Легенда о безруком майоре из Мелитополя
На стене мелитопольского военкомата прикреплена мемориальная доска. На ней написано, что дважды Герой Советского Союза В.С. Петров в 1939 году призывался Мелитопольским ГВК на военную службу. Занятые своими делами горожане, рассеянно скользнув взглядом по доске, спешат дальше, не подозревая, какой личностью был этот самый В. Петров. А ведь о нём, «безруком майоре» ходили легенды.
Вся его жизнь связана с Украиной – здесь он родился, учился, воевал, лишился обеих рук, служил, занимался научной деятельностью. Здесь же, в Киеве, на Байковом кладбище, нашел он свой последний приют.
Голодное сиротское детство
Василий родился в с. Дмитровка Приазовского района (30 км от Мелитополя) 3 марта 1922 г. Когда ему исполнилось три года, умерла мама. Отец остался один с четырьмя ребятишками и вскоре снова женился на женщине с ребенком.
В гражданскую войну Степана Петрова мобилизовали в Белую армию. Однажды он не дал белогвардейцу зарубить пленного красноармейца. Через десять лет Степан встретился с ним в Ростове, и тот «отблагодарил» его - донёс на него в ГПУ. Так отец оказался на строительстве «Беломорканала».
В голод 1932-33 гг. мачеха забрала своего сына и перебралась в рыбацкое село Троицкое (ныне Чкалово), двоих сестер забрали родственники, а Василий с братом Стёпкой, тремя годами младше, остались дома, под присмотром соседки тётки Матрёны. Пережили страшную зиму, а следующим летом тетка Матрёна сказала Васе, чтобы ребята шли в Троицкое, к мачехе - иначе не выжить. Ребята пошли, да заблудились. Обессиливших, голодных, умиравших, их подобрали рыбаки недалеко от Бердянска.
Стёпку спасти не удалось, его похоронили в песке на берегу моря, а Васю выходили и отправили в бердянский детдом. Как только он окреп, из детдома сбежал и таки добрался до Троицкого, исхудавший до предела, заросший настолько, что мачеха, увидев его, испугалась.
Артиллерия стала пехотой
В 1934 г. отца досрочно освободили, и он вернулся домой. Вскоре Вася уже учился в Нововасилевской школе. В 1939 г. Мелитопольским военкоматом был призван на службу и направлен на учебу в Сумское артиллерийское училище.
15 июня 1941 г. девятнадцатилетний лейтенант Петров прибыл для несения службы в 92-й Отдельный артдивизион (ОАД). Был направлен в 3-ю батарею этого дивизиона на должность «старший по батарее». От места развёртывания дивизиона по «боевой тревоге» до границы было 4 км, за рекой Западный Буг стояли немецкие войска. До начала войны оставалось семь дней .
Война началась рано утром взрывами снарядов, прилетевших из-за реки. Первые минуты растерянности и суматоха прошли, и гаубицы прибыли на огневые позиции. Целый день артиллеристы отражали атаки пехоты, подожгли два танка. К вечеру боезапас был расстрелян, на тягачах закончилось горючее, а склады все разбомблены, и немцы уже далеко в тылу. Пришла команда: «Орудия вывести из строя, тягачи сжечь!».
Так артиллеристы стали пехотинцами. Начался горестный путь отступления. Отбиваясь от немцев, в одном из боёв отстали от основной группы в районе Ковеля, и нагнали своих только лишь в районе г. Сарны. Там В. Петров узнал, что 92-й ОАД расформировывается, а личный состав идёт на пополнение 231-го корпусного артполка (КАП). Лейтенант Петров принял ту же должность, что и раньше, в 6-й батарее. На вооружении стояли 107 мм пушки образца 1937 г., при весе 4 т буксировались гусеничными тягачами СТЗ. Отступление продолжалось, иногда батареи полка останавливались, вели заградительный огонь, поддерживая пехоту, потом шли дальше на восток.
Фронтовые дороги
К 10 июля подошли к Коростеню и здесь задержались более, чем на месяц. Бои шли на дальних подступах к Киеву, по линии Коростень-Малин. Артиллеристы 231-го КАП поддерживали пехоту, создавая огневой заслон для немецких войск, вели контрбатарейную борьбу. 19 августа полк получил приказ отходить к Припяти. Возле Чернобыля переправились через Припять, затем через Днепр и приступили к обороне Чернигов.
Когда разрозненные подразделения 231-го КАП заняли огневые позиции на южной окраине Пирятина, в 6-й батарее В. Петрова в активе оставалось только одно орудие и шесть шрапнельных снарядов. Их хватило, чтобы поджечь два танка и рассеять атакующую немецкую пехоту. После этого вывели из строя орудие и начали уходить на восток. В это время немецкие танковые группы генералов Гудериана и Клейста уже сомкнули кольцо окружения вокруг Киевской группировки войск. В. Петров с остатками полка дошёл до с. Городище, где был штаб Юго-Западного фронта. 20-го сентября сводная колонна пошла вперед, в отчаянной атаке была смята и обращена в бегство немецкая пехота. От группы Петрова осталось несколько человек, и они стали пробиваться к своим.
Шли холодные осенние дожди, в полях была непролазная грязь, одежда изорвана, обувь разбита. На второй день выхода из окружения группа В. Петрова обстреляла мотоцикл и машину, следовавшую за ним. Окруженцам повезло - в машине были продукты и солдатское обмундирование, а в офицерской сумке карта местности. Спасаясь Они одели немецкие плащ-палатки, сапоги, каски, вооружились трофейными автоматами и набрали продуктов. В таком виде группа подошла к дороге.
В это время из-за поворота вылетел полугусеничный транспортёр. В кузове полно немцев, на крыше кабины пулемёт. Сжав в руках оружие, наши готовились принять последний бой. Транспортёр поравнялся с ними, остановился, водитель открыл бронедверцу и... засмеявшись, бросил им пачку сигарет! Пожалел несчастную пехоту! Транспортёр покатил дальше, а Петров с товарищами ещё долго приходили в себя от такой встречи. После этого ещё целую неделю, шли они по тылам немецких войск более ста километров и 26 октября пересекли линию фронта в 10-15 км к западу от Гадяча.
Освобождая Украину
После учебы на курсах комсостава В. Петров 6 ноября 1941 г. был назначен командиром батареи в 595-й противотанковый артполк. Затем были бои на Курской земле, отход на восток, оборона Воронежа в августе 1942 г., отступление за Дон. Оттуда началось победное наступление в западном направлении. 15-16 марта 1943 г. батарея В. Петрова отстояла центр Харькова, площадь им. Дзержинского: ни танки, ни пехота ближе 70 шагов к орудиям подойти не могли.
После боёв на Курской дуге полк подошёл к Днепру. 23 сентября, замещая выбывшего из строя командира 1850-го истребительно-противотанкового полка, капитан Петров первым в бригаде за одну ночь быстро форсировал Днепр, переправил оружие, боеприпасы и людей на правый берег реки, занял боевой порядок и прочно удерживал плацдарм. Это были первые орудия на Букинском плацдарме. 1 октября капитан В. Петров лично руководил огнём, подбил четыре танка и два шестиствольных миномета. Когда на одной из батарей огнём танков был выведен из строя весь расчет, В.Петров со своим ординарцем вдвоём продолжали вести огонь, подбили самоходку.
Здесь В. Петров был тяжело ранен в обе руки, но поле боя не покинул. В этот день полком были отражены четыре контратаки немцев, плацдарм был удержан. Всего тогда полк В. Петрова уничтожил на плацдарме до трех батальонов вражеской пехоты, 12 артбатарей и 19 танков. За этот подвиг капитан Петров был представлен к званию Героя Советского Союза!
Отправили в морг
Но награду В. Петров мог бы и не получить. В медсанбате от тяжести ранения и потери крови его посчитали безнадежным и отправили в морг. Узнав об этом, командир 32-й противотанковой бригады, куда входил полк В. Петрова, полковник Купин приказал офицерам штаба найти тело Петрова и доставить в с. Степное для похорон. Они искали сутки, не нашли, вернулись и доложили, что капитан Петров уже похоронен.
Купин отказался верить и приказал офицерам вернуться в с. Ковалин, где был медсанбат, и возобновить поиски. На этот раз В. Петрова нашли, офицеры перенесли В. Петрова в санбат и, приставив пистолет к голове хирурга, потребовали делать операцию. На размышление – одна минута! Хирург рискнул, операция прошла успешно. В. Петров лишился обеих рук, но остался жив. В начале декабря на самолёте У-2 он был доставлен в Московский институт ортопедии и протезирования.
Навечно в строю
Постепенно затихла боль, связанная с ранением, но оставалась апатия: «Стоит ли жить дальше, не имея обеих рук?» Из этого состояния его вывели однополчане, приехавшие в Москву. Они сказали В. Петрову, что его ждут в полку. Василий Петрович загорелся желанием вернуться в строй. Хотя ему предлагали работу второго секретаря в одном из райкомов г. Москвы, он подал рапорт на имя И. Сталина с просьбой остаться в рядах Красной Армии. Разрешение было получено.
Весной 1944 г. В. Петров прибыл в родную артбригаду. От должности в штабе отказался, потребовал отправить только на передовую. Фронтовые дороги привели его в Германию. Там 5 марта 1945 г. при попытки немцев отбросить советские части с плацдарма на западном берегу Одера, майор Петров огнем орудий отбил пять атак, сжёг девять танков и уничтожил до батальона пехоты. 19 и 20 апреля в районе г. Ински уничтожил ещё 12 танков и батальон пехоты.
На фронте ходили легенды о "безруком майоре", подбившем невероятное количество немецких танков. В своём последнем бою 27 апреля он лично поднял и повел в атаку 1-й батальон 78-го стрелкового полка. В этом бою он получил ранение обеих ног. 27 июня 1945 г. В. Петров был награждён второй медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза. А после окончания войны он был зачислен в ряды Вооруженных сил навечно. Сам В. Петров узнал об этом только в 1982-м г.
После войны В. Петров служил в Центральной группе войск (ЦГВ) в Чехословакии, а затем, после перевода группы в Прикарпатский военный округ, 14 лет служил на должности зам. командира отдельного противотанкового полка в г. Турка на Львовщине. В 1963 г. ему было присвоено звание генерал-майора, он стал замкомандира 35-й ракетной бригады оперативно-тактических ракет в г. Нестеров. В 1974 г. в звании генерал-лейтенанта стал заместителем командующего ракетными войсками и артиллерией Прикарпатского военного округа.
В 1954 г. В. Петров заочно окончил исторический факультет Львовского университета, защитил диссертацию, стал доктором исторических наук. В 1999 г. В. Петров получил погоны генерал-полковника ВСУ, к этому времени он уже был в должности зам. командующего ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск ВСУ. Указом президента Украины от 11 марта 1999 г. пожизненно оставлен в ВСУ.
Василий Степанович написал двухтомник «Прошлое с нами». И книги, и диссертацию он писал сначала, зажав карандаш зубами, потом пальцами ног, позже с помощью специального приспособления, крепившегося к протезу. Книги написаны со скрупулёзной точностью, с упоминанием не только дат, но и часов и минут каких-либо событий. Все фамилии в книгах подлинные. Феноменальная память!
Вопреки инвалидности В. Петров не пользовался лифтом, играл в футбол, ежедневно совершал часовые пробежки и делал по 1000 приседаний. Он даже расчесывался и брился самостоятельно. Для этого во дворе на дереве для него прикрепили расческу и бритву.
В 1993 г., когда В. Петров находился в больнице, кто-то выкупил его квартире в доме №5 на ул. Бассейной в Киеве. Из его квартиры вынесли вещи и архив, хотели там устроить музей премьер-министра Израиля Голды Меир (детские годы она провела в этом доме). Сейчас на его стене установлена мемориальная доска с именем премьера Израиля, а о том что в этом доме жил дважды Герой Советского Союза, мемориальной доски нет.
После этого В. Петров жил на загородной даче. Умер он 15 апреля 2003 г. Памятник на его могиле поставили его сыновья, тоже посвятившие себя военной службе.
У нас в Мелитополе не так давно появилась улица им. генерала Петрова (бывш. Менжинского). Рядом с ней находится корпус начальных классов школы №24, в котором учится мой правнук Женя. Когда он подрастёт, я ему обязательно расскажу о легендарном человеке, нашем земляке, чьим именем названа улица, по которой он ходит в школу.
Из-за ошибки в наградном листе местом рождения В. Петрова назван г. Тамбов, эта ошибка «перекочевала» во второй наградной лист, на второе звание Героя Советского Союза. Поэтому, согласно Статусу о дважды Героях Советского Союза, бронзовый бюст установлен в 1953 г. не на родине В. Петрова, а в Тамбове.
Борис МУКОСЕЕВ
Фото из открытых источников и архива редакции