«Дерево умеет делиться теплом»
Просмотров: 1447
23 грудня 2018 10:55
Так говорит о чудесном материале для поделок скульптор Григорий Рябицкий.
Любопытная Варвара тянет вверх длинный деревянный нос. Крылья вороны когда-то были ветками, а сейчас у деревянной птички прорезались цепкие когти, и модная прическа есть. Белая Коррупция с большим пузом загребущими пальцами тянет к себе денежки. Все это – поделки из корней, которые делает золотыми руками 64-летний мелитополец.
Превращение в кабана
Делать поделки из дерева Григорий начал еще в детстве. Отец его, Василий Ильич, был мастер на все руки - и жестянщик, и скорняк, а еще шил сапоги и тулупы. Однажды его двенадцатилетний сын в отцовском журнале «Охота» увидел примеры поделок из дерева. Решил попробовать сделать сам такие же. Нашел корень винограда, перочинным ножичком навырезал всяких чудиков – только удивляйся!
Продолжил их делать в жизни и дальше. «Аисту» и «Казакам», которых смастерил еще в молодости, сегодня уже больше четырех десятков лет. Хотя профессия мастера была далека от творчества: Григорий Васильевич сначала работал каменщиком, а после четверть века отдал милиции. В свободное время мастерил рыбацкие крючки и продавал. Однажды его крючком поймали сома на 80 кг! Г. Рябицкий улыбается: «Тут и моя заслуга есть!»
Но развернуться по-настоящему хобби смогло тогда, когда мастер вышел на пенсию. За эти годы он изготовил более сотни поделок, часть дети раздарили в садик и школу.
Изображают они чаще всего природный мир: птиц, зверей, а также сказочных персонажей. Для каждой – остроумное название, у каждой своя история. Возле дачи Рябицких в Данило-Ивановке электрики тянули линию, снесли ряд деревьев, в том числе и старую грушу. «Ну, кому она мешала? – сокрушается Г. Рябицкий, - Росла б еще сто лет!
Я взял от искалеченного дерева кусочек и сделал «Кабана». Мелитополец мастерит поделки из корней яблони, груши, акации. Но самая удобная в обработке древесина корня тополя.
- Есть два направления работы, - объясняет деревянных дел мастер, - лесная находка – это когда ты ничего не доделываешь, все уже изобразила природа, ты разглядел образ – и преподнес зрителю. Такой у меня, например, «Орел». Сделал я его памяти Владимира Высоцкого. Делал и напевал «Лучше гор могут быть только горы», А когда лег передохнуть, мне приснился сам Владимир Семенович. Наверное, потому что я «Орла» с душой делал. А есть и другой вид поделок из корней, называется «Лесная скульптура»: тут ты уже убираешь лишнее из сплетения корней, оставляешь самое главное.
Поработаешь – и готов человечек или зверюшка. Вот, к примеру, Богомол – а ведь он был когда-то палкой с длинной бородой корешков, которые я обрезал. Иногда берешь в руки корень и сразу видишь, что из него выйдет. А иной лежит-лежит, уже и гнить начинает – вроде бы интересный был, а не раскрылся. А третий пару лет на балконе проваляется, а потом возьмешь в руки, р-раз! – и за полчаса все готово! Видите «Эдельвейс»? В Данило-Ивановке мне эта ветка все лето под ноги попадалась, я ее пинал-пинал, а однажды взглянул по-другому и увидел в ней будущий тонкий цветок.
Где найти чудо-корни?
В городе это непростая задача. Надо искать вдоль дорог, там, где деревья обрезают. «Напав на удачу», Григорий Васильевич набирает мешок корней про запас, относит домой, там очистит и отложит на балконе: полежать, просушиться. А потом начинает с ними мудрить. Некоторые из инструментов сделал сам, например, изогнутую стамеску под названием «Клюкарз». Поделки не красит и ничем не пропитывает, лишь вскрывает лаком от вредителей.
Помощница в работе – супруга Галина Лаврентьевна. Но передать хобби по наследству не удалось. Хотя внучка Настенька маленькой любила играть с корешками. Один очень понравился, карандашом сделала эскиз поделки, а дед уже в жизнь воплотил. Дети отзывчивые к восприятию лесных скульптур: могут часами ходить вдоль полок, где лежат все эти деревянные собачки, ежики, бегемоты да птички. У Г. Рябицкого было несколько выставок: на день города Мелитополя, в Запорожье на Покровской ярмарке. Особо он благодарен коллективу библиотеки им. Лермонтова, которые провели уже несколько выставок, и белорусскому национально-культурному обществу, которое вывозит за пределы города. О мелитопольском скульпторе проходил сюжет и по центральному ТВ, который снимала Оксана Пекун.
- Сейчас мне многие говорят: почему ты не выучился на скульптора? - размышляет о жизненном пути мастер деревянных чудес, - А я рисовать никогда не умел. Уже взрослым ткнулся в художественную школу, но не вышло… Прочем немало книг, был в «Царстве Берендея» - музее лесной скульптуры в Костромской области в России. Но в общем-то главное, наверное, это умение расслышать фантазию, увидеть образ.
Творчеством народного скульптура не раз интересовались профессиональные художники и даже жаловались ему: «Мы творим в рамках художественных законов, которым учились долгие годы. А ты законов не знаешь – и у тебя все получается легко и свободно!» Держу в руках корень с ручками-веточками – что получится из него? А вот взглянет мастер зорким глазом, поковыряет стамеской… И родится в мир деревянная чудесица!
Любопытная Варвара тянет вверх длинный деревянный нос. Крылья вороны когда-то были ветками, а сейчас у деревянной птички прорезались цепкие когти, и модная прическа есть. Белая Коррупция с большим пузом загребущими пальцами тянет к себе денежки. Все это – поделки из корней, которые делает золотыми руками 64-летний мелитополец.
Превращение в кабана
Делать поделки из дерева Григорий начал еще в детстве. Отец его, Василий Ильич, был мастер на все руки - и жестянщик, и скорняк, а еще шил сапоги и тулупы. Однажды его двенадцатилетний сын в отцовском журнале «Охота» увидел примеры поделок из дерева. Решил попробовать сделать сам такие же. Нашел корень винограда, перочинным ножичком навырезал всяких чудиков – только удивляйся!
Продолжил их делать в жизни и дальше. «Аисту» и «Казакам», которых смастерил еще в молодости, сегодня уже больше четырех десятков лет. Хотя профессия мастера была далека от творчества: Григорий Васильевич сначала работал каменщиком, а после четверть века отдал милиции. В свободное время мастерил рыбацкие крючки и продавал. Однажды его крючком поймали сома на 80 кг! Г. Рябицкий улыбается: «Тут и моя заслуга есть!»
Но развернуться по-настоящему хобби смогло тогда, когда мастер вышел на пенсию. За эти годы он изготовил более сотни поделок, часть дети раздарили в садик и школу.
Изображают они чаще всего природный мир: птиц, зверей, а также сказочных персонажей. Для каждой – остроумное название, у каждой своя история. Возле дачи Рябицких в Данило-Ивановке электрики тянули линию, снесли ряд деревьев, в том числе и старую грушу. «Ну, кому она мешала? – сокрушается Г. Рябицкий, - Росла б еще сто лет!
Я взял от искалеченного дерева кусочек и сделал «Кабана». Мелитополец мастерит поделки из корней яблони, груши, акации. Но самая удобная в обработке древесина корня тополя.
- Есть два направления работы, - объясняет деревянных дел мастер, - лесная находка – это когда ты ничего не доделываешь, все уже изобразила природа, ты разглядел образ – и преподнес зрителю. Такой у меня, например, «Орел». Сделал я его памяти Владимира Высоцкого. Делал и напевал «Лучше гор могут быть только горы», А когда лег передохнуть, мне приснился сам Владимир Семенович. Наверное, потому что я «Орла» с душой делал. А есть и другой вид поделок из корней, называется «Лесная скульптура»: тут ты уже убираешь лишнее из сплетения корней, оставляешь самое главное.
Поработаешь – и готов человечек или зверюшка. Вот, к примеру, Богомол – а ведь он был когда-то палкой с длинной бородой корешков, которые я обрезал. Иногда берешь в руки корень и сразу видишь, что из него выйдет. А иной лежит-лежит, уже и гнить начинает – вроде бы интересный был, а не раскрылся. А третий пару лет на балконе проваляется, а потом возьмешь в руки, р-раз! – и за полчаса все готово! Видите «Эдельвейс»? В Данило-Ивановке мне эта ветка все лето под ноги попадалась, я ее пинал-пинал, а однажды взглянул по-другому и увидел в ней будущий тонкий цветок.
Где найти чудо-корни?
В городе это непростая задача. Надо искать вдоль дорог, там, где деревья обрезают. «Напав на удачу», Григорий Васильевич набирает мешок корней про запас, относит домой, там очистит и отложит на балконе: полежать, просушиться. А потом начинает с ними мудрить. Некоторые из инструментов сделал сам, например, изогнутую стамеску под названием «Клюкарз». Поделки не красит и ничем не пропитывает, лишь вскрывает лаком от вредителей.
Помощница в работе – супруга Галина Лаврентьевна. Но передать хобби по наследству не удалось. Хотя внучка Настенька маленькой любила играть с корешками. Один очень понравился, карандашом сделала эскиз поделки, а дед уже в жизнь воплотил. Дети отзывчивые к восприятию лесных скульптур: могут часами ходить вдоль полок, где лежат все эти деревянные собачки, ежики, бегемоты да птички. У Г. Рябицкого было несколько выставок: на день города Мелитополя, в Запорожье на Покровской ярмарке. Особо он благодарен коллективу библиотеки им. Лермонтова, которые провели уже несколько выставок, и белорусскому национально-культурному обществу, которое вывозит за пределы города. О мелитопольском скульпторе проходил сюжет и по центральному ТВ, который снимала Оксана Пекун.
- Сейчас мне многие говорят: почему ты не выучился на скульптора? - размышляет о жизненном пути мастер деревянных чудес, - А я рисовать никогда не умел. Уже взрослым ткнулся в художественную школу, но не вышло… Прочем немало книг, был в «Царстве Берендея» - музее лесной скульптуры в Костромской области в России. Но в общем-то главное, наверное, это умение расслышать фантазию, увидеть образ.
Творчеством народного скульптура не раз интересовались профессиональные художники и даже жаловались ему: «Мы творим в рамках художественных законов, которым учились долгие годы. А ты законов не знаешь – и у тебя все получается легко и свободно!» Держу в руках корень с ручками-веточками – что получится из него? А вот взглянет мастер зорким глазом, поковыряет стамеской… И родится в мир деревянная чудесица!