Рекомендации психолога: 10 советов, как выстроить отношения с поколением Z

Просмотров: 1038
11 червня 2019 11:46
Как родителям и бабушкам-дедушкам избежать конфликтов с «цифровыми» детьми?

Разбираемся вместе с детским психологом Светланой Ройз.

1. Помните о том, что поколение 2000-х - это поколение большей скорости. В восприятии информации, в действиях, даже в обменных процессах. Хорошая новость - эти дети улавливают информацию быстрее, чем мы даже закончим предложение. Они способны более объемно подойти к решению.

Плохая новость - им скучно. Они быстро переключают внимание, и такая «клиповость» не дает возможности сконцентрироваться на чем-то одном. Пресыщение информацией вызывает у них усталость. Многим детям, рожденным после 2000 г., неинтересны мультфильмы нашего детства, книги. Они не соответствуют их темпоритму.

Интересно, что эти дети не вписываются и в привычные возрастные нормы. Важно помнить, и это не норма вообще, что средний возраст первого просмотра порно - около восьми лет. У многих девочек месячные начинаются в девять лет. Дети вызревают раньше, а сексуальная энергия, неосвоенная, непонятная, но захватывающая, перестимулирует гормональную сферу. И пока вопрос, что с этим делать.

2. Детям этого поколения достался мир с огромным количеством виртуальных стимулов. Реальному миру все сложнее конкурировать с виртуальным. Мы не можем изъять у ребенка планшет, но важно дополнять его своей близостью и реальными занятиями творчеством, спортом.

Большую часть информации дети получают из визуальных источников, часто в ущерб другим каналам восприятия. По факту - в ущерб стимулированию других отделов мозга. Поэтому чем больше ребенок сможет прикасаться, ощущать аромат, чувствовать плотность, температуру, чем больше совершать движений, тем более интегрированным, гармоничным будет его развитие.

3. У детей этого поколения чаще происходят панические атаки и депрессии. Они живут в очень быстром мире, в котором самый важный навык - адаптивность. Мы ни к чему не можем заранее подготовиться и подготовить их.

С одной стороны, это поколение меньше привязано к собственности, к оформлению отношений. С другой - оно более тревожно, и нам важно своей стабильностью помочь им хотя бы в детстве опереться на нас. Наше присутствие, наша устойчивость создает для них ощущение безопасности.

4. С ними не проходит авторитарный стиль воспитания. Это поколение детей хорошо видит разницу между авторитарностью и авторитетностью и идет за авторитетами. При этом им действительно все равно, какой у других людей цвет кожи, из какой они страны, какова их сексуальная принадлежность. Эра Интернета делает их более открытыми.

5. Детям 2000-х сложнее даются навыки самоподдержки и эмпатии, им очень важна близость. В человеческом мозге есть области, связанные с привязанностью, с близостью. В этих частях мозга активизируются рецепторы окситоцина и вазопрессина - биологических веществ, влияющих на формирование чувства безопасности, близости и поддержки. Они активизируются в опыте игр и эмоционального контакта со взрослыми. Благодаря им в раннем возрасте формируются навыки самоподдержки. Овладевая ими, ребенок или подросток может справиться со сложными ситуациями.

Именно с этими частями мозга связано ощущение жертвенности или, наоборот, уверенности в себе. Современное поколение часто лишено игр с родителями, игр во дворе, их сегодня заменяют профильным обучением, где эти части мозга не слишком активны. Не активизируются они и когда ребенок общается в соцсетях.

Поэтому нынешнее поколение детей еще и очень одинокое поколение. При огромном количестве внешних контактов им важна наша близость. Потому что близость им заменяют лайки, а любовь - гордость от виртуального признания. Это поколение более нарциссическое. И часто мы сами их к этому стимулируем.

6. Еще одна черта рожденных после 2000-х годов - страх пропустить что-то в виртуальном мире. Телефон становится продолжением их тела. Они снимают блокировку экрана - не для того, чтобы ответить на сообщение, а чтобы проверить, не пропустили ли чего.

Это признак тревожности. Виртуальный мир предлагает огромное количество стимулов, с которыми сложно конкурировать реальному миру. А нам важно помочь им удержаться в реальности.

7. Новое поколение родителей уже умеет любить, но не всегда умеет воспитать. Нынешние родители не знают, кто такой доктор Бенджамин Спок, которым зачитывались их собственные родители. Их уже не нужно убеждать в том, что бить детей нельзя. Родители знают, что такое теория привязанностей, они внимательны к чувствам и потребностям детей. И это прекрасно.

Но мы наблюдаем и обратный процесс. Многие родители так боятся совершить ошибку, что не учитывают, как детям важен баланс - чуткости, свободы и ощущения границ. А это чревато отсутствием знаний о том, как устроен мир и отношения в нем, непониманием своей роли и границ своих возможностей и может приводить к неуверенности в себе, эгоизму и инфантилизации.

8. У детей поколения 2000-х иначе проявляется поведение в конфликте. Современным родителям важно заботиться о своем авторитете для ребенка, иначе им придется опираться на авторитарность, а это проигрышная стратегия. Это поколение гиперчувствительное, и эти дети часто провоцируют, чтобы мы проявили свои истинные чувства.

У них другие ценности. Как-то знакомый подросток говорил: «Когда мы с подругой сидим вместе в комнате, родители напрягаются. Что вы заладили со своим сексом! Для нас большая близость, когда мы просто сидим вместе под пледом и смотрим сериал». Близость - редкость и ценность этого поколения.

9. В работе с конфликтами подростков и подростков со взрослыми эффективен метод ненасильственного общения. Важно осознавать, чего же мы хотим, не перекладывать ответственность за свои чувства на других и учиться без претензий доносить информацию о своих потребностях близким. И важно понимание, что признак взрослого человека - умение сохранять терпение и психологическую устойчивость.

10. В отличие от взрослых, современные дети напрямую говорят о своих потребностях, и нам стоит учиться этому у них. А их, наоборот, научить корректности и бережному отношению к другому человеку. Нам важно научиться не бояться сильных эмоций детей. Да, их радость, гнев, страх могут проявляться более ярко, чем у нас. Так же, как и глубокие вопросы – о смерти, о любви - они начнут задавать раньше.

Когда я спрашиваю у подростков, что самое важное вы хотели бы донести до взрослых, ответ такой: верьте в нас. И не сравнивайте нас с собой, мы другие. Да, такой ответ мог быть во все времена. Но они действительно отличаются от нас.

Источник: Новое время



Похожие новости: