Мелитопольские реалии Новой украинской школы

Просмотров: 1742
24 серпня 2019 16:30
первоклашки с учителем

В 2018 году 1760 мелитопольских первоклассников стали настоящими первопроходцами – им выпала честь стать первыми учениками реформированной Новой украинской школы (НУШ).

61 учебный класс был оборудован в соответствии с новыми требованиями, более 200 учителей стали участниками специализированных тренингов и форумов, на которых им рассказывали и показывали, как учить по-новому. Министерство образования запустило широкомасштабную социальную акцию, чтобы рассказать родителям, как и чему будут учить их детей.

Прошел год. На носу – новый учебный 2019-2020, к которому готовятся новые будущие первоклашки. Но не был ли «первый блин комом», попытались выяснить журналисты «МВ».

Не просто класс – развивающая среда

Первое, что изменилось – организация образовательного пространства. Предполагается, что НУШ – это не стандартные классы с традиционными партами. Это развивающая среда с мобильной мебелью, которую можно легко переставлять для работы в группах и парах.

- Раньше мы опирались на фронтальную работу, - говорит учитель младших классов (здесь и далее имена педагогов, которые согласились пообщаться с журналистом, не указываем по их просьбе). - Учитель перед классом вел монолог, изредка диалог – кого спросил, кого не спросил. Задача современной школы – научить ребенка работать в команде. Поэтому дети  не сидят за одной партой, а каждый день меняют место. Например, заходя в класс, я предлагаю им выбрать геометрическую фигурку, цветочек, зверушку, а затем все «красные кружочки», «ромашечки» или «зайчики» объединяются в группы.

Закупку этой мобильной мебели для всех первоклассников Украины финансировало государство. По данным мелитопольского управления образования, только на покупку современных парт и шкафчиков было потрачено 2,2 млн. грн. Их заказали, но доставить к началу учебного года не успели. И такая ситуация сложилась по всей Украине. Только к Новому году первоклассники, наконец, обзавелись регулируемыми партами разных цветов, а в классах появились шкафчики для детских вещей.

- По правилам НУШ ребенок не должен не то, чтобы получать задание на дом, но даже тетради и карандаши носить с собой, - говорит педагог. - Все должно храниться в личных боксиках/ячейках/коробочках в новых шкафчиках. Шкафы были закуплены за счет государства, а коробочки покупали уже родители.

Наличие мягкой зоны в кабинете – обязательное условие НУШ. Уютно рассевшись на ковриках и подушках, учитель с детьми должны проводить «Утренние встречи». Организация этих зон легла полностью на плечи родительских комитетов. Каждый решал вопрос по-своему: кто-то привез из дому ковер, и тем все закончилось, другие пошили яркие подушки для малышни, закупили мягкие коврики-пазлы.

- Наш учебный день начинается с так называемой «Утренней встречи», - делится опытом учитель начальной школы. – Мы садимся на коврик в кружочек, здороваемся и 15-20 минут любого первого урока посвящаем определенной теме. Как правило, одна тема изучается неделю с разных ракурсов. Например, мы изучаем технику. В понедельник мы говорим о технике, которая помогает дома. Я показываю детям презентацию или карточки с различной бытовой техникой, рассказываю интересные факты о ней, мы можем посмотреть коротенький мультик на две минутки. Во вторник мы говорим о технике, которая возит людей: машины, такси, автобусы. Мы вместе рассматривали, какие бывают автобусы в мире, чем они отличаются и как устроены. Мы не просто смотрим, слушаем, обсуждаем что-то, а обязательно играем.

Информативность и техническая оснащенность

Еще одна норма НУШ – пространство должно быть зонировано. Предполагается, что в каждом классе НУШ следует организовать зоны учителя, где стоит его рабочий стол и шкаф или полки для дидактических пособий, тетрадей. Уголок читателя – на каждого ребенка должно быть три-пять книжек, которые он мог бы полистать, почитать на переменке. Островок настольных игр. Таких зон должно быть семь - десять. И по санитарным нормам образовательное пространство при этом не может занимать менее 100 «квадратов». Но по факту дети как учились, так и продолжают учиться в стандартных классах, хотя их и пытаются зонировать.

Сделать пространство НУШ максимально информативным – это уже мода современной школы. Речь идет о наглядных материалах, плакатах, схемах, которые крепятся на стенах.

Не все педагоги к этому относятся однозначно.

- Все стены в кабинете завешены, залеплены, украшены – как хотите это назовите, - говорит еще один педагог начальных классов. - Если раньше на стене был только алфавит, математические знаки. То теперь у нас есть классные уголки, плакаты, газеты, галереи творческих работ, которые обновляются после каждого урока труда и рисования. Развешиваются работы на канатиках, веревочках, прищепочках, магнитиках. Но такая информативность себя не всегда оправдывает. Наполненность пространства совсем не означает, что это усваивают дети. Иногда на уроке это, наоборот, отвлекает. Да и просто, как на мой вкус, это не эстетично.

Техническое оснащени е школы – сегодня больной и не до конца решенный вопрос. В идеале каждый учитель должен иметь в своем распоряжении ноутбук или компьютер, мультимедийную доску или хотя бы телевизор, принтер, ламинатор. По факту же все эта техника есть далеко не везде. Хотя и государство выделяло что-то бесплатно, и из местного бюджета потрачены немалые средства, и родители подключались. Но все равно удовлетворить все запросы НУШ не получилось. Так, по данным мелитопольского горуо, только на оргтехнику для НУШ в 2018 году было потрачено 731,61 тыс. грн., в том числе субвенция из госбюджета - 278,4 тыс. и софинансирование из горбюджета 119,3 тыс. В этом году горуо планирует закупить еще более 200 компьютеров и ноутбуков на 3 млн грн. Сейчас как раз проходит тендер по этому вопросу.

Один принтер на всю начальную школу – вполне обычная практика. И учителя младших классов занимают очередь, чтобы напечатать необходимое количество каточек и пособий для каждого ученика. Министерство, хоть и выделило запас краски для принтера, но он быстро иссяк. Так что и бумагу, и краску приходится регулярно закупать за родительский счет.

- Да, можно бы не печатать – показать картинку, и тем ограничиться, - говорит педагог. – И, знаю, некоторые так и поступают. Но я вижу, что наглядность работает. Что дети усваивают материал лучше, когда у них есть на что посмотреть, что пощупать. Поэтому приходится говорить с родителями, просить, убеждать.

Больше практики

Естественно, изменилась не только форма, но и содержание образования.

Чего стало больше в НУШ – так это практических занятий и опытов. Каждый класс получил по две огромные коробки с дидактическим материалами, пособиями и учебным оборудованием: конструкторы, счетные материалы, настольные игры, наборы для опытов, плакаты и многое другое. В горуо подсчитали, что в общей сложности с учетом госсубвенции и вливаний из городского бюджета, на дидактические пособия для первоклассников было потрачено более 1,3 млн грн.

Да, некоторые пособия выполнены не на таком качественном картоне, как того хотелось бы, некоторые детали мелковаты и рискуют потеряться. Но, тем не менее, все это «приданое» стало действительно хорошим подспорьем в работе, отмечают педагоги.

- Так, например, в каждом классе теперь есть микроскоп, пипетки, лупы, - рассказывает учитель. – Сейчас в расписании есть интегрированный урок «Я изучаю мир», в котором совместили, по сути,прежние уроки Природы и Основ здоровья. Вот, к примеру, мы изучаем воду и ее свойства. Урок я начала с загадки о воде, затем мы посмотрели небольшой мультфильм и приступили к практическим опытам. Сначала добавили в пробирки с водой разные краски и увидели, что ее можно покрасить. Затем попытались растворить в воде разные вещества: масло, сахар, песок. Убедились, что не все они ведут себя одинаково. А лишь в конце урока мы сверились с учебником и убедились, что сделали правильные выводы. Естественно, это намного интереснее, чем просто прочесть параграф в учебнике. Ранней весной мы ставили веточки сирени в воду и с лупами каждый день наблюдали, как распускаются почки. Мы изучали строение снежинок под микроскопом и проращивали семена цветов, создавали бумажные лилии-оригами и наблюдали, как они «распускаются» в тарелочках с водой. Детям это очень нравится, они увлекаются, интересуются.

Задача НУШ не просто дать знания по конкретному предмету, но и научить детей общаться, взаимодействовать, договариваться.

- Например, сидя в кругу, мы говорим по очереди друг другу комплименты, придумываем варианты, как можно поприветствовать друг друга и поздравить с праздником, - говорит педагог. – Им это нравится, они активно включаются в такие игры. Или, вот, к примеру, при помощи наглядного пособия «круг выбора» мы учимся мириться с товарищами после ссоры. Повздорил с другом - подойди к плакату, крутни стрелочку и выполняй то, что она укажет: посчитай до десяти, обними друга, пожми ему руку. Так незаметно для себя дети выпускают пар, успокаиваются и в итоге безболезненно мирятся без драк и слез.

Перемена в НУШ – тоже не для беготни и ссор со сверстниками. Отдых детей должен быть организован учителем. Поделить на группы, и каждой предложить свое занятие: одни поют караоке, другие дружно читают, третьи смотрят познавательные мультики, четвертые – рисуют, пятые играют в шахматы.

Никаких оценок

Еще одна особенность НУШ – отсутствие системы оценивания. Если ученики «старой» школы имели строгие рамки, должны были читать столько-то слов в минуту, уметь переписывать и писать под диктовку, считать и решать. То первоклассники НУШ не оцениваются вообще.

- В конце первого семестра каждый ребенок получил так называемое свидетельство достижений, - говорит учитель. – В нем были отражены не оценки по конкретным предметам, а те навыки, которые приобрел ребенок за учебное полугодие. Научился ли он слушать учителя, задает ли вопросы, общается ли со сверстниками и пр. В конце года к вышеперечисленным умениям добавляется еще и оценивание навыков по конкретным предметам. Но, опять же, выставляется не конкретный балл. Например, оценивая знания по английскому языку, учитель может лишь отметить, знает ли ребенок буквы, владеет ли лексикой, умеет ли читать и прочее. В конце есть поле для рекомендаций родителям. Для них нет конкретного шаблона, педагог вправе сам выбрать приемлемую для него форму. Я писала общие рекомендации, например: проводите с ребенком больше времени, общайтесь, уделите внимание чтению.

Интересно, что в свидетельстве есть графа и для обратной связи с родителями. То есть, родители вправе высказать свои пожелания к работе учителя. И это может быть как «спасибо за работу», так и «хотелось бы индивидуального подхода к моему ребенку».

Кстати, предполагается, что родители учеников НУШ вовлечены в учебный процесс гораздо сильнее. Например, в первые недели обучения родителей приглашают на уроки к детворе, где они не просто наблюдатели, а участники процесса. Это помогает и детям, и, собственно, родителям, легче преодолеть стресс, связанный с поступлением в школу.

«Чистый лист»

Изменилась и роль учителя. Если раньше педагог был контроллером и надзирателем, то теперь он друг и помощник. Но в то же время, учитель должен держать дисциплину и таки оставаться авторитетом для детей. Грань очень тонкая и сложно сохранить баланс. Особенно молодым педагогам.

- Ранее существовала программа подготовки к школе, - делится педагог начальной школы. - Один-два раза в неделю дошколята занимались еще до поступления в первый класс. И это было не только натаскивание перед началом занятий. Дети заранее знакомились со своим учителем, мы могли оценить потенциал каждого ребенка. Новая система образования не предполагает так называемой подготовки. И, по сути, мы впервые встречаемся со своими учениками непосредственно в День знаний и даже имен их не знаем. МОН это преподносит так: ребенок должен предстать перед учителем «чистым листом». Мы же должны узнать каждого и помочь ему раскрыться. По факту же только два-три дня у учителя уходит только на то, чтобы запомнить имена всех малышей. Особенно сложно работать было в первые месяцы. Привести в чувство свой первый класс удалось лишь после Нового года. Они, наконец, научились слышать меня и слушать друг друга. Это было непросто. Нынешние дети очень свободолюбивы и в чем-то эгоистичны. Каждый хочет высказаться сам, но не слышит тех, кто рядом.

При этом нельзя сказать, что первоклассники «старой» школы более образованны. Об этом говорит большинство педагогов. Да, у прежних выпускников первых классов, возможно, были более глубокие знания по конкретным предметам, но у нынешних первоклашек шире кругозор, больше знаний из разных областей, и они имеют больше практических навыков. Некоторые из них хуже читают, но при этом больше приспособлены к жизни.

Есть ли результат?

Работать в НУШ интересно, и дети получают удовольствие от новых форм работы, отмечают педагоги. Но подготовка к занятиям стала занимать намного больше времени. При этом следует помнить, что в типичном первом классе каждой мелитопольской школы около 30 учеников. Урок в начальной школе длится 35 минут, физически учитель успевает подойти к каждому ребенку всего один раз. Так что работать так, чтобы соответствовать нормам НУШ, действительно тяжело.

В управлении образования отмечают, что положительным результатом работы каждого учителя НУШ можно считать довольных учеников, которые хотят учиться в школе. И приводят следующую статистику, полученную по результатам собеседований с первоклассниками. 98,9 проц. детей отметили, что им нравится учиться. 85 проц. понимают, что такое исследование, и утверждают, что они систематически их проводят. 71 проц. первоклашек говорят, что занятия часто происходят за пределами класса и во дворе школы.

А вот мелитопольские родители по-разному относятся к новой украинской школе. И тут, скорее всего, дело в человеческом факторе. Кому-то повезло с педагогом: он горит, хочет работать по-новому, вовлекает в процесс детей.

- Я вижу, что моя дочь с радостью идет в школу, ей нравится учиться, - рассказывает Оксана. – Она с восторгом рассказывает, как интересно они здороваются при встрече: то прыгают, то обнимаются, то песенки поют. Ей очень нравятся уроки, где они проводят опыты. Как-то зимой они ходили в парк - кормили белок орехами, изучали следы птиц на снегу. Не могу сказать, что дома мы совсем не занимались. Да, уроки на дом как таковые не задавали. Но учитель нам рекомендовала вместе повторять выученные буквы, прописывать их, чтобы тренировать руку, практиковаться. Мы обязательно читали с дочкой. Не школьные учебники, а просто художественные книжки. Сначала только я читала, потом по очереди. Ей это все не в тягость. И я вижу результат. Реформой образования довольна и очень благодарна нашему учителю.

По ощущению другой мамы, которой, видимо, не так повезло с педагогом, НУШ прошла мимо них.

- У меня не самый простой ребенок: он после логопедической детсадовской группы, ему сложно дается запоминание, да и подход к нему нужно суметь найти, - рассказывает Елена. – На первом родительском собрании, которое было еще летом, я подошла к учителю, рассказала о наших проблемах, спросила, не нужно ли нам позаниматься. Мне сказали – нет, приходите 1 сентября, будем учиться все вместе. Так сложилось, что первый семестр сын был под присмотром мужа и старшей дочки – я была за границей. Приехав к Новому году домой, я с ужасом поняла, что мой сын даже ручку держит неправильно. Не знает половины букв, при том, что они уже во всю читают в классе. Да, он болел, пропускал занятия – но это ведь то элементарное, что должны были дать. Про английский я вообще молчу: то, что знал сын в садике, то и осталось. В итоге нам пришлось в срочном порядке нанимать репетитора, чтобы догнать сверстников. Потом выяснилось, что домой детям задавали выполнять по пять, а иногда и двадцать листов с заданиями в дидактических тетрадях. А ведь, насколько я знаю, первоклассникам вообще не должны задавать задания на дом. Потом я слышала, что у этого учителя были чуть ли не лучшие показатели по успеваемости в городе. Но какой ценой? Это, получается, все держалось на родителях. Они натаскивали детей, те корпели над этими тетрадями, вместо того, чтобы играть со сверстниками во дворе.

В итоге в новом семестре мы пошли уже в другой класс. И там была совсем другая картина. Педагог сумела найти подход к сыну, занималась дополнительно. Но все равно, занятий вне аудитории не было, никаких практических занятий не проводили. А вот у моей сестры ребенок в другой школе – так они как будто в другом государстве учатся: дети все время проводят какие-то опыты, исследования, участвуют в конкурсах.

Что ж, выходит, «первый блин» вышел не то, чтобы комом. Но с комочками. Есть что совершенствовать и к чему стремиться. Любые перемены большинство людей встречают в штыки. И нужно время, чтобы адаптироваться, принять, войти в колею. Будем надеяться, второй год станет легче, понятнее и обеспеченнее.

НУШ в цифрах и фактах

Большинство педагогов 1 классов выбрали для работы с детьми типовую образовательную программу, разработанную под руководством А. Я. Савченко. По научно-педагогическому проекту «Интеллект Украины» работали 4 первых класса: 2 класса УВК № 16, лицей № 19 и НШ № 2. Образовательная программа НУШ «На крыльях успеха» реализовалась в двух первых классах школ №№ 3 и 8.

Как педагоги Мелитополя готовились к работе в НУШ:

* тренинги по программе «Новая украинская начальная школа» прошли  226 педагогов;

* дополнительные тренинги для учителей будущих первых классов от LEGO Foundation относительно внедрения игровых методов обучения в образовательное пространство НУШ - 226 педагогов;

* «Новая украинская начальная школа: управленческий аспект» - 38 педагогов; «Искусство в образовательной среде НУШ» - 42 педагога;

* «Новая физкультура в НУШ» - 70 педагогов;

* НУШ для учителей иностранных языков (английского, немецкого и французского) - 134 педагога;

* формирование и развитие информационно-цифровой компетентности учителей начальных классов - 54 педагога.




Похожие новости: