Порочный круг, который нужно разорвать
Просмотров: 1532
6 листопада 2018 09:10
Если вы питаете иллюзии относительно того, что мы уже европейцы, то подумайте: а платите ли вы налоги, уважаете ли законы, не нарушаете ли их десять раз в день?
Мне кажется, что сейчас наше общество переживает перелом, переходный этап от предыдущей системы ценностей и исторического этапа, связанного с колониальной зависимостью от Российской империи. Там у нас была авторитарная, патерналистская система ценностей, а сейчас мы ломаем ее или она ломается сама с выходом Украины из этого пространства. Впереди у нас система ценностей – называйте как хотите, общечеловеческая или европейская – к которым мы вроде и хотим добраться, но наше желание не означает, что мы ими владеем. Продемонстрирую это на примере религии.
Доминантное отношение социума к институту религии есть как в Западной Европе, так и в Восточной. Я оперирую двумя форматами: Европа и Евразия. Если мы из всего богатства религии выделим простую парадигму – веру и закон, то увидим, что исторически нагрузка рационального полюса, то есть закона, была в Европе, а иррационального, то есть веры – в Евразии.
Двести лет секуляризации породили на Западе правовое общество, и это перешло из религиозного уровня на гражданский и юридический. То, что называется верховенством права. А в восточной части, к которой мы принадлежали как колония, состоялось отделение религии от общества. Из-за отделения Бога от человека полюс правил и закона не загрузили. И в этот пьедестал «от Бога» можно поставить кого угодно: мэра города, губернатора, царя, генерального секретаря, ЦК КПСС или президента. Человек, который стоит на этом пьедестале, важнее правила и закона. Это и есть признак Восточного мира.
Если вы питаете иллюзии относительно того, что мы уже европейцы, то подумайте: а платите ли вы налоги, уважаете ли законы, не нарушаете ли их десять раз в день? Когда я спрашивал об этом студентов во время выступления в педагогическом университете, реакция была такой: «А как можно уважать законы, которые кто-то сделал для себя?».
Если вы говорите, что власть неправильная, потому что принимает неправильные законы, то власть говорит: «Нам не нравится этот народ, он не способен понять, что мы хотим сделать» – и тогда это путь в никуда. Порочный круг, который надо разорвать.
Закон надо выполнять. Для любого западного человека это аксиома. Он плох? Тогда есть механизмы для его совершенствования, даже у нас. Ты хочешь изменить закон? Найди единомышленников и объединись с ними. Сейчас гражданское общество хотя и не совершенно, но мощнее, чем десять лет назад.
Нас задели обе цивилизации – европейская и евразийская. И этот разлом проходит не по Днепру или линии фронта, а через каждого из нас. После распада советской имперской системы мы находимся в состоянии деморализации. Это абстинентный синдром, ломка.
В хаотическом состоянии невозможно искать какие-то правила, законы или тенденции. И все это должно переболеть, а затем выкристаллизовываться в нечто новое – надеюсь, более европейское. Ведь ростки этого затронули каждого из нас.
Автор: Иосиф Зисельс
Источник: Новое Время
Мне кажется, что сейчас наше общество переживает перелом, переходный этап от предыдущей системы ценностей и исторического этапа, связанного с колониальной зависимостью от Российской империи. Там у нас была авторитарная, патерналистская система ценностей, а сейчас мы ломаем ее или она ломается сама с выходом Украины из этого пространства. Впереди у нас система ценностей – называйте как хотите, общечеловеческая или европейская – к которым мы вроде и хотим добраться, но наше желание не означает, что мы ими владеем. Продемонстрирую это на примере религии.
Доминантное отношение социума к институту религии есть как в Западной Европе, так и в Восточной. Я оперирую двумя форматами: Европа и Евразия. Если мы из всего богатства религии выделим простую парадигму – веру и закон, то увидим, что исторически нагрузка рационального полюса, то есть закона, была в Европе, а иррационального, то есть веры – в Евразии.
Двести лет секуляризации породили на Западе правовое общество, и это перешло из религиозного уровня на гражданский и юридический. То, что называется верховенством права. А в восточной части, к которой мы принадлежали как колония, состоялось отделение религии от общества. Из-за отделения Бога от человека полюс правил и закона не загрузили. И в этот пьедестал «от Бога» можно поставить кого угодно: мэра города, губернатора, царя, генерального секретаря, ЦК КПСС или президента. Человек, который стоит на этом пьедестале, важнее правила и закона. Это и есть признак Восточного мира.
Если вы питаете иллюзии относительно того, что мы уже европейцы, то подумайте: а платите ли вы налоги, уважаете ли законы, не нарушаете ли их десять раз в день? Когда я спрашивал об этом студентов во время выступления в педагогическом университете, реакция была такой: «А как можно уважать законы, которые кто-то сделал для себя?».
Если вы говорите, что власть неправильная, потому что принимает неправильные законы, то власть говорит: «Нам не нравится этот народ, он не способен понять, что мы хотим сделать» – и тогда это путь в никуда. Порочный круг, который надо разорвать.
Закон надо выполнять. Для любого западного человека это аксиома. Он плох? Тогда есть механизмы для его совершенствования, даже у нас. Ты хочешь изменить закон? Найди единомышленников и объединись с ними. Сейчас гражданское общество хотя и не совершенно, но мощнее, чем десять лет назад.
Нас задели обе цивилизации – европейская и евразийская. И этот разлом проходит не по Днепру или линии фронта, а через каждого из нас. После распада советской имперской системы мы находимся в состоянии деморализации. Это абстинентный синдром, ломка.
В хаотическом состоянии невозможно искать какие-то правила, законы или тенденции. И все это должно переболеть, а затем выкристаллизовываться в нечто новое – надеюсь, более европейское. Ведь ростки этого затронули каждого из нас.
Автор: Иосиф Зисельс
Источник: Новое Время