Все о настольном теннисе
Что нужно для игры в настольный теннис? - Минимум! - Помещение или открытая площадка, стол, сетка, настольные теннисные ракетки (https://www.tt-energy.com/tennisnye-raketki.html), шарик и… желание играть. “Желание играть” - ключевая фраза.
“Без желания” - теннис на деревянном столе никогда бы не оформился в автономный спорт и, тем более, не обрел бы статус олимпийского вида. Это состязание - древняя забава людей, которая имеет свою неповторимую биографию.
Биография настольного тенниса
Человек стал бесцельно подбрасывать шар тогда, когда у него появилось свободное время, чтобы отвлечься от добывания пищи. На шумерских глиняных табличках времен Гильгамеша (почти 4000 лет назад) археологи обнаружили изображение мужчины, с круглой сферой в руке над горизонтальной поверхностью. В опись экспедиционных находок этот обломок керамики вошел под названием “теннисист”.
В средневековой Европе игра в шары приняла характер тотального увлечения. Аристократия на лужайках “изобретала” для себя прообразы современного гольфа и крикета, а простонародье пыталось за круглым столом быстро передать тряпичный комок партнеру, чтобы его не сумели забрать соперники.
Эти игры даже отдаленно не напоминали современный настольный теннис и потому планктоном осели в исторической памяти.
Игра, похожая на пинг-понг, впервые появилась в середине XIX века в Англии по причине скверного климата - вечных дождей. Люди прекращали играть на улице в сквош (“мяч об стену”) и прятались под крышей, где по инерции начинали шутливо бросать кожаный шар за обеденным столом.
Постепенно оформились контуры и порядок новой игры. Называли ее по-разному: “трал-дал”, “флим-флан”, но… закрепилось “пинг-понг” - по звуку удара кожаного мяча о стол.
Сохранились рисунки с изображением экипировки игроков: ракетки с длинными ручками и рояльными струнами на рабочей поверхности, два разделенных стола (пространство между столами играло роль сетки), кожаный шар, мужчины во фраках и дамы в свободных платьях без корсетов.
Сетка была впервые натянута в 1867 году, еще через два года появились фанерные ракетки, а, спустя шесть лет, англичане запатентовали правила игры “Пинг-понг”, которые отличались от современных:
- конечный счет в пинг-понге производился до тридцати очков;
- игра могла окончится досрочно при разрыве кожаного шара (проигрывал тот, кто подавал последний);
- время игры не ограничивалось;
- можно было играть второй свободной рукой (без ракетки);
- удар из-под стола не засчитывался - объявлялась переподача;
- по дуэльной традиции соперники должны были играть ракетками из одного материала: ясеневая фанера или пробковое дерево;
- поражение засчитывалось игроку, уронившему ракетку на землю.
Правила игры были “осовременены” только в 1925 году - накануне создания Международной ассоциации настольного тенниса.
Стратегия и тактика в современном настольном теннисе
Стратегия, тактика и стили игры в настольный теннис возникли вместе с появлением современного оборудования, высококачественных шариков для настольного тенниса (https://www.tt-energy.com/miachi-dlia-tennisa.html) и другого спортивного инвентаря. До этого времени говорить что-либо о планировании поединка, имея на вооружении только два куска фанеры и кожаный шар, бессмысленно.
Возникновение международной федерации тенниса и ее отделений в большинстве стран мира, превратило игру в массовый вид спорта. Один раз в два года стали проводиться Чемпионаты мира, еще чаще организовывались универсиады и континентальные кубки.
Спортивная наука тоже не стояла на месте, тренерские наработки оформлялись в монографии и сразу воплощались на практике. Сегодня можно выделить несколько общепринятых тактических приемов и успешных стратегий теннисистов на соревнованиях:
- аритмия игры - сочетание пассивной обороны и взрывной атаки;
- игра над сеткой - минимизация игрового пространства вблизи сетки и замедление темпа подач противника;
- перемежение порядка сложной подачи и подачи открытой ракеткой (сложная подача - закрученный шар над столом, подача открытой ракеткой - осуществляется вращением мяча за пределами стола). Смысл в том, чтобы разрушить стереотипную (подготовленную) защиту противника;
- монотонный спин. Эту игровую тактику изобрели японские спортсмены. Она заключается в изматывании противника непрерывными резкими ударами из любых положений.
- “Японский муссон” - нападение без пауз - породил технику защиты “анти-спин”, когда подкручивающий удар из-под стола заставлял соперника сбиваться с атакующего ритма и менять тактику;
- Тактильная игра на реактивное опережение соперника - это ряд приемов подачи, плюс замещающие жесты открытой ладонью (без ракетки), плюс игра корпусом. Говоря простым языком, - это визуальный обман соперника корпусом до удара по мячу, когда показываешь телом направление в одну сторону, а подаешь мяч в другую.
Современные правила игры
Несмотря на свою популярность, настольный теннис, в отличие от футбола, не спешит расставаться с устоявшимися правилами игры. Последний раз международная корректировка произошла в 1982 году, когда эксперты отвергли “китайское изобретение” - подкручивание шарика пальцами при подаче (“вращение мяча свободной рукой”).
Правильный ход теннисного поединка должным образом прописан в регламенте международных соревнований 1983 года.
- Партия начинается с игровой жеребьевки первой подачи. Соперники разыгрывают ее в начале сета. Кто выиграл, тот начинает подавать.
- Сеты чередуются пятью подачами.
- Одна партия проходит до итогового набора в 21 очко.
- Игра может продолжаться и далее, если разрыв в очках будет меньше двух. При счете с разницей в одно очко противники продолжают игру до разрыва в две единицы.
- Ответный удар игрока возможен только после касания мяча на своей половине.
- Допускается прием мяча всеми участками ракетки - гуртом, ручкой, тыльной стороной кисти руки с ракеткой.
- При подаче запрещается не вертикальный (подкручивающий) подброс мяча.
- Запрещается касание ракеткой и свободной рукой поверхности стола и полотна сетки.
- Переподача назначается при касании шарика края сетки.
- Игра не прерывается до тех пор, пока мяч поочередно касается стола по обе стороны сетки.
- После одного гейма (партии) противники могут меняться сторонами стола. Если регламент не предусматривает обмена, соперники остаются на своих местах.