Работа не для слабаков
Просмотров: 2511
4 листопада 2018 09:26
Время огня, угля и пара
Город Пологи возник в конце XIX в. как железнодорожная станция. За годы существования через Пологовское локомотивное депо прошло миллионы людей, они возили грузы и пассажиров, ремонтировали паровозы и тепловозы. Даже на гербе Полог красуются железнодорожные молотки.
Виктору Снисарю сейчас 87 лет. В его трудовой книжке только одна запись – Пологовское локомотивное депо. Его путь начался в послевоенные годы с тяжелейшей профессии кочегара.
- На Запорожье мы везли руду, обратно - уголь, - вспоминает Виктор Зосимович. - А поездку мы вдвоем с помощником машиниста перебрасывали до 20 тонн угля: я подавал, он забрасывал в топку и снабжал машину паром. Особенно тяжело было топить плохими сортами угля, которые мы называли «тощие, бурые» - топка забивалась, пока до Бердянска доедешь, приходилось раз пятнадцать чистить. Мне было 23 года, когда я начал работать на паровозе. Конечно, чтобы так шуровать уголь, надо быть физически сильным человеком. Тогда я был молодой, силенок хватало. А вот если б до конца своих дней был на паровозах, наверное, не выжил бы. Очень часто, возвращаясь с поездки, думал: завтра пойду в отдел кадров и переведусь в слесари! Не всегда была возможность отдохнуть, просто отоспаться после смены. Вызывали, просили: «Подымайтесь, трошечки помогите! Тут недалеко надо съездить!» Кочегаров не хватало, постоянно приходилось перерабатывать, хотя за переработку платили копейки.
Условия работы внутри паровоза - не для слабаков. Зимой на улице минус двадцать, а у котла - плюс семьдесят. Из паровоза вперед видно плохо, особенно в мороз, паровоз скрывается в клубах пара, но сигналы семафора видеть надо! А летом, когда на улице тридцатиградусная жара, то в будке машиниста может быть и все 100 градусов… После смены давление подскакивало до 220, врачи ругали: угробишь себя! Стало чуть полегче, когда паровоз перешел на механическое отопление.
Пять лет Виктор Зосимович отработал кочегаром, а потом подготовился и сдал экзамены на помощника машиниста. Для этого в Пологи приезжала из Днепропетровска специальная комиссия. «Отшуровал» десять непростых лет, опять сдал экзамен и стал машинистом паровоза. Теперь он уже сам повел по рельсам огнедышащую машину. Она везла за собой огромный состав: по 60 вагонов, груженных углем с Донбасса или рудой из Кривого Рога. Вес такого поезда – 4600 т. Нужна немалая сноровка, чтобы управиться с автотормозом и не пропустить сигнал семафора. А еще нелегко было работать со скоростемерными лентами, благодаря которым отражались любые нарушения.
Поставил цель и добился ее
Машинист – очень ответственная профессия, нужно быть очень внимательным человеком и в любую секунду быть готовым к неожиданностям. Случались трагические случаи, когда люди гибли под колесами. Но машинист не виноват, ведь остановить на полном ходу состав – фантастика, тормозной путь его – до 2 км.
Одно из самых страшных воспоминаний и сейчас стоит перед глазами ветерана-железнодорожника. Тогда он ночью вел поезд в направлении Запорожье – Бердянск, вокруг висел непроглядный туман. Сквозь клочья его далеко на путях вдруг заметил трактор. Сделав все возможное и невозможное, машинист Снисарь остановил махину. Трактор повредил, но тракторист остался жив. Самое удивительное, что пассажиры в вагонах ни о чем не узнали, они продолжали спокойно спать. Поезд шесть часов стоял, пока силами военных устранили последствия ЧП и отпустили состав дальше.
Виктору Зосимовичу довелось водить и паровозы, и тепловозы, причем приходилось осваивать совершенно разные модели машин. Водил их в четырех направлениях, сложным считался путь на Волноваху – там много сложных подъемов, закругления дороги. Но и дорога поближе – выматывающий труд. Лишь проехав восемь часов в пути, можно было достать «тормозок» с яйцом, салом и горбушкой хлеба. Два часа полежишь на койке – и вперед в обратный путь, в конце которого тебя обязательно встретят. Дома отца-машиниста всегда ждала семья: верная супруга Людмила, которая работала бухгалтером в железнодорожной больнице, двое мальчишек.
- Мы папу и не видели: он или был в поездке, или отдыхал, - рассказывает сын В. Снисаря Юрий. - Мама все время просила: «Тише, папа спит!» Конечно, были летние отпуска, он проводил их с нами. А в свои выходные дни все время возился со схемами – изучал новую технику, чтобы повышать квалификацию. Многие не выдерживали, уходили, а он поставил себе цель – стать классным машинистом, и добился ее. Ушла уже в мир иной мама, но папе не дает скучать подрастающее поколение - двое внуков и две внучки, четверо малышей-правнуков.
Им бы ордена давать!
Когда-то о них пели песни, снимали фильмы и слагали легенды. Пологовским кочегарам, машинистам, слесарям-локомотивщикам тех лет надо бы ордена давать! Но они не афишировали своих трудовых подвигов - просто честно трудились. Судьба Виктора Снисаря лишь одна из многих.
В 70-80-е годы прошлого века в Пологовском депо работало до тысячи железнодорожников. В 2018-м их тоже немало – 643 человека. Конфликт на Донбассе добавил пологовцам работы: через них движется весь груз, в том числе и военные составы. За год через станцию Пологи прошло почти 28 тысяч большегрузовых составов, которые перевезли 2140 млн. т лома. За прошедший год они отремонтировали 32 тепловоза, а 231 тепловоз прошел тут техническое обслуживание.
Миллионы километров – и вся жизнь. Виктор Зосимович уже 31 лет на пенсии. Он живет рядом со станцией. А это значит: он по-прежнему в ритме вокзала, слышит громкие гудки и днем, и ночью… И понимает: сквозь непогоду и мрак ночной порой летят по железной дороге составы. А вперед смотрит машинист. Наверное, именно железнодорожники лучше всех понимают: вся наша жизнь – долгий путь, в конце которого тебя обязательно ждут.
Город Пологи возник в конце XIX в. как железнодорожная станция. За годы существования через Пологовское локомотивное депо прошло миллионы людей, они возили грузы и пассажиров, ремонтировали паровозы и тепловозы. Даже на гербе Полог красуются железнодорожные молотки.
Виктору Снисарю сейчас 87 лет. В его трудовой книжке только одна запись – Пологовское локомотивное депо. Его путь начался в послевоенные годы с тяжелейшей профессии кочегара.
- На Запорожье мы везли руду, обратно - уголь, - вспоминает Виктор Зосимович. - А поездку мы вдвоем с помощником машиниста перебрасывали до 20 тонн угля: я подавал, он забрасывал в топку и снабжал машину паром. Особенно тяжело было топить плохими сортами угля, которые мы называли «тощие, бурые» - топка забивалась, пока до Бердянска доедешь, приходилось раз пятнадцать чистить. Мне было 23 года, когда я начал работать на паровозе. Конечно, чтобы так шуровать уголь, надо быть физически сильным человеком. Тогда я был молодой, силенок хватало. А вот если б до конца своих дней был на паровозах, наверное, не выжил бы. Очень часто, возвращаясь с поездки, думал: завтра пойду в отдел кадров и переведусь в слесари! Не всегда была возможность отдохнуть, просто отоспаться после смены. Вызывали, просили: «Подымайтесь, трошечки помогите! Тут недалеко надо съездить!» Кочегаров не хватало, постоянно приходилось перерабатывать, хотя за переработку платили копейки.
Условия работы внутри паровоза - не для слабаков. Зимой на улице минус двадцать, а у котла - плюс семьдесят. Из паровоза вперед видно плохо, особенно в мороз, паровоз скрывается в клубах пара, но сигналы семафора видеть надо! А летом, когда на улице тридцатиградусная жара, то в будке машиниста может быть и все 100 градусов… После смены давление подскакивало до 220, врачи ругали: угробишь себя! Стало чуть полегче, когда паровоз перешел на механическое отопление.
Пять лет Виктор Зосимович отработал кочегаром, а потом подготовился и сдал экзамены на помощника машиниста. Для этого в Пологи приезжала из Днепропетровска специальная комиссия. «Отшуровал» десять непростых лет, опять сдал экзамен и стал машинистом паровоза. Теперь он уже сам повел по рельсам огнедышащую машину. Она везла за собой огромный состав: по 60 вагонов, груженных углем с Донбасса или рудой из Кривого Рога. Вес такого поезда – 4600 т. Нужна немалая сноровка, чтобы управиться с автотормозом и не пропустить сигнал семафора. А еще нелегко было работать со скоростемерными лентами, благодаря которым отражались любые нарушения.
Поставил цель и добился ее
Машинист – очень ответственная профессия, нужно быть очень внимательным человеком и в любую секунду быть готовым к неожиданностям. Случались трагические случаи, когда люди гибли под колесами. Но машинист не виноват, ведь остановить на полном ходу состав – фантастика, тормозной путь его – до 2 км.
Одно из самых страшных воспоминаний и сейчас стоит перед глазами ветерана-железнодорожника. Тогда он ночью вел поезд в направлении Запорожье – Бердянск, вокруг висел непроглядный туман. Сквозь клочья его далеко на путях вдруг заметил трактор. Сделав все возможное и невозможное, машинист Снисарь остановил махину. Трактор повредил, но тракторист остался жив. Самое удивительное, что пассажиры в вагонах ни о чем не узнали, они продолжали спокойно спать. Поезд шесть часов стоял, пока силами военных устранили последствия ЧП и отпустили состав дальше.
Виктору Зосимовичу довелось водить и паровозы, и тепловозы, причем приходилось осваивать совершенно разные модели машин. Водил их в четырех направлениях, сложным считался путь на Волноваху – там много сложных подъемов, закругления дороги. Но и дорога поближе – выматывающий труд. Лишь проехав восемь часов в пути, можно было достать «тормозок» с яйцом, салом и горбушкой хлеба. Два часа полежишь на койке – и вперед в обратный путь, в конце которого тебя обязательно встретят. Дома отца-машиниста всегда ждала семья: верная супруга Людмила, которая работала бухгалтером в железнодорожной больнице, двое мальчишек.
- Мы папу и не видели: он или был в поездке, или отдыхал, - рассказывает сын В. Снисаря Юрий. - Мама все время просила: «Тише, папа спит!» Конечно, были летние отпуска, он проводил их с нами. А в свои выходные дни все время возился со схемами – изучал новую технику, чтобы повышать квалификацию. Многие не выдерживали, уходили, а он поставил себе цель – стать классным машинистом, и добился ее. Ушла уже в мир иной мама, но папе не дает скучать подрастающее поколение - двое внуков и две внучки, четверо малышей-правнуков.
Им бы ордена давать!
Когда-то о них пели песни, снимали фильмы и слагали легенды. Пологовским кочегарам, машинистам, слесарям-локомотивщикам тех лет надо бы ордена давать! Но они не афишировали своих трудовых подвигов - просто честно трудились. Судьба Виктора Снисаря лишь одна из многих.
В 70-80-е годы прошлого века в Пологовском депо работало до тысячи железнодорожников. В 2018-м их тоже немало – 643 человека. Конфликт на Донбассе добавил пологовцам работы: через них движется весь груз, в том числе и военные составы. За год через станцию Пологи прошло почти 28 тысяч большегрузовых составов, которые перевезли 2140 млн. т лома. За прошедший год они отремонтировали 32 тепловоза, а 231 тепловоз прошел тут техническое обслуживание.
Миллионы километров – и вся жизнь. Виктор Зосимович уже 31 лет на пенсии. Он живет рядом со станцией. А это значит: он по-прежнему в ритме вокзала, слышит громкие гудки и днем, и ночью… И понимает: сквозь непогоду и мрак ночной порой летят по железной дороге составы. А вперед смотрит машинист. Наверное, именно железнодорожники лучше всех понимают: вся наша жизнь – долгий путь, в конце которого тебя обязательно ждут.