«Мелитопольспецэкскавация" - полвека упорного труда
Трехтонный экскаватор поднимает длинную металлическую руку и погружает ковш в землю. Мощные скреперы, тяжеленные КрАЗы, драглайн со стометровой стрелой – все это в арсенале ЗАО «Мелитопольспецэкскавация». 3 марта предприятие отмечает 50-летний юбилей.
Рабочие этого предприятия первыми приезжали на пустыри, чтобы вырыть котлован под новый дом, школу, магазин. Их трудовыми руками построен наш родной город.
3 марта 1969 г. по приказу треста «Днепроэкскавация» было создано управление в Мелитополе, которое возглавил Юрий Рязанцев. В районе Каховского шоссе начали строить контору, свозить сюда мощную технику. Первую бригаду экскаваторщиков привезли из Кривого Рога, дали специалистам и их семья жилье, обеспечили машинами: обустраивайте город, учите наших! В Мелитополе получить образование экскаваторщика или скрепериста можно было в технической школе, молодежь училась охотно.
Профессии эти – не из легких: нужно быть физически сильным человеком, уметь концентрировать внимание, в случае поломки отремонтировать многотонную машину.
С первых лет тут трудился Николай Симан – сначала мастером, прорабом. Последние 18 лет - председателем правления ЗАО «Мелитопольспецэкскавация».
- После окончания Мелитопольского техникума гидромелиорации и службы в армии я, молодой парень, искал работу, - вспоминает Николай Николаевич. - Пришел устраиваться на компрессорный завод, в цеху не понравился шум, гул от станков. А заглянул по соседству в «Мелитопольспецэкскавацию» - и понравилось. Мне обещали: «Ничего, что дело новое, мы всему тебя научим!». Почти сразу же и в командировку отправился: строить завод КШЗ в Токмаке. Да, наши люди и машины требовались всей области. У предприятия https://excavator.org.ua был большой парк техники: десятки драглайнов, бульдозеров, КРАЗов, КАМАЗов, автоскрепера. На них трудилось двести человек, причем работали в две смены. Начальство «Днепроэкскавации» было довольно: из 17 подчиненных тресту управлений наше, мелитопольское, показывало лучшие результаты; в ходе соревнований мы постоянно занимали вторые-третьи места.
В 1970-80-е годы в стране активно шло строительство, расширялись заводы. Задумал мясокомбинат воздвигнуть новый корпус – пришлось ребятам сначала расчистить огромную свалку костей и голов, и лишь потом экскаваторы начинали грызть землю. То было время, когда развитие Мелитополя финансировали предприятия. Моторный строил дома по улице Дружбы, «Автоцветлит» - по Крупской (ныне Ивана Алексеева), завод тракторных гидроагрегатов – на Новом Мелитополе.
Там, где расположился кинотеатр «Победа», когда-то цвели филиберовские сады да красовались пустыри с высоченными сорняамки. Сейчас тут высится микрорайон – школы, многоэтажки, магазины, скверы. А ведь начало всему положили люди, вырывших котлованы под здания, траншеи под канализацию, водопроводы, ливневки.
Мелитопольские дома строились непросто. Например, 14-этажный дом на перекрестке ул. Дружбы с пр. Б. Хмельницкого был непростым объектом. Рядом - Песчанская балка, чтобы многоэтажка надежно вознеслась в небо, экскаваторы насыпали двухметровую «подушку» под фундамент.
Самым сложным городским объектом Николай Симан называет «китайскую стену» - полукруглый дом по ул. Университетской. Там раньше был овраг, проектировать объекты на таких склонах крайне сложно и опасно. Даже технику подвезти к такому месту проблемно. Но построили! И вот уже несколько десятилетий дом стоит надежно на щебеночной «подушке».
- Каким был наш город и каким стал – все это совершилось на наших глазах, - продолжает Н. Симан. - Сердце болит за «Автоцветлит», «Рефму», моторный и другие городские предприятия. Их цеха разрушены, все, что пригодно к использованию, растащили. Там, где сейчас шумит рынок Нового Мелитополя, должен был стоять Дворец культуры и парк. Котлован под ДК мы уже вырыли, потом стройка остановилась…
...Шли годы. Перестройка, кризис, прекращение строительства жилья, остановка предприятий. В тяжелые 90-е предприятие выжило благодаря отвалам «Запорожстали» - доставали «похороненный» там металл. В 2000 году начали сотрудничать с предприятием ЮГОК: пять лет возили железную руду из Кривого Рога по стране.
А самым серьезный объектом за эти полвека стал путепровод на пересечении трасс возле с. Матвеевка Вольнянского района. Туда нагнали мощную технику, привезли 220 тыс. кубометров грунта, засыпали, укатали. На прокладывание путепровода потребовалось три года работы и 7 миллионов рублей.
За 50 лет многое изменилось в стране. В последние годы у «Мелитопольспецэкскавации» появились конкуренты – частые фирмы с современными машинами. Объемы работ уже не те, вот почему из двух сотен работников осталось в ЗАО лишь десяток. Из них на технике трое: водитель Юрий Иванов, бульдозерист Александр Шульга, экскаваторщик Виктор Ященко. Уже отработали свое машины, их списывают на металл. Но, тем не менее, ветераны экскавации и сегодня готовы оказать помощь городу и людям!
Из последних масштабных работ можно выделить расчистку Песчанской балки в 2011-13 годах. Песчанский ручей зарос камышом, балка была забросана ветками из соседних садов и мусором - дачники его сюда привозят мешками. Экскаваторы прочистили, углубили и расширили русло, благодаря чему понизился уровень грунтовых вод в нескольких районах города. Но, к сожалению, выделение денег из городской казны прервалось, и работа не было доведена до конца - от ул. П. Сивицкого далее русло ручья осталось нечищенным, и течения в ручье в районе Песчаного почти нет.
По словам Н. Симана, нечто похожее происходит и на других объектах, требующих экологической заботы. Например, наши экскаваторщики вполне могли бы справиться с расчисткой промоины между Молочным лиманом и Азовским морем. Но почему-то в последние годы тендеры выигрывают приезжие «спецы», хотя у наших и техника есть, и денег на работу они запросили бы меньше.
- Я считаю: чистить – так чистить! Но нужно все правильно продумать, и выполнять работы регулярно, - уверен Н. Симан. - Вот, к примеру, был проект ликвидации подтопления нижней части Мелитополя. Мы расчистили русло реки Молочной, углубили его, расширили до полутора метров. В дело были брошены огромные силы, потратили полтора миллиона гривен. Как жаль, что с самого начала идея была недоработана: если б сделали русло хотя бы в два метра – был бы лучший эффект, а так речка по-прежнему зарастает камышом. Зато озеро Горячка мы сделали от души, радует оно горожан!
Люди, отдавшие «Спецэкскавации» десятки лет своей жизни, не забывают родное предприятие. С благодарностью ветераны вспоминают прежних начальников предприятия: Юрия Рязанцева, Александра Спицкого, Георгия Гунько, главного инженера Владимира Кураша. До сих пор в строю Иван Карпенко – сорок лет он проработал на драглайне, Степан Пунтус тридцать лет на обратной лопате (оборудование экскаватора, предназначенное для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора при рытье котлованов), Владимир Ланский – заслуженный машинист-экскаваторщик. Более тридцати лет трудились бухгалтера Надежда Дудка и Надежда Шурко, Наталья Вовк из производственного отдела. Да и сколько по городу их коллег – настоящих профессионалов, благодаря которым Мелитополь расширился и стал таким, каким мы его любим.
- От всего наблюдательного совета и правления ЗАО «Мелитопольэкскавации» хочу поздравить всех работников предприятия с 50-летним юбилеем, - подводит итог Н. Симан, - Здоровья вам, счастья, благополучия! Желаем вам всегда чувствовать себя нужными и полезными людям!