Умеют говорить и читать мысли — в мире отмечают День кошек

Просмотров: 1604
8 серпня 2019 10:26

Всемирный день кошек (World Cat Day) отмечается ежегодно 8 августа по инициативе Международного фонда по защите животных. И есть даже наука о кошках – фелинология (от латинск. felinus – кошка и греческ. logos – наука), подчеркивающая, что кошки – весьма умны и полезны. В сам же праздник – День кошек – виновников торжества особенно чествуют и всячески балуют – покупают различные деликатесы, новые домики и игрушки для своих питомцев. В ряде стран к этому дню даже было приурочено открытие специальных парков для выгуливания котов и кошачьих магазинов, кафе и гостиниц, где можно на время поселить питомца с большим комфортом.

И, конечно же, можно бесконечно долго рассказывать и говорить об этих замечательных и грациозных животных, ближних родственниках самих тигров и леопардов. Поэтому в этот праздник хочется пожелать всем кошкам иметь свой дом, заботливых хозяев и вкусную еду. Ну а мы, люди, должны помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили, и поблагодарить этих уникальных животных еще раз.  Люди приручили котов тысячи лет назад, но понять, что у них на уме, так и не смогли. История человеческой цивилизации — это история борьбы со страхом перед кошкой. Умиляясь мурчанью и урчанию, ставя лайки мимишным котикам, мы все еще продолжаем бороться со страхом перед котом — его когтями, клыками, могучими лапами и вздыбленной шерстью. Мы проследил, как с помощью искусства человечество преодолевало страх.

1. Важная и опасная: Баст

Египетская богиня с телом женщины и головой кошки. Египтяне одними из первых (в III тысячелетии до нашей эры) одомашнили кошку. Котам поклонялись, их мумифицировали, главный бог египетского пантеона Ра периодически превращался в рыжего кота. Но центральный элемент культа — богиня Баст, богиня красоты, плодородия, домашнего очага, защиты от злых духов и собственно кошек.

Первые два тысячелетия существования египетской цивилизации Баст была скорее локальной богиней Нижнего Египта, а потом, в X веке до нашей эры, богиня-кошка приоб­рела государственный статус. Но несмотря на почитание, египтяне побаивались Баст. Из мирной богини-кошки она могла внезапно превратиться в богиню-львицу Сехмет, отвечающую за войну и палящее солнце. А Сехмет могла легко уничтожить мир.

Мораль: На заре цивилизации египтяне заложили основу для дальнейших околокошачьих мифов: кошки важны, опасны, женст­венны, никто не знает, что именно задумала кошка, им нужно поклоняться.

Цитата: «Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах» (Геродот «История»).

2. Слуга Сатаны: черный кот, котолак и Бегемот

Средневековая черная кошка — жертва суеверий и стереотипов. В Древнем Риме кошек любили — сказывалось влияние Египта. С приходом христианства для кошек начались смутные времена. Излишняя популярность в язычестве обернулась гонениями со стороны адептов новой веры. Кошкам припомнили скрытность и загадочность, а черные коты, у которых в темноте страшно горят глаза, — уж больно они смахивают на дьявола. Женственность при новой религии, где женщины, по сути, дьявольское зло, тоже не самое лучшее качество. Короче, страх снова возобладал. Кошек топили, замуровывали в стены, сжигали вместе с ведьмами.

Жутким кото­фобом был борец с альбигойцами Папа Григорий IX (1227–1241): его булла обрекла на страшную смерть миллионы кошек по всей Европе. Параллельно появились легенды про оборотней, которые могут превращаться в кошек, — в восточно-европейской культуре такой персонаж называется котолак. Кошки, надо сказать, мстили своим обидчикам, вернее, за них мстила сама логика жизни: уничтожение кошек оборачивалось потерей урожая и эпидемиями. И хотя Возрождение кошку реабилитировало, традиция шутовских казней кошек сохранялась до XVIII века.

Мораль: Главный вклад Средневековья в кошачью мифологию: кошки опасны и связаны с дьяволом. Эту линию продолжит Булгаков в «Мастере и Маргарите».

Цитата: «Тело хозяйкиной любимицы они спрятали в сточной канаве, подмастерья же тем временем гоняли других кошек по крышам, прибивая тех, что попадались им под руку, и залавливая пытавшихся сбежать в коварно расставленные там и сям мешки. Этих чуть живых кошек они вывалили из мешков во дворе, где затем собрались все работники печатни, устроившие шутовское судилище над животными, — со стражей, исповедником и палачом».

3. Пушистый трикстер: Кот в сапогах

Кот из сказки, который смог организовать социальный лифт для своего хозяина. Француз Шарль Перро в самом конце XVII века публикует книгу «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Он обработал несколько народных сказок, в том числе и историю про некого «господина кота», который хитростью помог сыну мельника превратиться из жалкого маргинала в богатого землевладельца и жениться на принцессе. По теории Владимира Проппа, Кот в сапогах — классический «волшебный помощник» главного героя. Обычно в этой роли выступает волшебник, но у кота нет никаких магических свойств. Кот выполняет работу, используя исключительно свой могучий IQ. Мозг маленького кота способен убить огромного людоеда. Он даже не просто помощник, он трикстер, обманщик, ловкач. Спрашивается, а что произойдет, если в следующем конфликте кот окажется не на нашей стороне? Страшно даже подумать.

Мораль: На рубеже XVII–XVIII веков люди осознали, что коты чертовски умны.

Цитата: «А кот стал знатным вельможей и с тех пор охотился на мышей только изредка — для собственного удовольствия» (Ш. Перро «Кот в сапогах»).

4. Кот-философ Мурр

Кот из сказки Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра». Образован, умеет писать, характер сложный. 1819 год, маленькое немецкое княжество, мудрый и ученый кот Мурр видит все несовершенство людского мира, но не в силах его исправить, потому что люди не хотят его услышать. Они мелковаты в сравнении с котом. В итоге весь его бессмертный дар уходит на общение с пуделем.

Мораль: XIX век подтвердил предположение Шарля Перро: коты умны и способны к бесконечному самообразованию.

Цитата «Дабы потомство в дальнейшем не спорило относительно хронологической последовательности моих бессмертных творений, оповещу его сразу, что первым моим произведением был философский сенти­ментально-дидактический роман „Мысль и Чутье, или Кот и Собака“. Уже это первое мое сочинение могло бы обратить на меня внимание всего мира. Позднее, одолев все науки, я написал политический трактат под названием „О мышеловках и их влиянии на мышление и дееспособность кошачества“. После чего вдохновился и сочинил трагедию „Крысиный король Кавдаллор“. И эту трагедию можно было бы с одинаковым успехом представлять несчетное количество раз во всех театрах, какие только существуют на свете» (Э. Т. А. Гофман «Житейские воззрения Кота Мурра»).

5. Вечная загадка: Чеширский кот

Кот из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Чеширский кот умеет телепортироваться, освоил стелс-технологии, причем может быть частично невидимым: улыбка видна, а все остальное нет. Имеет доступ к базам данных, знает все про прошлое и, возможно, будущее, не боится властей, впрочем, сам агрессии не прояв­ляет, но и помогать никому не собирается. То есть умен, всемогущ, опасен — настоящий кот.

Мораль: Чеширский кот Кэрролла — один из самых могущественных котов в истории. Но он не склонен пользоваться этой властью, ему интереснее разговаривать загадками и оставаться неуязвимым наблюдателем. Воистину коты загадочны.

Цитата: — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда идти, — заметил Кот.

— …Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти» (Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»).

6. Невезуч, но все еще опасен: Том и Сильвестр

Мультипликационные коты Том («Том и Джерри») и Сильвестр («Веселые мелодии»), оба черно-белого окраса. Том из серии в серию пытается поймать и съесть мышонка Джерри, Сильвестр — канарейку Твити или мышонка Спиди Гонсалеса. Том бегает с 1940 года, Сильвестр с 1942-го, результат всегда один и тот же — нулевой. В некоторых сериях коты используют хитроумное снаряжение, сложное оружие, магию, привлекают на свою сторону союзников — и все равно: мышь (канарейка) жива и невредима, коты посрамлены.

Мораль: Высмеивание врага с целью сделать его менее страшным — старый прием. Действует.

Цитата: «Пара приезжает на заморский курорт. Заходят в номер, располагаются. Вдруг муж слышит крики жены:

— Тут мышь! А-а-а-а! Позвони на ресепшен, объясни ситуацию, ты хоть что-то по-анг­лий­ски знаешь, а я ноль!

Муж звонит на ресепшен:

— Hello!

— Hello.

— Do you know „Tom and Jerry?“

— Yes.

— Jerry is here» (популярный анекдот).

7. Ведьма в латексе: Женщина-кошка

Девушка-ниндзя с кошачьими ушками из комиксов и фильмов про Бэтмена, может быть злодейкой, а может — борцом за справедливость. Женщина-кошка — загадочная красавица в кожаной или латексной одежде, эротична и опасна, а значит, вдвойне эротична. Самого Бэтмена пару раз обвела вокруг пальца! Впрочем, цели ее незначительны. Или грабеж, или борьба с преступностью.

Мораль Со времен Древнего Египта как-то позабылось, что кошки — это не только мощь интеллекта. Кошки еще и женственны. Жен­щина-кошка, начиная с момента своего появления, с 1940 года, неустанно напоминает нам об этом. Так менее страшно.

Цитата «Поняв себя, ты обретешь свободу, а свобода — это власть» (фильм «Женщина-кошка», 2004).

8. Саркастические коты: Матроскин и Гарфилд

Полосатый подмосковный кот Матроскин из сказки Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» (1973) и рыжий анг­лийский кот Гарфилд из комиксов Джима Дэвиса (1978). Оба не раз становились героями мультфильмов.

Матроскин — идеальный хозяйственник, трудоголик и перфекционист, пропагандист, агитатор и организатор, не чуждый, однако, сибаритства. Гарфилд — сибарит и мизантроп. Впрочем, в критические моменты он также проявляет таланты агитатора и организатора. Советского и английского национальных кошачьих героев объединяет саркастический взгляд на мир. Матроскин и Гарфилд — прирожденные критики действительности.

Источник: Новости Ю




Похожие новости: