Что изменила Новая украинская школа в подготовке будущих учителей
В 2016-2017 гг. стартовал подготовительный этап реформы образования. Но настоящий прорыв реформирования произошел в 2018 г., когда были приняты Концепция Новой украинской школы и ЗУ «Об образовании», а НУШ была внедрена в школы. В первую очередь изменения коснулись начальной школы и высшего педагогического образования.
Новая украинская школа – это ключевая реформа Министерства образования и науки, направленная на создание образовательной среды, где ученикам будут не только давать знания, но и обучать использовать их в повседневной жизни. И стартовало преобразование с начальной школы. В 2017/2018 учебном году Концепция прошла апробацию в 100 школах Украины, а в 2018/2019 гг. по ней обучались все первоклассники страны. В этом году НУШ удачно переместилась во второй класс.
Новая украинская школа базируется на десяти ключевых компетентностях, которые учителя должны привить школьникам:
- общение на государственном языке;
- компетентности в естественных науках и технологиях;
- информационно-цифровая компетентность;
- умение учиться на протяжении жизни;
- общение на иностранных языках;
- математическая компетентность;
- инициативность и предприимчивость;
- осведомленность и самовыражение в сфере культуры;
- экологическая грамотность и здоровый образ жизни;
- социальная и общественная компетентности.
Что же реформа Новой украинской школы должна была изменить для учителей? Целью реформирования является содействовать педагогу в профессиональном и личностном росте и дать ему свободу действий – возможность выбирать учебные программы, материалы, импровизировать и экспериментировать.
Теперь учитель ограничен лишь государственным стандартом, где прописано, что должны знать и умень ученики, завершив определенный этап в образовании. А уж как этого достичь, педагог решает самостоятельно.
В частности, это прописано в ЗУ «Про образование», в ст. 54, посвященной правам и обязанностям педагогический, научных и научно-педагогических сотрудников.
Среди прочего, педагоги имеют право на:
- «академічну свободу, включаючи свободу викладання, свободу від втручання в педагогічну, науково-педагогічну та наукову діяльність, вільний вибір форм, методів і засобів навчання, що відповідають освітній програмі;
- педагогічну ініціативу;
- розроблення та впровадження авторських навчальних програм, проектів, освітніх методик і технологій, методів і засобів, насамперед методик компетентнісного навчання;
- вільний вибір освітніх програм, форм навчання, закладів освіти, установ і організацій, інших суб’єктів освітньої діяльності, що здійснюють підвищення кваліфікації та перепідготовку педагогічних працівників».
При этом педагоги имеют и ряд обязанностей, в первую очередь перед теми, кого обучают:
- «постійно підвищувати свій професійний і загальнокультурний рівні та педагогічну майстерність;
- виконувати освітню програму для досягнення здобувачами освіти передбачених нею результатів навчання;
- сприяти розвитку здібностей здобувачів освіти, формуванню навичок здорового способу життя, дбати про їхнє фізичне і психічне здоров’я;
- настановленням і особистим прикладом утверджувати повагу до суспільної моралі та суспільних цінностей, зокрема правди, справедливості, патріотизму, гуманізму, толерантності, працелюбства».
Все вышеупомянутые изменения не могли не отразиться на образовании будущих учителей. О нововведениях в образовании будущих педагогов и не только в нашем городе рассказала директор Учебно-научного института социально-педагогического и художественного образования МГПУ им. Б. Хмельницкого Елена Федорова.
За последний год вуз значительно изменил и расширил сферу своих образовательных услуг и теперь не скромничая называет себя университетом третьего тысячелетия. Что же изменилось в образовательном процессе и как теперь учат тех, кто хочет посвятить свою жизнь образовательной сфере?
Тем легче нашему педвузу было начать работу в новом русле, что первый проректор МГПУ, доктор биологических наук, профессор Ирина Мальцева и руководитель комиссии обеспечения качества образования в университете, доктор педагогических наук, профессор Наталья Сегеда в свое время принимали участие в обсуждении концепции Новой украинской школы, концепции развития педагогического образования и Закона Украины «Об образовании».
И самым главным изменением в образовательном процессе стала практическая направленность в обучении будущих педагогов. Да, у студентов стало больше возможности практической деятельности на семинарских (практических)занятиях. И в институте и на филологическом факультете, под руководством опытных преподавателей, участников Британского проекта «Школьный учитель нового поколения» кандидатов наук, доцентов Гончаровой О.А. и Коноваленко Т.В. работают студенческие экспериментальные группы, которые изучают инновационные методики преподавания английского языка. Одной из особенностей это обучение есть прохождение педагогической практики в школах города на протяжении всего учебного года (один день в неделю). Но изменились также подходы в проведении пар. На сегодняшний день это, в первую очередь, касается будущих учителей начального звена, ведь именно начальная школа первой познала реформы.
Нынче студенты университета обучаются по авторским программам научных сотрудников педвуза, соответствующих вызовам современности. И практическая направленность обучения заключается в том, что студенты сами проходят все то, чему будут учить своих подопечных. То есть все игры, все творческие задания, всем задачи и упражнения студенты выполняют сами.
Дабы студентам было легче окунуться в атмосферу работы в школе, на базе университета открываются различные лаборатории. Для будущих учителей начального звена такой стала педагогическая лаборатория начальной школы как практико-ориентированная среда. Несколько комнат оборудованы по форме и подобию классного кабинета Новой украинской школы, поделенного на семь тематических зон. Здесь у студентов проходят практические занятия. Они, как и маленькие школьники, проводят время в зоне отдыха, проводят пары в зоне обучения и отмечают эмоции в зоне настроения.
Такой образовательный процесс для студентов в радость. Они дружно отвечают, что такие пары посещать им нравится.
На парах будущие учителя начальных классов не только зубрят скучную теорию, но и рисуют, создают программки и делают поделки из конструктора Lego. Работа с конструкторами в последнее время набирает все большей популярности, а МГПУ принимает участие в проекте «Lego Foundation».
Целью проекта является содействие развитию качества образования через всестороннее развитие ребенка, в частности компетенций, необходимых для обучения на протяжении жизни и становления педагога-фасилитатора, который стремится отойти от педагогики копирования, шаблонирования, практики одного правильного ответа и навязывание своего видения ребенку. В основу взаимодействия взрослого и ребенка положено подход «обучение через игру». В рамках проекта Фонд обеспечивает учебные заведения игровыми наборами Lego, проводит обучение педагогов и предоставляет методическое сопровождение заведения.
МГПУ также принимает участие в двух других масштабных проектах: «Интеллект Украины» и проекте поддержки Финляндией реформы образования в Украине. Последний направлен на развитие компетентностей учителей, повышение их квалификации, поддержку институций по повышение квалификации учителей, а также подготовку профстандартов для директоров и учителей начальных классов.
Сегодня МГПУ тесно сотрудничает с городским управлением образования и управлениями образования пяти близлежащих районов и регионов. Так, с января 2018 г. в университете для работников сферы образования было проведено 47 мероприятий, организованных 17 кафедрами, которые посетило порядка 1,5 тыс. педагогов – представителей Запорожской, Днепропетровской, Херсонской и других областей.
Педагоги педвуза проводят как профориентационную работу со школьниками, так и организовывают курсы повышения квалификации для учителей.
В частности, на базе университета работает Методическая мастерская Новой украинской школы. В рамках работы Мастерской проводятся различные семинары, вебинары, тренинги и мастер-классы и сертификационные образовательные программы и многое другое. Было проведено две сессии Мастерской, после чего в июне 2018 г. На базе МГПУ прошла Всеукраинская научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное развитие учителя в условиях реализации Концепции Новой украинской школы». В мероприятии принимал участие и бывший первый заместитель министра образования Павел Хобзей.
В этом году состоялась II Всеукраинская конференция «Личностно-профессиональное развитие учителя Новой украинской школы: мировые практики, украинский контекст», в рамках которой состоялось торжественное открытие четырех лабораторий, в том числе вышеупомянутой лаборатории начальной школы.
Всего с января 2018 г. в стенах университета было проведено 47 мероприятий, организованных 17 кафедрами, которые посетило порядка 1,5 тыс. педагогов – представителей Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей.
Финансовую помощь на реализацию проектов и оборудование лабораторий МГПУ получает из разных источников. В первую очередь это собственные средства университета, в частности сэкономленные на внедрении энергоэффективных технологий. За последние два года значительно возросла финансовая поддержка Министерства образования и науки Украины. В виде дополнительного целевого финансирования на приобретения новейшего оборудования для лабораторий. Ощутимую помощь в развитии и финансировании научных изысканий дает участие преподавателей университета в международных и украинских проектах, а также помощь меценатов из Ассоциации выпускников МГПУ.