Админреформа в действии - мелитопольский пример

Просмотров: 3185
9 березня 2019 09:15
Мелитопольский пример админреформы
Как работает Мелитопольский центр предоставления админуслуг, и почему он считается одним из лучших в области.

Реформа системы предоставления административных услуг в стране продолжается. Она, безусловно, касается каждого украинца. Ведь каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с необходимостью их получения постоянно - кому-то нужно вклеить новое фото в паспорт или получить ID-карту, кто-то открывает бизнес, кто-то продает квартиру.

Благодаря реформе все это, и не только, можно сделать в одном месте - центре предоставления административных услуг (ЦПАУ).

Количество таких центров в регионах постоянно увеличивается. По состоянию на 2018 г. в Украине работало 767 ЦПАУ, до 2020 г. планируется увеличить их количество до тысячи.

Оснащение, комфортность и количество оказываемых услуг в админцентрах разнятся по всей стране. Запорожская область - не исключение. Все зависит от содействия и возможностей органов местного самоуправления, привлечения помощи международных организаций и инициативы самих сотрудников админцентров.

Пример тому - Мелитопольский центр предоставления административных услуг, который был признан одним из лучших в области и остается таким по сей день. Но так было не всегда.

Мелитопольский ЦПАУ начал функционировать в 2013 г., но на тот момент его работа требованиям закона Украины «Об административных услугах» не соответствовала, признается начальник центра Наталья Алехина.

- Тогда мы размещались в здании военкомата и предоставляли всего 20 услуг. Не было соответствующих условий, не хватало техники. И вообще на территории такого объекта нас быть не должно. Все изменилось в 2014 г. благодаря поддержке нового руководства города. Городской голова выступил с инициативой создания центра, который соответствовал бы всем нормам и требованием законодательства, - говорит Н. Алехина.

Под центр выделили двухэтажное здание, ремонт сделали за месяц и в октябре 2014 г. первые залы открылись для посетителей.

Как раз в это время вступило в действие постановление Кабмина, которым определялся перечень услуг, предоставляемый админцентрами.

Мелитопольский ЦПАУ благодаря сотрудничеству с миграционной службой с первого дня работы в новом здании стал предоставлять ее услуги. В общей сложности количество предоставляемых услуг возросло до 66.

Реформы в Украине продолжались. В рамках децентрализации государственные органы стали передавать некоторые полномочия органам местного самоуправления. Благодаря этому Мелитопольский ЦПАУ также первым в области стал предоставлять услуги по регистрации бизнеса, имущественных прав, земли, регистрации и перерегистрации места проживания.

В 2017 г. внедрены услуги по оформлению паспортов в виде ID-карточки и биометрических загранпаспортов.

Комфортность предоставления админуслуг за эти годы также постепенно повышалась. Добавилась зона информирования (рецепция), еще один большой зал для приема граждан, детская комната и конференц-зал. В последнем проходят официальные мероприятия, тренинги, семинары, общение городской власти с населением.

Благодаря сотрудничеству с международными организациями Мелитопольский админцентр приобрел часть оргтехники и мультимедийного оборудования, в том числе и «мобильный кейс» для предоставления услуг некоторым категориям граждан на дому.

В 2018 г. обновлен фасад, вывеска учреждения и расширена автопарковка на прилегающей территории.

Но наряду с успехами в Мелитопольском ЦПАУ остались еще и неудобства, в основном бюрократического плана.
Например, много времени занимает сбор справок для регистрации места проживания. Тем более, что законом не определен срок исполнения этой услуги. В Мелитополе исполнитель услуги - отдел регистрации исполкома - определил для себя срок ее исполнения в пять дней.

- Раньше при получении ID или загранпаспорта эта справка сразу выдавалась с единого демографического реестра, но уже в конце 2018 года эта функция была прекращена государством, и теперь такая справка выдается только через отдел регистрации. Это усложнило ее получение, потому что человек получает паспорт, а потом должен идти к нам получать эту справку. И, вообще, ходить с ней неудобно, поскольку она на формате А4. Адрес в чипе паспорта, конечно, есть, но у нас в стране не все имеют считывающие устройства, поэтому приходится прилагать справку. К тому же, если меняется адрес проживания и человек получает новую справку, в чипе информация не меняется, из-за этого у многих возникают проблемы на таможне и люди вынуждены заказывать новый загранпаспорт, - констатирует начальник мелитопольского админцентра.

Также, по словам Н. Алехиной, есть потребность в компьютерной программе электронного документооборота. Точнее, сама программа разработана, но в ней отсутствует «личный кабинет жителя», нет возможности предварительной записи к администратору и нет автоматической рассылки СМС-сообщений о результатах.

Проблему планируется решить в этом году. Необходимый программный продукт разрабатывается при поддержке обладминистрации: Мелитопольский ЦПАУ участвует в пилотном проекте и пользуется программой в тестовом режиме.

Сейчас админцентр предоставляет 140 административных услуг. Подробно с их перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Мелитопольского ЦПАУ. Статистика востребованности услуг указана на инфографике.

Отметим, что некоторые услуги появились в центре совсем недавно. В 2018 г. благодаря менторской программе немецкого фонда «GIZ» внедрены две комплексные услуги - «Рождение ребенка» и «Будущий пенсионер». Они содержат в себе сразу несколько услуг.
«Рождение ребенка» включает в себя регистрацию новорожденного по месту проживания, получение пособия, постановка на очередь в детский сад и при необходимости оформление на ребенка загранпаспорта.
Благодаря услуге «Будущий пенсионер» гражданин может получить из архива все справки, необходимые для начисления пенсии, и предварительно посчитать ее размер.

Центр продолжает развиваться. В этом году планируется ввести услуги по регистрации актов гражданского состояния.

Продолжается сотрудничество с международными и общественными организациями. Так, 28 февраля Мелитопольский центр предоставления административных услуг прошел отбор в третий раунд программы «U-LEAD с Европой: создание ЦПАУ», которая проходит при поддержке Центра развития местного самоуправления. Отбор проводила конкурсная комиссия из представителей Минрегиона, Министерства экономического развития и торговли Украины, SIDA (Шведское агентство по вопросам международного сотрудничества и развития) и представителей программы.

Программа призвана способствовать созданию новых ЦПАУ и модернизации уже существующих. Мелитопольский админцентр подписал договор о сотрудничестве с Новенским сельсоветом Мелитопольского района. При поддержке программы «U-LEAD» в с. Новое планируется создать удаленное рабочее место, что даст возможность жителям села получать услуги ЦПАУ на месте.

Примечательно, что Запорожский центр развития местного самоуправления (ЦРМС) не первый год способствует реформе децентрализации на местах, так что его специалисты о состяниях админцентров в различных населенных пунктах области знают не понаслышке. Мелитопольскому админцентру они дают довольно высокую оценку.

- Я как человек, работающий с объединенными территориальными громадами, то есть небольшими громадами, могу сравнить. Мелитополь на самом деле имеет отличный режим предоставления административных услуг. Ваш ЦПАУ соответствует всем требованиям, предъявляемых к админцентрам. Возможно, за исключением некоторых параметров типа цвета стен и других мелочей. В остальном - у вас очень большой спектр предоставления услуг. Я не могу дать оценку с точки зрения жителя вашего города, насколько удобно его расположение, поскольку не знаю логистику Мелитополя. Но когда я была в вашем ЦПАУ и общалась с сотрудниками, мне работа центра показалась оптимальной и корректной - говорит советник по вопросам муниципальных услуг Запорожского ЦРМС Татьяна Бордюг.

Кстати, Мелитопольский ЦПАУ расположен в пяти минутах ходьбы от остановок общественно транспорта на пр. Б. Хмельницкого, по которому следуют маршрутки из всех районов города.

Впрочем, насколько удобен Мелитопольский админцентр и насколько эффективно он работает, мы решили спросить у самих горожан.

Некоторые во главу угла ставили скорость, с которой предоставляются услуги.

- Все отлично, мы обратились, чтобы прописать ребенка. Через десять-пятнадцать минут все было готово, это вместе с заполнением документов, снятием копий и оплатой, - говорит Александр.

- Я обратилась за выпиской из реестра и получила ее даже на день раньше срока, очень хорошо, - рассказывает Ирина.

А вот мнения по поводу удобства расположения админцентра разделились.

- Ничего работают, все регулярно, я тут паспорт получала, нормально. А вот расположен он неудобно: гора меня убивает, это нужно спускаться по Свердлова (ныне ул. Университетская - авт.), а потом опять бежать на горку, - сетует Людмила.

- Я обращалась за выпиской регистрации, времени заняло немного. Взяли талончик и получили, как по мне, все удобно, расположение тоже, - считает Наталья.

Ряд горожан недочетов в работе центра не заметил вовсе и дал его работе наивысшие оценки.

- Мы делали загранпаспорт - отлично. Географическое расположение тоже нравится, - говорит Замира.

- Я шокирован. Раньше получал здесь паспорт, сейчас по земельным делам обратился, все хорошо. Все без шума, талончик автомат выдает, все понятно, какой ты по очереди, посмотрел на табло и проходишь, и главное быстро выполняют. Расположение, по-моему, тоже удобное, - делится впечатлениями Владимир.

Фото Сергея КРЫЛОВА












Похожие новости: