Окопы от политики далеки

Просмотров: 1330
14 жовтня 2018 09:00
Фото из архива Штефана Иванчикова
14 октября в Украине отмечают День защитника. Праздник был учрежден не так давно, однако военная агрессия России на Донбассе, а также аннексия Крыма дали очень многим мужчинам и женщинам возможность стать настоящими защитниками Украины.

Сначала с видеокамерой - информировал, потом в погонах МЧС - спасал, а теперь в форме ВСУ Украину защищает мелитополец Штефан Иванчиков.

Штефан в прошлом наш коллега - журналист и оператор, в 2013 г. активно включился в патриотическое движение на Мелитопольщине. С 2014-го с волонтерской организацией «Небайдужі» начал собирать и передавать помощь для ребят на передовую. Тогда нужны были и одежда, и обувь, и питание. А в 2016 г. и сам пошел в военкомат. Шутит, сложнее всего было, уходя на войну, избежать гнева жены. Говорит, с тем «на чьей стороне» определился сразу.

- Все стало ясно после того, как русские «отжали» Крым. Поэтому не особо удивился и когда война на Донбассе началась. Никаких сомнений по поводу того, кто агрессор, и что надо делать, не возникло, - говорит Штефан.

«Крики детей не забуду никогда»


Поскольку в службе спасения работал на должности связиста, то и в Мелитопольский объединенный горвоенкомат был принят на похожую. Определенное время служил в военкомате. А потом отправился « в командировку» - в состав 20 отдельного мотопехотного батальона при 93 бригаде. Боевое слаживание проходили в Черкасском и на полигоне «Широкий Лан». Далее выдвинулись на Мариупольское направление. Служили недалеко от Мариуполя в районе Павлополя.

- Нас было несколько десятков человек из разных военкоматов области. Поначалу, конечно, присматривались к нам, мол, умеют ли эти «военкоматопехи» правильно оружие в руках держать. Потом поняли, что умеем, - рассказывает Штефан. Шутит, не умел, но научился идеально колоть дрова.

Уточняю, за последние годы изменилось ли состояние армии? Отвечает утвердительно.

- Конечно, хотелось бы техники побольше да посовременнее, и чтобы совсем уже исчезли пережитки «совка», когда топливо «испаряется» по дороге до подразделения. Но в целом изменения очень заметны. У военнослужащих есть все или почти все, - говорит Ш. Иванчиков.
- Что, и помощь волонтеров не нужна уже?

- Нужна, конечно. Не только в плане материальном, когда надо было решить проблемы с освещением, например, то «Небайдужі» объединились с другими волонтерами и привезли нам бухту кабеля. Но и в эмоциональном. Всегда приятно получить весточку из родного города и вкусняшку, приготовленню женой.

Прошу поделиться самыми яркими воспоминаниями о том периоде. Не обязательно страшными, но теми, что запомнились. Штефан вспоминает, и все, о чем он говорит связано с людьми, которые его окружали:

- На всю жизнь запомню, один из обстрелов. Когда на позиции сепаратистов приехали русские и начали «крыть артой» (обстреливать из артиллерийского оружия) село. На тот момент дети отвыкли уже от обстрелов, поэтому при первых выстрелах просто начали бежать по селу и громко, страшно кричать. Вот этот крик, эти детские лица я не забуду никогда.

Конечно, помнится и приятное. Как-то на Пасху нам привезли очень много вкусняшек. Столько, что самим съесть это было просто не под силу. Поэтому мы возле блокпоста выставили коробки и всех проходящих мимо угощали.

А еще навсегда запомню местных дядю Ваню и тетю Валю. Всем нашим солдатам они там заменяли родителей. Почти каждый день дядя Ваня топил баню для военнослужащих, а тетя Валя варила огромную кастрюлю борща. И этот борщ, и эта банька стали просто спасением для ребят, чьи позиции были «в чистом поле». Ну и просто эта семья с 2014 года помогала украинским военным, даже пока еще было не понятно, чем весь этот конфликт закончится…

«Перевоспитывать взрослых бессмысленно»

Но в целом, конечно, местное население не так чтобы сильно поддерживает Украину. Почти у всех родственники «на той стороне», почти все принимали активное участие в так называемом «референдуме». Правда, многие поняли, что стали жертвой обмана.

- Людей обманули, и на этом вся политика РФ зиждется. Они поверили в то, что придет Путин и насыплет всем по полмешка денег. А потом наступило прозрение. Нам прямо говорили, что есть разница между тем, когда у власти русские, и когда пришли украинские войска. При нас, мол, можно даже развивать сельское хозяйство и не опасаться, что придет «апалченец» с автоматом и возьмет то, что ему надо, - рассказывает мой собеседник.

Не могу не задать вопрос, как видит разрешение конфликта. Штефан говорит, что даже не будучи в высоких чинах, понимает, что в случае переведения противостояния в открытую фазу, Россия применит все вооружение и авиацию, что у них есть. А это значит массовые жертвы среди мирного населения. В Украине на это не пойдут.

- А вообще хотелось бы, конечно, парадом по Москве пройти с украинским флагом (улыбается). Но склоняюсь к тому, что на оккупированную территорию должны войти миротворцы, без российского участия, - говорит Штефан. Уточняет, особое внимание надо уделить детям Донбасса. - Перевоспитывать взрослых бессмысленно. Даже те, кто против Украины, на рожон лезть не будут. Первое время будут молча терпеть, а потом привыкнут. А вот с детьми очень плохая ситуация. За эти несколько лет там выросло поколение детей, люто ненавидящих Украину. И за них надо бороться.

Спрашиваю о том, что дала война. Стал ли чувствовать себя защитником.

- Об этом я как раз не задумывался. Просто считаю, что долг каждого уважающего себя мужчины пойти защищать Родину. Но вообще после войны меняется многое, в том числе, и круг общения. Часть людей «отсеялась» из-за достаточно радикальной проукраинской позиции, но больше приобрел близких по духу людей.

- В государстве не разочаровался?

- Окопы от политики очень далеки. Понятно, что не без того, чтобы пообсуждать «экономическую и политическую ситуацию», но на войну люди идут не за ту или иную политсилу, а защищать свою страну, детей, близких. На том все дискуссии и заканчиваются.



Похожие новости: