Загадки истории: какое отношение Александр Первый имел к мелитопольскому селу
Село Терпенье (Мелитопольский район) известен всем своими целебными источниками, пятисотлетним дубом, который растет возле источников. Но что еще таит в себе история это села.
Запорожский краевед Владимир Шак, на своей странице в Фейсбук поведал историю села, которая берет начало еще с 1802 года.
"Загадка истории
Как на Запорожье царя подменили
Об этом мелитопольском селе со странным названием, в котором в начале лета рассветы пахнут степью и черешней, знают многие. Это Терпенье, находящееся на правом берегу реки Молочной. А известно оно по черешневому рынку, функционирующему там до середины июня, да по источникам, считающимися целебными. Еще терпеньевский пятисотлетний дуб знают, который там же растет, возле источников. За солидный возраст и внушительный вид его уважительно называют дубом-патриархом.
Нынче мы черешню в Терпенье выбирать не будем – говорят, не сезон) И источники не будем проверять на целебность. Мы от дуба-патриарха пойдем… к памятнику царю Александру Первому – это совсем рядом.
Представляет он из себя пирамидообразное основание, увенчанное вазой триумфа, – в напоминание о том, что именно здесь, на этом самом месте и почти на этом же основании [оно правда, было прямоугольной формы] в начале тридцатых годов девятнадцатого столетия был установлен первый на Запорожье памятник – царю Александру Первому. Большевики, правда, его перепрофилировали по-своему: вазу убрали, чуть изменили форму постамента и увенчали его… бюстом Ленина. С началом же декоммунизации Ленина с постамента турнули, вазу вернули [правда, похожа она стала… на хлебницу].
А теперь вопрос: какое отношение царь Александр Первый имел к Терпенью? А вот какое: он там дважды бывал - в 1818 году и в 1825-м. Причем во второй раз – незадолго до своей таинственной смерти, похожей на исчезновение, о чем я подробно рассказал в первой части.
Что касается Мелитопольшины: по высочайшему повелению Александра, с 1802 года степи в Мелитопольском уезде Таврической губернии, а точнее, местность, известную как Молочные воды, стала заселять община духоборов, которых до этого откровенно притесняли в России. И к концу 1808 года на Молочных водах насчитывалось девять деревень духоборов с центром в Терпенье. Само село было названо так в память о стойкости духоборов, длительное время преследовавшихся православной церковью. В соответствии с религиозным изречением - «Терпи за Троицу и Бог даст Спасение», соседние села были названы Троицким, Спасским и Богдановкой.
Не углубляясь в основы вероучения духоборов [их богословом, кстати, был Григорий Сковорода], приведу несколько положений из их «декларации братской жизни»: члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему; уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных; смотрят на все существующее с любовью и восхищением». Духоборы также разъясняли, что крещение производится Словом Божиим, когда человек отрекается от себя и вверяет себя Богу. «Символами нашей веры, - добавляли они, - считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения. Таким образом, можно сказать, что наша вера в полной мере восполняет то, чего так не хватает в иерархическом устройстве и обрядовом богослужении в официальной церкви: на первое место ставится сердечная вера, а во взаимоотношениях - равенство и взаимное уважение. Мы верим, что мы сами являемся храмом Божиим и имеем в себе присутствие Троицы. Духобор - потому что Дух Святой внутри нас борется против зла этого мира».
Кроме этого, духоборы не верили в загробную жизнь: «После смерти, - полагали они, - сохраняется только память, которую оставит о себе умерший». Вместе с тем, они подчеркивали: «Мы верим в переселение душ. Души существовали еще до сотворения мира, но затем пали вместе с ангелами, за что в наказание посылаются на землю, облекаясь в тела людей». Замечу от себя: вникая в духоборческие источники, я понял, что духоборы – это... первые коммунисты, придерживавшиеся идей братства и равенства не на словах, как коммунисты-ленинцы и прочая подобная им шваль, а на деле. За это их и преследовали в России. А вот Александр Первый разглядел в учении духоборов нечто для себя, как мне думается, чрезвычайно важное.
Предполагаю, особенно понравилась Александру, совершившему в молодости самый тяжкий земной грех - убийство собственного отца [императора Павла Первого], идея переселения душ. И он, после длительного общения с терпеньевскими духоборами – по пути из Крыма в Таганрог осенью 1825 года, решился на невероятный поступок: ушел из надоевшего ему мира в образе странника Федора Кузмича. А вместо царя погребли похожего на него фельдъегеря, погибшего неподалеку от города Орехова.
Как на зло, духоборов вскоре после условной смерти царя Александра… выселили из Мелитопольского края на Кавказ, где их продолжали преследовать - как до Александра. Даже жестче. Создается впечатление, что в России духоборов просто-напросто хотели извести. И в конце девятнадцатого столетия они вынуждены были эмигрировать в Канаду. Причем деньги на аренду пароходов для них собирал лично граф Лев Толстой, который оценивал духоборчество как «огромной важности явление», сопоставляя его с… явлением Христа: «Среди духоборов происходит не что-нибудь новое, а только произрастание того семени, которое посеяно Христом 1800 лет назад, - воскресение самого Христа».
Вот такие дела происходили на Запорожье двести лет назад.
Фото Сергея Томко и из открытых Интернет-источников