и дело сновали журналисты, которые на ходу брали интервью.
И вот, наконец, выплыла река верующих, влиться в нее смогли и мы. Просматривая сегодня съемку с воздуха, понимаешь, что сравнение с рекой самое удачное: тысячи людей словно плывут волнами. Находясь внутри, мы ощущали дыхание этой огромной толпы. Ноги шли в такт простой и короткой молитве, которую тысячи голосов пели, не переставая, весь путь до Лавры.
Я помню времена, когда еще не было традиции ежегодных крестных ходов на праздник Крещения Руси. И поэтому мне удивительно: как за несколько лет крестный ход стал необыкновенным событием, собирающим тысячи людей в столицу? Эта праздничность захватывает. Вон на тротуаре стоит дед, он, может, и в церковь не ходит. Но ему очень хочется поучаствовать, он принес баян и теперь по-своему встречает толпу верующих - наяривает советские вальсы. Причем не ради денег – просто хочется быть вместе со всеми. А у входа в Лавру бабуля суперзвонким народным голосом выводит песню. Слов я не разобрала, возможно, песня была и духовная, но уж очень залихватски у бабули выходило!
Знаю, что цифры о количестве участников хода очень разнятся. Мы пообщались с охранником, который родом из Мелитополя, а сейчас живет в Киеве. Он говорил, что официальные цифры надо бы умножить вдвое. Но сколько бы ни было – хоть несколько десятков, хоть несколько сотен - это все равно было очень много. Вся эта масса народу вливалась после крестного хода в замкнутую территорию Лавры очень медленно и с трудом. А оказавшись внутри, люди переводили дух. Кажется: ну что там, час ходьбы по городу, разве это тяжело – пройти крестным ходом? Однако Лавра была полна богомольцами, которые сидели на траве, на тротуарах, отдыхая, как после тяжелой работы. Перекусывали, делились куском хлеба с соседями по бордюру, на который упали для передышки. Занимали очередь, чтобы умыться водичкой из источников Антония и Феодосия, выстаивали огромные очереди за булочками и свечами. У одних хватало сил еще и молиться на всенощной перед Успенским храмом, другие отправлялись в пещеры к святым. Третьи любовались на живого павлина, ухоженные клумбы с фигурно высаженными розами, на вертеп, зеркальную писанку…
И знаете, что стало самым главным, самым удивительным? Люди. Такие разные, каждый со своим представлением о жизни и вере. Несмотря на препятствия, они собрались со всех концов страны, объединились в одном порыве. Именно тогда в Киеве я почувствовала: мы – одно целое.