Байки мелитопольского охотника
Геннадий Арестенко из Таврического (Акимовский район) по образованию учитель математики и физики. Не один десяток лет он проработал с детворой в местной школе. Но дух авантюризма гнал учителя в поле, выслеживать зайца.
С винтовкой - на зайца
Впервые в руки оружие Геннадий Петрович взял еще двадцатилеткой, а теперь он почетный охотник Украины.
После службы в армии молодому учителю вверили должность военрука школы на полставки. Выдали малокалиберные винтовки, учебные автоматы, мины, чтоб пацанов с военным делом знакомил. Он это и делал, но не без удовольствия для себя.
- Украду на выходные винтовки, и пойдем с другом на охоту. По краю «котла» ходили, стреляли только, если заяц в сторону побежит, - в середину не заходили. Стреляет винтовка ведь далеко, можно и убить. Это, конечно, грубейшее нарушение правил, - признается Геннадий Петрович, сейчас бывший глава первичного охотколлектива с. Червоноармейское (ныне с. Таврическое) с двадцатилетним стажем. - Если б узнали тогда - посадили б.
А собирал ребят, желающих побродить по полям с оружием, покойный ныне главный инженер местного колхоза Анатолий Гнатына. Он и научил Геннадия Петровича премудростям охоты.
Где б взять ружье?
В 1991-м Г. Арестенко обзавелся первым личным ружьем - ТОЗ-25. Досталось оно ему от старшего товарища.
- Есть такая традиция у нас - если умирает охотник, родственники должны продать кому-то его ружье, - рассказывает Геннадий Петрович. - Когда умер мой хороший друг из соседнего села, я помогал вдове с похоронами, и она отдала мне ружье. Естественно, оформлялось все по закону, через магазин. Сейчас это ружье у сына.
Второе ружье охотника тоже не из магазина, а пришло с оказией.
- В соседнем селе хлопец провинился, за женой с ружьем бегал - милиция конфисковала у него оружие, - рассказывает охотник. - Мне майор из разрешительной системы тогда и предложил за 300 долларов купить его Иж-27. Хорошее ружье было. Недолго. Патроны я сам тогда заряжал, и, видно, порох был плохой. Я выстрелил, патрон зашипел, а пыж не выскочил - остался в стволе. Я не глянул, второй патрон туда - а он как бахнет, и новое мое ружье разорвало. После этого я у друга взял хорошее, турецкое, с ним до сих пор и хожу.
Сезон охоты
2 августа стартовал сезон охоты на пернатых. Охотники уже привели в порядок документы, оформили отстрелочные карточки. Вместе с Г. Арестенко готовятся выйти на дичь еще около 20 человек - местные, члены первички. А к ним, по традиции, 10-12 человек примкнут из Мелитополя.
- Правда, в Акимовском районе дичи не так уж много, - сокрушается охотник. - В основном серая куропатка, фазан и дикий голубь. Да и фазан - не «местный». Районная организация УООР закупает и регулярно выпускает эту птицу на местные угодья. В сезон мы не разрешаем стрелять в самку фазана. Красивого самца - убивай, а ее, серенькую, - не смей.
Гусей, уток в регионе нет. На них в Атманай на платные угодья местные охотники ездят. Геннадий Петрович в таких мероприятиях не участвует, «дичь» для своей семьи на рынке покупает и в загородках растит - 30 штук уточек, курочек во дворе имеется.
Так что знатный сезон в местных степях наступает только в ноябре, когда открывается охота на пушного зверя. Заяц - главная мишень каждого охотника. Если повезет, встретится лиса. Ну а погонять «залетного» (местные не водятся) волка приходилось далеко не каждому. И если уж кто загнал да убил, фотографируются все дружно у добытого трофея.
- За одну охоту каждому положен один заяц, - поясняет охотничьи правила Г. Арестенко. - Идут 30 охотников, значит, и убить должны 30 зайцев. Как только набрали норму, охота прекращается. Даже если один застрелил троих, а второй - ни одного. Делим на всех добычу. Если не удалось настрелять нужное количество, делим то, что есть. Обязательно забирает зайца тот, кто убил. А уж остальным - как повезет. Напополам тушку не рубим - не принято так. Но почти каждый раз норму набираем, зверя хватает.
Домой с добычей
- После охоты в гараже подвешиваю тушку, шкурку обдираю и - собаке, - рассказывает охотник. - Она сейчас не ценится. А мясо - жене. Она знает, как приготовить.
- Заяц вкусный, если его хорошо приготовить, а я умею, - без лишней скромности говорит супруга охотника Даниса Петровна. - Заяц сильно кровяной, мыть его нужно в трех водах, а потом еще и на ночь вымачиваться лучше оставить. Утром делю тушку на кусочки, солю, обжариваю и складываю в кастрюльку, щедро пересыпая луком и чесноком. Лук, морковку пережариваю, добавляю ложку-две муки, заливаю кипятком и подтушиваю немного. Потом всем этим заливаю мясо. Чтоб вровень было, не покрывало даже. Бросаю лавровый лист, перчик душистый и томлю час. Получается мясо нежное, чесночком пахнет. Можно сверху еще и картошку уложить крупными кусками - будет сразу и жаркое.
Несколько раз приходилось Г. Арестенко застрелить лису. Но ее домой он не забирал, отдавал мелитопольским охотникам.
- В Мелитополе есть специальные пункты, где делают вычинку шкур, потому и отдаю, - говорит Геннадий Петрович. - Дома это сделать нереально. Да и зачем - это лишняя трата времени.
С 2014 г. Г. Арестенко - почетный охотник Украины. Мог бы бесплатно стрелять зайца на любых угодьях страны. Было бы желание. Но Геннадий Петрович любит домашнюю охоту. На своих охотучастках: знакомых, исхоженных множество раз. Идти в стенке «котла», выгнать косого, обхитрить и попасть с одного выстрела - вот где охотничий азарт.
- Он же хитрый, - говорит охотник, а глаза горят. - Идешь мимо него, лежать будет - не шелохнется, не выскочит, пока не пройдешь. А шустрый какой! Идем на зайца мы «котлом». Впереди охотники в возрасте на машинах, а мы «подковой» гоним. Стоит одному-двум из нас отвлечься, не соблюсти дистанцию, направление, скорость движения, образуются провалы в «котле» - в сто и более метров. Зайцы тут же в них сыплются, как крупа из дырявого мешка.
Не охотой единой
Браконьеров гонять - еще одна задача охотника.
- Мы свои угодья охраняем - а это 7 тысяч гектар, - говорит Г. Арестенко. - На канале есть насосные станции, там местные постоянно дежурят. Мы с ними договорились, если услышат выстрелы - нам звонят тут же. Мы садимся в машину - и на место. В последние годы боятся браконьеры ходить. За пять-шесть лет никого и не гоняли. А раньше было дело. Но никого ни разу не сдал. Профилактическую беседу проведу и отпускаю. А в соседнем селе, знаю, и по морде за это могут дать.
И охотник - не просто убийца, настаивает Г. Арестенко. Если поголовье не «прореживать», зайцы вредят и посевам, и садам, а сами больше болеют. Зимой, в гололед охотники подкармливают косых: раскладывают «солонцы» в посадках, рассыпают зерно, чтоб те продержались до оттепели. Да и свой кодекс чести у бывалых охотников есть: не поднявшихся на крыло молодых уток-хлопунцов - не бить, по стаям не в меру не стрелять, старку - матку - не убивать, зайца на лежке - не трогать. Эти заповеди они сами чтят и молодых охотников научают.
Фото из архива Г. Арестенко