Бесконтактный проезд: какие е-билеты «работают» в украинском транспорте
Четыре года назад – в июне 2015-го – в Украине стартовала безналичная оплата проезда. Пассажиры киевского метрополитена смогли расплачиваться картами Mastercard, проходя через желтые турникеты. А два года назад – в мае 2017-го – в нашей стране вступил в силу закон о е-билете.
По данным госагентства по вопросам е-управления, сейчас е-билет полноценно «работает» в Житомире, Белой Церкви, Тернополе и Ивано-Франковске. Частично запущен в Киеве, Днепре, Харькове, Львове, Виннице и т. д. Города смогут отказаться от кондукторов, когда 70% поездок пассажиры станут оплачивать электронными билетами. Пока этот уровень значительно ниже.
«Польза безналичной оплаты очевидна: отсутствие наличных денег затрудняет воровство, есть возможность сосчитать пассажиров, а не гипотетически измерять пассажиропоток. Также безналичная оплата повышает финансовую грамотность: клиенты, пользующиеся е-билетом, используют технологичные способы оплаты и для других платежей», – отмечает заместитель руководителя бизнеса платежей и переводов ПриватБанка Артем Фесько.
Сегодня пассажиры могут рассчитаться за проезд едиными транспортными картами, бесконтактными платежными картами банков, QR-кодами и SMS. Mind попытался выяснить, преимущества каждого вида е-билета, а также узнать, сколько поездок уже ими оплачено. К сожалению, в Министерстве транспорта нет сводной статистики: децентрализация позволяет городским властям не отчитываться перед «главком». Изданию удалось получить выборочные данные по разным городам и видам транспорта.
Оплата единой транспортной картой
Что это? Пластиковая карта с бесконтактным чипом. Ее можно пополнять на определенное количество поездок. Это самый популярный во многих городах мира способ е-оплаты. Смарт-картой можно оплачивать проезд во всех видах транспорта: метро, автобусах, троллейбусах, трамваях, электричках, на фуникулере.
Как пользоваться? Поднести карту к валидатору. Если операция успешна – загорится зеленая галочка. Если неудачна – засветится красный крестик и на дисплее будет указана причина отказа (закончился или не наступил срок действия карты, она заблокирована и т. п.). Контролеры проверяют оплату с помощью специальных устройств.
В каких городах Украины запустили? Киев, Белая Церковь, Чернигов, Харьков. К примеру, в Киеве валидаторы установлены в 1250 единицах наземного транспорта, есть 56 турникетов на 15 станциях городской электрички, 90 турникетов в 74 вестибюлях метро, смарт-картой можно оплатить проезд на фуникулере и станциях скоростного трамвая.
Сколько поездок оплачено? По данным пресс-службы Kyiv Smart City, за последние пять месяцев (январь – май) транспортной картой рассчитались за более чем 1 млн поездок.
Преимущества для пассажиров. При пополнении карты на большое число поездок – предлагается скидка. К примеру, в Киеве можно сэкономить 75 грн, покупая 50 поездок.
В транспорте Чернигова действуют две стоимости: 5 грн, если пассажир расплачивается наличными, и 3,95 грн – транспортной картой.
В Харькове в случае отсутствия работающего валидатора, пассажирам с е-билетом разрешают не оплачивать проезд наличными.
Эффективность для города. Городские власти, опробовавшие безналичную оплату, уверяют в ее эффективности. По данным госагентства по вопросам е-управления, в Белой Церкви до внедрения е-билета соотношение доходов и расходов было 8 млн грн к 1 млн грн, после запуска – 14 млн грн к 2 млн грн. «В первый месяц после внедрения электронных билетов в нашем городе их приобрели 47% людей, пользующихся услугами троллейбусного управления. Это очень высокий показатель на территории всей страны», – ранее рассказывал директор КП СМР «Троллейбусное управление» (Белая Церковь) Владимир Вахний.
Оплата бесконтактными платежными картами банков или любым NFC-гаджетом с Google Pay, Apple Pay
Что это? Еще один популярный вид е-билета – оплата бесконтактными картами Visa и Mastercard. Карты не обязательно носить с собой. Они могут быть «подвязаны» в установленные на смартфон или смарт-часы приложения Google Pay или Apple Pay.
Как пользоваться? Так же, как и транспортной картой: поднести NFC-карту или гаджет к работающему валидатору.
В каких городах Украины запустили? В Житомире, Львове, Ивано-Франковске, Тернополе, Чернигове, Сумах, Мукачеве, Краматорске. В Одессе – только на фуникулере, в Днепре – лишь по маршруту трамвая №1. В Киеве – пока в метро, на 6 станциях Борщаговской линии скоростного трамвая и фуникулере, вскоре обещают запустить на других видах общественного транспорта. По данным консорциума «АСТЕК», Киев стал первым городом в мире, где с апреля этого года можно «записать» транспортный проездной на банковскую карту.
Сколько поездок оплачено? По данным КП «Киевский метрополитен», за первые три года после старта пассажиры расплатились банковскими картами за 28 млн поездок. В Ивано-Франковске с февраля 2019 года безналичной оплатой в коммунальном транспорте (35 троллейбусов и 30 автобусов) ежемесячно пользуются около 6000 пассажиров. В госагентстве по вопросам е-управления рассказывают, что спрос постоянно растет.
Эффективность для города. По данным госагентства по вопросам е-управления, после запуска е-билета Житомир ежемесячно экономит 500 000–600 000 грн бюджетных денег. Снизить расходы удалось за счет корректировки графиков маршрутов в соответствии с реальными пассажиропотоками. «Польза внедрения электронного билета для города – это в первую очередь возможность собрать актуальные и достоверные данные, анализ которых позволяет строить эффективные маршруты, определять их загруженность, дифференцировать стоимость билетов (например, повышая ее в часы пик и снижая в остальное время, что позволит оптимизировать пассажиропоток)», – рассказывают в агентстве.
QR-коды
Что это? Такой вид оплаты в Украине пока продвигает только ПриватБанк. Оплачивать проезд QR-кодами могут клиенты банка, у которых на смартфон или планшет загружено приложение Privat24.
Как пользоваться? Пассажиру нужно найти плакат-наклейку с QR-кодом в транспорте. Открыть мобильный Privat24 и отсканировать код. Автоматически загрузится вкладка «Билет». Далее нужно выбрать тип проездного («студенческий» или «стандартный») и число билетов, указать карту для оплаты и подтвердить покупку. Последний шаг: нажать кнопку «компостировать». Банковская комиссия за услугу не взимается.
В каких городах Украины запустили? По данным ПриватБанка, оплата проезда по QR-коду сейчас доступна в 21 городе Украины: Львове, Херсоне, Ивано-Франковске, Чернигове, Днепре, Белой Церкви, Сумах, Хмельницком, Черкассах, Александрии, Николаеве, Краматорске, Дружковке, Кременчуге, Житомире, Кривом Роге, Мариуполе, Северодонецке, Знаменке, Запорожье и Виннице.
Сколько поездок оплачено? С апреля 2017 года (старта работы технологии) по май 2019-го пассажиры расплатились QR-кодами более 8 млн раз. «Мы наблюдаем тенденцию к росту платежей. За первые 5 месяцев 2019 года проведено столько же оплат, сколько было за весь 2018 год», – рассказывает Артем Фесько.
К примеру, по данным госагентства по вопросам е-управления, в троллейбусах Ивано-Франковска в среднем в месяц оплачивается 1500 поездок, в автобусах – 600.
Эффективность для города. Этот вид оплаты не требует дополнительных крупных инвестиций на закупку валидаторов, софта и т. п. Для сравнения: будущая автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте (АСОП) Львова оценена в 11,2 млн евро.
В ПриватБанке называют систему оплаты QR-кодами самой бесконфликтной. «К сожалению, кроме оплаты по QR в Украине нет технологии с замкнутым контуром: когда пассажир понятным образом может оплатить проезд, а контролер или кондуктор – проверить оплату конкретного пассажира. Системы оплаты с помощью устройств, размещенных в транспорте, не имеют удобного способа проверки этих билетов, из-за чего между пассажирами и контролерами возникают разногласия и другие неудобные ситуации», – полагает заместитель руководителя бизнеса платежей и переводов ПриватБанка.
Оплата по SMS
Что это? Этот вид оплаты запускают городские власти в партнерстве с мобильными операторами «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell. Оплачивать проезд по SMS могут только препейд-абоненты этих операторов.
Как пользоваться? В салоне найти инструкцию об оплате: в ней указаны реквизиты маршрутов. Выбрать нужный и отправить SMS с его кодом на номер 877. После этого пассажир получит уведомление об оплате проезда с уникальным кодом и информацией о типе приобретенного билета (льготный или обычный). Сообщение сохраняется в телефоне. Если пассажир его ненароком удалит, он может бесплатно получить дубликат, отправив букву Д на номер 877.
Плата за отправку SMS не взимается. С мобильного счета списывается только стоимость билета.
В каких городах Украины запустили? Ивано-Франковск, Львов, Житомир и Винница.
Сколько поездок оплачено за время работы? По данным «Vodafone Украина», за три месяца работы сервиса количество проданных билетов тремя операторами измеряется десятками тысяч. «Мы отслеживаем показатель повторных оплат. По нашим абонентам он составляет более 52%. Это очень высокий уровень повторного использования услуги», – рассказывают в пресс-службе «красного» оператора. В госагентстве е-управления приводят пример Ивано-Франковска: в последнее время пассажиры троллейбусов и маршрутных автобусов оплачивают по SMS около 2000 поездок в месяц.
Эффективность. «Польза для города – отсутствие затрат на внедрение и существенная экономия операционных расходов на обслуживание. Для города данный сервис стоит всего 3% от оборота проданных билетов. Это существенно ниже, чем операционные затраты на производство, продажу, контроль и администрирование бумажных билетов», – поясняют в пресс-службе «Vodafone Украина».
В lifecell дополняют: благодаря SMS-оплате у города нет необходимости обеспечивать работу большого количества кондукторов на маршрутах. В целом электронные билеты дают возможность транспортным предприятиям увидеть реальную статистику перемещения пассажиров и при необходимости оптимизировать маршруты.
Источник: mind.ua