Коленные подушки безопасности: необходимость или блажь?
Эксперты американского страхового института дорожной безопасности проанализировали данные четырехсот краш-тестов и выяснили кое-что интересное относительно коленных подушек безопасности.
Коленные подушки безопасности под рулевой колонкой устанавливаются в автомобили уже более двух десятков лет. Впервые применены на автомобилях Kia в 1996 г. В ряде моделей устанавливается коленная подушка безопасности переднего пассажира, которая находится под «бардачком». Считается, что они, кроме своей прямой функции - защищать ноги водителя, - способны снизить ударную нагрузку на грудь и живот человека в салоне автомобиля.
Коленные подушки безопасности позиционируются как средство предотвращения травм нижних конечностей, распределяя силу удара по приятной, мягкой подушке быстро надутой воздухом. Эйрбэги из рулевого колеса, приборной панели и боковых окон, определенно работают и предотвращают травмы, но работают ли подушки безопасности, расположенные под приборной панелью, чтобы предотвратить травмы ног?
Ответ - нет. Данные выводы сделаны из последнего исследования. Институт изучил данные о столкновениях в реальных и лабораторных условиях, чтобы определить, действительно ли коленные подушки сыграли хоть какую-то роль для улучшения безопасности пассажиров.
Исследователи просмотрели более 400 лобовых краш-тестов с использованием манекенов, чтобы изучить, как коленные подушки безопасности повлияли на последствия. Реальные данные были собраны в 14 штатах, и сравнивались травмы, полученные с подушками безопасности для коленей и без них.
Согласно этим данным, при лобовых столкновениях с перекрытием в 25% и 40% коленные подушки безопасности снижают «общий риск травм» буквально на полпроцента. То есть с 7,9% показатель упал до 7,4%.
Так, по словам исследователей, в случае перекрытия в 25% при фронтальном столкновении, из-за коленной подушки безопасности увеличивается вероятность травмировать голень и правую бедренную кость. Но при этом риск ранения головы в случае повышенной фиксации нижней части все-таки снижается. Если же перекрытие при ударе составляет 40%, то такие эйрбэги не оказывают никакого влияния.
В реальных условиях исследователи обнаружили, что подушки безопасности для колен повышают шансы избежать травмы на 0,5%, но также отметили, что это число «не является статистически значимым». Это означает, что 0,5% находится в пределах погрешности исследования и, следовательно, особой роли не играет.
- Существует множество различных стратегий для защиты ног и ступней, которые должны быть учтены в подушках безопасности для коленей, - говорит Бекки Мюллер, старший инженер-исследователь института. - Другие варианты могут быть настолько же, если не более, эффективными, например, структурное усиление шасси рядом с местом, где находятся ноги водителя, или незначительное cмещение подвески автомобиля.
Кажется очевидным одно: не основывайте свое решение при покупке автомобиля на наличии или отсутствии коленных подушек безопасности. Они ничего не решают.
По мнению представителей страхового института, автопроизводители устанавливают коленные эйрбэги, чтобы сдать необходимые тесты на безопасность, когда манекены не пристегнуты. При этом в отчете оговаривается, что в исследовании не учитывались те случаи, в которых водители и пассажиры не использовали ремни безопасности. Так что они не исключают того факта, что коленные подушки могут действительно быть полезными в случае ДТП при указанных обстоятельствах.