Как и зачем работает Госбюро расследований
27 ноября 2018 года в Мелитополе начало работу территориальное управление Государственного бюро расследований. Спустя год и. о. директора местного подразделения нового правоохранительного органа Богдан Чегиль подвел итоги работы и поделился планами на будущее.
Специфика и задачи
Напомним, что же, собственно, такое ГБР.
Бюро расследований создано в рамках реформы правоохранительной системы Украины. Его полномочия и задачи прописаны в законе Украины «О Государственном бюро расследований» вступившем в силу 1 марта 2016 года.
Но на то, чтобы новый правоохранительный орган действительно заработал, понадобилось более двух лет. После утверждения Кабмином соответствующего распоряжения, 27 ноября 2018 года в Украине открылось 7 территориальных управлений бюро.
Одно из них расположено в Мелитополе, в его юрисдикцию входят Запорожская и Херсонская области, а также временно оккупированный Крым.
ГБР занимается расследованием преступлений, совершенных правоохранителями, военными, судьями и топ-чиновниками.
Отметим, его полномочия не пересекаются с работой Национального агенства по борьбе с коррупцией, поскольку то расследует исключительно коррупционные деяния по 13 статьям уголовного кодекса.
Бюро расследует все преступления, которые раньше расследовали следователи органов прокуратуры. В то же время никакие проверки в его компетенцию не входят, бюро занимается исключительно досудебными расследованиями.
Они проводятся по трем направлениям, для чего создано три следственных отдела. Первый отдел расследует преступления в сфере служебной деятельности и коррупции. Второй – преступления, совершенные работниками правоохранительных органов и в сфере правосудия. То есть, расследуются любые, в том числе, и бытовые преступления или коррупционные преступления. Исключение – те 13 «коррупционных» статей, которые расследует НАБУ.
Третий отдел занимается военными преступлениями, кроме ст. 422 Криминального кодекса Украины (разглашение сведений военного характера, что содержат государственную тайну, или утрата документов, которые содержат такие сведения), это подследственность СБУ.
Расположение одного из территориальных управлений в Мелитополе было выбрано по географическому принципу, на данный момент следственные группы Мелитопольского теруправления есть и в Херсоне и в Запорожье. Но основной штат остается все же у нас.
Штат и мотивация
Кстати о штате. Все сотрудники отбирались по конкурсу – необходимо было сдать тесты на знание законодательства, выполнить практические задание, пройти собеседования. После этого все победители проходили полиграф, а следователи – еще проверку государственными органами власти. Например, Министерством обороны, Национальной полицией, СБУ, НАПК и другими.
Финальное собеседование проводил директор теруправления, учитывая данные полиграфа и проверок.
Для следователей в законе определены квоты: 49% – это действующие следователи прокуратуры и других правоохранительных органов (квота «А» и «Б»), 51% – это люди, которые в течении последнего года не работали следователями (квота «В»). Собственно в квалификационных требованиях для этой квоты в ГБР опыт работы вообще не обязателен. То есть, выпускники вузов могут выиграть конкурс и прийти работать в новый правоохранительный орган.
Мотивируются сотрудники в основном зарплатой. Она самая высокая среди правоохранителей Украины. У следователя порядка 30 тыс. грн. в месяц. На таком же уровне зарабатывают разве что детективы НАБУ.
В Мелитопольском теруправлении штат не заполнен.
На данный момент из положенных по штату 115 сотрудников работает 74. Есть, конечно, канцелярия, технический персонал и другие службы, но основной костяк, конечно же следователи.
С начала работы в следователях была нехватка. Когда ГБР заработало, их было 25. Через три месяца, когда мелитопольское теруправление впервые отчиталось о своей работе, их было уже 33. Доукомплектован штат лишь недавно – сейчас их 45.
Но нет ни одного оперативного сотрудника. Их отсутствие объясняется коллизией в законодательстве. Оперативный отдел в законе был прописан изначально, а вот должность оперативника нет. Так что оперативное сопровождение расследований ГБР сейчас осуществляют подразделения других правоохранительных органов.
Юридический недочет исправлен лишь в этом году. Сейчас первые соискатели на должность проходят конкурс. По словам Б. Чегиля первые 22 оперативника должны появиться в Мелитопольском теруправлении ГБР в первом квартале 2020 года. Однако он отмечает, что этого недостаточно. По его мнению, оперативников будет не хватать, даже если укомплектовать все положенные по штату вакансии. Б. Чегиль считает, что на каждого следователя должно приходиться как минимум два оперативных работника.
Резонанс и результаты
На данный момент Мелитопольским теруправлением ГБР ведется следствие по почти двум тысячам уголовных производств. Из них порядка 1000 - это преступления, совершенные правоохранителями, около 700 - военными, 110 – судьями, остальные приходятся на чиновников и других подследственных ГБР.
В суд направлено 150 обвинительных актов. По 54 вынесены приговоры, правда, с реальными сроками заключения - единицы.
Б. Чегиль объясняет это тем, что большинство приговоров касается самовольного оставления воинских частей военными, а за такие преступления, как правило, дают условные сроки. В то же время сейчас завершаются расследования по более серьезным преступлениям, нужно еще время на разбирательства в суде, но в итоге будет больше приговоров с реальными наказаниями, считает Б. Чегиль.
Он вспомнил наиболее резонансные из них. Так, это смертельное ДТП, совершенное правоохранителем в Херсонской области. Поскольку преступление неумышленное, суд обычно до вынесения приговора избирает меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, например залог или домашний арест. В данном же случае благодаря позиции ГБР подозреваемый находится в СИЗО.
Также продолжается следствие по подозрению следователя Запорожской облполиции в незаконном задержании. Следователь задержал подозреваемого через два месяца после совершения преступления, но суд с законностью задержания не согласился. Не смотря на это, мужчину в течение дня задерживали трижды под разными предлогами, во всех случаях суд законных оснований не нашел. Подозреваемый отпущен, а против следователя возбуждено уголовное производство.
Продолжается следствие и по подозрению полицейского в организации заказного убийства.
Правоохранитель заказал убийство человека. ГБР инсценировало преступление, и исполнители, сотрудничавшие со следствием, предоставили заказчику фотографии якобы убитой жертвы. Полицейского задержали, когда он расплачивался с исполнителями.
Также немало преступлений расследуется в связи со взятками.
Б. Чегиль сообщил, что в 2019 году Мелитопольское ГБР рассмотрело около 3 тыс. обращений граждан. По 178 из них открыты уголовные производства. В других случаях оснований для этого нет. Например, довольно часто люди обращаются с заявлениями о незаконных следственных действиях. Это не уголовное преступление, в то же время может быть проведено внутреннее расследование в правоохранительном органе, который ведет следствие, и в случае нарушений они будут устранены, а виновные наказаны, например, взысканиями.
В ГБР подчеркивают: заявления они принимают круглосуточно как на сайте, так и по телефону доверия 49-04-60. Принимаются и анонимные заявления в случае, если сообщается информация, которую можно проверить.
Фото Анны БУРЯК