Неудачный развод: почему «Нафтогаз» отказался делить «Укрнафту» с Коломойским
“Нафтогазу Украины” и группе “Приват” Игоря Коломойского не удалось разделить сферы влияния в крупнейшей нефтедобывающей компании страны.
“Нафтогаз Украины” отказался от идеи разделения активов “Укрнафты”, которая была инициирована более года назад с целью урегулирования проблемы долгов этой компании перед государством. Об этом сообщил исполнительный директор “Нафтогаза” Юрий Витренко в интервью ”Экономической правде”. “Сейчас идея разделения “Укрнафты” между ее акционерами уже не актуальна”, — сказал он.
Сейчас “Нафтогазу” принадлежит 50%+1 акция “Укрнафты”, а компаниям, связанных с группой “Приват” Игоря Коломойского — около 42%. Однако, несмотря на то что компании группы “Приват” были миноритарными акционерами, именно они фактически контролировали работу “Укрнафты”.
Долги “Укрнафты” по уплате налогов начали формироваться летом 2014 г. после повышения Верховной Радой рентной платы за использование недр. Компания “Укрнафта”, контролируемая Игорем Коломойским, отказывалась погашать долги, и к январю этого года долги по налогам выросли до 16,4 млрд грн. Таким образом, “Укрнафта” стала крупнейшим должником по уплате налогов в стране — на ее долю приходится 16% всего долга. Кроме того, в этот период происходил масштабный вывод средств из “Укрнафты” — компания выдавала авансы на поставку нефтепродуктов и безоплатно отгружала нефть. Всего за 2015-16 гг. таким образом из “Укрнафты” было выведено почти 19 млрд грн.
Процесс “развода” государства и Коломойского в “Укрнафте” предполагал разделение активов на три вида: газовые (добыча газа), нефтяные (добыча нефти, переработка, продажа нефтепродуктов) и инфраструктурные (трубопроводы). Затем планировалось оценить стоимость каждого вида активов, после чего акционеры “Укрнафты” должны были выкупить активы, а деньги должны были пойти на погашение долгов перед бюджетом.
Однако, по словам Витренко, идея с разделением активов провалилась еще и потому, что правительство оказалось к ней не готово. “Наше предположение о том, что сторона “Нафтогаза”, включая правительство, захочет цивилизованно разойтись с Коломойским, не была подтверждена. Правительство оказалось не готово к этому. Мы уперлись в стену”, — сказал он.
По словам Витренко, проблема разделения активов “Укрнафты” оказалось сложнее, чем на первый взгляд, еще и в связи с проблемой старых долгов государства перед “Укрнафтой” за газ. Дело в том, что еще в период 2006-2011 гг. “Укрнафта” добыла 10 млрд куб м газа, которые были использованы “Нафтогазом” для нужд населения, но из-за разногласий между компаниями этот газ не был оформлен надлежащим образом. В итоге спор по поводу стоимости этого газа рассматривался в суде.
Таким образом, многолетняя борьба за контроль над крупнейшей нефтедобывающей компанией между государством и Коломойским не завершилась.
Витренко считает, что на сегодня группа “Приват” уже не имеет прежнего превалирующего влияния на “Укрнафтой”, когда она осуществляла оперативный контроль над компанией и имела безраздельное право назначать своего председателя правления компании. По словам Витренко, “Нафтогазу” в ходе переговоров с “Приватом” удалось договориться, что “Приват” добровольно отказывается от права назначать СЕО в обмен на формирование наблюдательного совета, в котором будет шесть независимых директоров (по три от “Привата” и от “Нафтогаза”) и пять — зависимых (три — от “Нафтогаза” и два — от “Привата”). А кто займет кресло председателя правления, решит конкурс, его проведет советник-международная компания, которая сейчас отбирается. “Мы договаривались с миноритарными акционерами, что будем следовать принципам цивилизованного корпоративного управления”, — сказал Витренко.
Между тем директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн считает, что заявление Витренко о том, что Коломойский не имеет оперативного контроля над “Укрнафтой”, — или незнание ситуации, или дезинформация. По его словам, сегодня добываемая “Укрнафтой” нефть продается на аукционах, но ее покупают принадлежащие “Привату” фирмы, которые потом на непонятных условиях передают ее обратно “Укрнафте” и та перерабатывает нефть на принадлежащем “Привату” НПЗ “Укртатнафта” опять же на непонятных условиях. “В этой мутной воде можно оставить весь профит за пределами “Укрнафты”, — сказал он. Кроме того, по информации Куюна, добываемый “Укрнафтой” газ идет не на открытые торги на бирже, а продается по прямому договору компании, которая является поставщиком газа для принадлежащего “Привату” предприятия “Днепроазот”. Также 90% сжиженного газа, добываемого “Укрнафтой”, выкупается структурами “Привата”.
А директор компании ExPro Gas&Oil Геннадий Кобаль считает, что предложенный план разделения “Укрнафты” изначально был обречен на провал. “Можно было поделить активы по географическому принципу — в отдельные компании выделить активы на востоке и на западе. По направлениям “газ” и “нефть” поделить компанию не получится, потому что нефть и газ зачастую идут из одной и той же скважины”, — сказал он.
По мнению Геннадия Кобаля, Игорю Коломойскому не выгодно разделение “Укрнафты”. “Ему выгодно получить полный контроль над компанией и работать. Это задача №1”, — сказал он.
Поэтому сериал под названием “Государство, владея 50% + 1 акция “Укрнафты”, борется за влияние в компании” получит свое продолжение.
Источник: ukrrudprom