По велению сердца: 105 лет назад родился мелитопольский писатель
В этом году исполнится 105 лет со дня рождения нашего земляка, писателя Евгения Фотиевича Дырина.
В 1960-70-х годах его творчество было хорошо известно широкому кругу читателей.
Первые шаги: мечты сбываются
Родился Евгений в Мелитополе 20 февраля 1914 г. в семье почтового работника Фотия Николаевича Дырина. Мать Анна Васильевна (1898-1968) окончила в Мелитополе гимназию и посвятила жизнь воспитанию детей. Помимо Евгения, в семье росли дочь Вера и младший сын Леонид.
После гражданской войны семья вернулась в село Михайловку, где ранее проживала. Здесь с 1926 г. Женя учился в сельской школе-семилетке, а после ее окончания работал телеграфистом районного узла связи.
В 1931 г. молодого энергичного юношу избрали в состав Михайловского райкома комсомола. Через год райком направил его в Днепропетровск на краткосрочные курсы пропагандистов. К тому времени относится и его первое сотрудничество с газетой. «Бажання писати старший брат мав велике, - вспоминал Леонид Фотиевич Дырин. - Воно привело його на мовний факультет Мелітопольського педінституту». В 1932 г. будущий писатель стал штатным пропагандистом в Михайловском райкоме комсомола.
В 1933 г. Дырины вернулись в Мелитополь. Жили на Красной Горке по улице К. Либкнехта (сейчас - А. Довженко). Евгений работал телеграфистом и занимался на подготовительных курсах учительского института. На страницах местной газеты «Радянський степ» появляются первые его литературные опыты. Мелитопольский поэт и педагог, а тогда студент Николай Афанасьевич Семенченко жил с Евгением в одной комнате студенческого общежития. Вот что он рассказывал о товарище: «Це був хлопець нижче середнього зросту з широкими, трохи випнутими вперед, грудьми, коренастий, з білявим чубом <…> Високе чоло і довгувате обличчя, сірі очі, в яких світилася ясність думки. Біла сорочка з галстуком, чорний костюм надавали йому елегантного вигляду. На мовно-літературному факультеті очолював групу. Вчився відмінно <...> Був членом комсомольського бюро при інституті <...> Дирін у поведінці відзначався поміркованістю, врівноваженістю. Не любив у чомусь відзначатися, тим більше вихвалятися. Іноді свої заслуги в роботі приписував іншим. Завжди підтримував теплу дружбу з товаришами. Ніколи нікого не намагався принизити або образити».
Евгений много читал, декламировал наизусть стихи известных поэтов: Маяковского, Белого, Блока и других. Нередко в комнате студенческого общежития затевались споры, в которых он один мог дать самые точные оценки литературным произведениям. В начале 1930-х годов Евгений организовал в институте кружок литературы. На основе этого кружка была основана литературная студия при редакции «Радянського степу». Сдав экзамены экстерном за 2 курс, в 1935 г. Евгений становится преподавателем на рабфаке.
В 1936 г. его призывают в ряды Красной Армии. Евгений мечтает стать авиатором. Его мечта сбывается: с 1937 по 1938 годы наш земляк - курсант авиаучилища (ст. Сещинская, Белоруссия), по окончании которого он получает звание лейтенанта-штурмана.
Уволившись в запас, молодой штурман, чувствуя тягу к литературе, творчеству, решил углубить свои знания.
Евгений поступает на литфак (4 курс) Запорожского пединститута на факультет западноевропейской литературы и заканчивает учебу с отличием. (Непонятно, почему Е. Дырин, который учился в пединституте в Мелитополе, через несколько лет поступает вновь учиться в Запорожье на последний курс - тоже в пединститут, и по той же специальности. Объяснение возможно только одно - первый вуз он не окончил. Утверждения об обратном, похоже, не основаны на каких-то документах. В начале 1936 г. Мелитопольский пединститут включил Дырина в список кандидатов на персональную стипендию им. И. Франко: студент учится лучше всех в вузе, по всем предметам оценки только отличные, редактор общеинститутской стенгазеты, работает в литкружке, активно участвует в литературных диспутах. Однако в марте 1936 г. директора института уволили «за притупление бдительности», а его преемник вычеркнул Дырина из списка. Возможно, все это объясняется тем, что осенью 1935 г. отдел НКВД арестовал группу преподавателей и сотрудников МГПИ, сфабриковав дело о «заговоре». С несколькими из них Дырин близко приятельствовал. Они часто проводили время вместе, на дому. Не желая подставлять под удар талантливого и общественно активного студента, ему могли предложить срочно оставить институт под каким-либо благовидным предлогом. - Прим. ред.)
С 1939 г. по 1940 г. он работает преподавателем на кафедре западно-европейской литературы. Позже молодого специалиста выдвигают на работу в Запорожский обком комсомола. Вначале он руководит отделом пропаганды, а в 1940 г. избирается 2-м секретарем Запорожского обкома ЛКСМУ.
В период учебы в Запорожье Евгений знакомится с будущей женой - Валентиной Печерской. Филолог по образованию, она стала его литературным консультантом. Их сын Александр, 1941 года рождения, будучи студентом одного из московских вузов, трагически погиб в 1960-м.
С начала войны и до ее окончания Е. Дырин служит в действующей армии на Южном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Молодой авиатор с 1941 г. по 1942 г. служил штурманом бомбардировочной авиации, затем в отделе технического обслуживания аэродромов.
С 1943 год. Евгений Фотиевич работает в дивизионных и корпусных газетах, публикует очерки об авиации и военных летчиках. За ратный труд его наградили орденом Красной Звезды и медалями, за выполнение заданий командования - именным фотоаппаратом ФЭД и самолетными часами с ИЛ-2.
Не изменяя призванию
После войны Е. Дырин служил в Вене, а в 1946 г. был переведен в Москву, где как кадровый офицер работал в военных издательствах, в частности, секретарем редакции журнала «Вестник Воздушного Флота». Здесь он публикует рассказы о летчиках, рецензии, статьи по истории авиации. Затем три года Евгений Фотиевич работал начальником отдела художественной литературы и членом редколлегии журнала «Советский воин».
О Евгении Дырине вспоминала писательница Валентина Степановна Иванникова, трудившаяся с ним на протяжении трех лет. Она была свидетелем его неспокойной работы на должности редактора и литератора. Бок о бок с ним работали молодые, талантливые, тогда еще мало известные писатели: Иван Стаднюк, Юрий Нагибин, Михаил Алексеев.
В то время наш земляк удачно работал над переводами. В его переводе на русский язык повесть Юрия Збанацкого «Таємниця Соколиного бору» получает вторую премию на Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей. Переводит он на русский язык и роман Виталия Петлеваного «Сурми грають зорю».
Однако главной темой, которую вынашивал автор будущих книг, был героизм людей летной профессии огненных военных лет. Ведь автору не нужно было выдумывать своих героев-летчиков, штурманов, механиков. Он знал и гордился ими, поскольку сам рядом с ними сражался, жил нелегкой фронтовой жизнью.
Первые рассказы автора были напечатаны в победном 1945 г.
В 1951 г. выходит в свет его книга: очерк о дважды Герое Советского Союза летчике Иване Семеновиче Полбине. В книге описаны его детские и юношеские годы, учеба в школах пилотов, затем - Халхин-Гол, Великая Отечественная война, бои в небе Москвы, Сталинграда, Курска, Орла. Многие страницы книги посвящены новаторским методам бомбометания талантливого командира И. С. Полбина.
Следующей книгой нашего земляка стала повесть «Дело, которому служишь», выпущенная в 1955 г. В повести автор более детально рассказывает о событиях, лежавших в основе очерка «На боевом курсе», глубже раскрывает образ Ивана Полбина - человека высокой цели, мужества и летного мастерства, еще полнее показывает его творческий подход к ведению боя.
В 1956 г. получает путевку в жизнь книга писателя «Большие привязанности». В нее вошли рассказы о летчиках - этой теме писатель оставался верен всегда.
Через четыре года в «Воениздате» вышла книга с тем же названием «Дело, которому служишь». В нее вошла упомянутая повесть об И. Полбине и рассказы о воинах-авиаторах.
Примечательно, что в книге один из летчиков Полбина - наш земляк, мелитополец Петр Белаш, детство которого прошло на окраине города, носившей название «Новые Планы». Петр перед войной окончил два курса Мелитопольского педагогического института, увлекся авиацией, посещая аероклуб. (Среди известных нам курсантов Мелитопольского аэроклуба нет Петра Белаша (есть Белан). Возможно, писатель изменил фамилию реального человека, сделав его персонажем книги. - Прим. ред.)
Е. Дырин в книге упоминает знакомые нам улицы - Чернышевского и Ленина (сейчас - Гетманская), большой парк на горе (ныне - парк им. М. Горького), топкие берега реки Молочной, которые не зря назывались «кисельными». Захватывающие страницы посвящены профессионализму нашего отважного земляка П. Белаша.
Трогательно описывает автор последний день жизни командира авиасоединения, генерал-майора Ивана Семеновича Полбина. В день своего сорокалетия, 11 февраля 1945 г., тот погиб в бою под Бреслау от попадания вражеского снаряда в носовую часть кабины. Отношения небесных бойцов друг к другу, к технике настолько достоверны, одухотворены, наполнены таким внутренним смыслом и глубиной, что даже человеку, далекому от авиации, легко и интересно знакомиться с этой прекрасной героической профессией.
Творчество Е. Ф. Дырина высоко оценил известный русский писатель Юрий Нагибин: «Образ Полбина - самая большая художественная удача Е. Дырина, прекрасная его заслуга перед родной литературой…» «Хорошие, смелые, умелые люди… населяют рассказы Е. Дырина. Евгений Дырин прожил недолгую жизнь - неполных четыре десятилетия, но он честно, талантливо и плодотворно делал то дело, которому служил по велению сердца и по природному дару».
Жизнь нашего земляка-писателя оказалась до обидного короткой: 16 августа 1953 г. он погиб в железнодорожной катастрофе под Москвой. Но имя Евгения Фотиевича Дырина вошло в историю нашего края, в литературу и военную летопись Великой отечественной войны.
Т. П. Савина.
Статья была опубликована в № 4 Мелитопольского краеведческого журнала.