Украинцы смогут не платить за «плохую» коммуналку
Украинцы, проживающие в многоквартирных домах, получили возможность взыскать с управителя дома деньги за неоказанные или некачественные коммунальные услуги — Кабмин своим постановлением №482 от 5 июня уравнял управдомов в обязанностях с другими поставщиками комуслуг — тепла, воды, электроэнергии, газа, уборщиками мусора.
Эксперты говорят, что добиться справедливости можно, но, если речь идет о крупных суммах, придется идти в суд, пишет Сегодня.
Напомним, по закону о реформе в сфере ЖКУ, управителем может быть физлицо, имеющее на это лицензию, либо, что на сегодня намного более распространено — управляющая компания (бывший жэк). В обязанности управителя входит: надлежащее содержание дома и придомовой территории (уборка в подъездах и возле домов, уход за зелеными насаждениями), покупка электроэнергии для освещения мест общего пользования и работы лифтов, текущий ремонт (крыши, двери, окна и т. д.). Этот документ дополнил постановление №1145, принятое 27.12.2018 г. и касающееся поставщиков других видов услуг (см. выше). Теперь недовольные жильцы могут взыскать свои кровные не только за теплую, а не горячую воду из крана и холод зимой в квартирах, но и за грязные подъезды и протекающую крышу. Но зато управитель имеет право оставить себе сэкономленные средства, если затраты на его услуги окажутся меньше, чем оплата по тарифам (удалось купить дешевле лампочки в подъезды или из-за дождей не тратить воду на полив газонов).
Как видно из нового постановления, для перерасчета оплаты управителю жильцам надо поступать так же, как и для требования перерасчета за другие виды услуг. Прежде всего, необходимо составить акт-претензию установленной формы (утвержден постановлением №1145), которую подписывают управитель и потребитель (жилец). Например, в акте могут зафиксировать, что в подъезде неделю не работает лифт, поэтому оплата за его пользование должна быть уменьшена. В случае, когда управитель не пришел на проверку либо отказывается подписывать акт-претензию, его могут подписать не менее чем двое жильцов и передать под роспись управителю. Если претензия жильцов будет удовлетворена, деньги за невыполненные услуги им не вернут на руки, а зачтут в счет оплаты счетов на содержание придомовой территории в будущем месяце. Отказ в удовлетворении претензии можно оспорить в суде.
Специалисты в сфере жилкомхозяйства одобряют постановление, но говорят, что на практике реализовать то, что в нем написано, будет непросто.
«Управителя обязали предъявить жалобщикам документы о выполнении управителем работы: наряды, табели рабочего времени, зарплатные ведомости, акты о списании материалов и т. д., как доказательство, что работа выполнена, — говорит эксперт в сфере ЖКХ Андрей Никончук. — Но, как говорится, бумага все стерпит. Считаю, что жильцы погрязнут в бюрократической переписке и махнут рукой на свои требования по перерасчету, особенно если сумма небольшая. Отношения с управителем будут испорчены, а добиться серьезной компенсации вряд ли получится без суда».
А вот юрист Владимир Столитний считает, что если акт-претензия оформлен правильно, то до суда дело может и не дойти:
«Законом установлено, что даже при отказе со стороны управителя признать претензию ее документирование жильцами имеет юридическую силу. То есть суд обязан на основании акта-претензии удовлетворить иск о перерасчете оплаты за услугу. Другое дело, что эта норма действует всего полгода и нет серьезной судебной практики, чтобы понять, как поступают судьи в таких ситуациях. Сложнее будет добиться исполнения решения суда, особенно если речь идет о крупных суммах. Например, все жильцы дома (50—60 истцов) потребовали пересчета оплаты за придомовую территорию, это может быть 10 тыс. грн и более. Но если жильцы организуются, то со временем управители станут выполнять свою работу так, чтобы на них не подали в суд».
Источник: Сегодня