Есть ли что праздновать мелитопольским дорожникам
Статус официального праздник получил вскоре после распада СССР, в 1993 г., хотя его история начинается в 1980 г. как просто Дня автомобилиста. Нынче это праздник не только профессиональных водителей, но и тех, кто обеспечивает им комфорт, делая дороги.
Сегодня быть дорожником намного легче благодаря новым технологиям. Молодым работникам этой сферы сложно об этом судить, а вот ветераны дорожных служб помнят, как это – заливать трещины смолой с помощью старого веника. Помнит это и сотрудник ЧП «АБЗ» Владимир Ефимов, ведь его стаж дорожника - более 30 лет
В свое время он закончил Харьковский автомобильно-дорожный институт, после чего сразу устроился работать в дорожную службу. Молодым специалистом пришел в ДЭУ-26, затем работал в городском ДЭУ. После распада указанных предприятий, как и большинство его коллег, перешел работать в «АБЗ». На его глазах ремонт дорог превращался из работы, выполняемой вручную, до работы, которую практически полностью взяла на себя техника.
Как рассказывает Владимир, сам принцип работы с годами и появлением новой техники не изменился – та же очередность выполняемых операций, те же действия. Разница в том, что множество функций взяла на себя техника, сняв значительный груз с плеч дорожников.
Если взять для примера текущий ямочный ремонт, то начинается работа, как и раньше, с дорожных карт – ровно очерченных ям, из которых вырубали плохой асфальт. Разница в том, что еще несколько лет назад это делалось отбойным молотком, что требовало больше сил и времени.
- Бывало такое, что по четыре дня готовили карты (ямы с краями правильной геометрической формы, - авт.), а потом только их заделывали. Сейчас только в крайних случаях может оставить карты на день-два, чтобы причинять как можно меньше неудобств автомобилистам, - рассказывает Владимир.
Новая современная техника появилась в нашем городе четыре года назад. Сейчас в арсенале дорожников имеется фреза, позволяющая вырезать яму за несколько минут. Маленькие удобные современные катки стали хорошей заменой двум большим и старым, которые имелись у дорожников когда-то.
- Потом мы, если яма глубокая, подсыпаем ее песчано-щебеночной смесью, укатываем и заполняем ее асфальтом. Тоже технология поменялась – раньше все делали руками. Одна бригада укладывала тонн по 50 асфальта. Теперь под асфальтоукладчик одна бригада может за один день и 400, и 500 тонн положить. Техника современная, производительность большая. Асфальтный завод даже временами за нами не успевает, - говорит дорожник.
Владимир, кстати, имел опыт работы в Киеве. Рассказывает, что в столице практикуют ямочный ремонт, так сказать, жидким асфальтом: все нужное смешивают в машине по типу бетономешалки и просто заливается в ямки. Такая технология помогает заделывать небольшого диаметра ямы даже в зимние морозы до 21 град. Нашим дорожникам о таком приходится только мечтать: и техника дорогая, и различные необходимые для этого компоненты тоже не дешевые. Но еще несколько лет назад наши ремонтники не имели и того, что есть в наличии сегодня.
Теперь дорожники работают и зимой. Асфальт они, конечно, не кладут, но разрабатывают объемы работ на сезон, чтобы с наступлением тепла сразу приступать к ремонтам. Ведь в последние годы появилась и новая техника, возросло финансирование, возросла продуктивность, что, соответственно, позволяет ремонтировать больше дорог.
Фото автора