Финансовый каминг-аут: зачем украинцы начали объявлять себя банкротами
Ранее процедура банкротства применялась только к юрлицам, но теперь появился судебный прецедент по частному лицу.
В октябре вступил в силу Кодекс Украины по процедурам банкротства, впервые предусматривающий возможность объявлять банкротом физическое лицо. И вот 12 декабря Высший хозяйственный суд — также впервые — вынес решение об открытии производства по делу о неплатежеспособности.
Как следует из документов суда, первым физлицом-банкротом стал киевлянин Сергей Тищенко, в отношении которого открыто одно исполнительное производство. Известно, что Тищенко ранее имел статус ФОП, но в ноябре свернул свою деятельность.
По закону инициировать банкротство может только сам должник — физическое лицо. Он подает исковое заявление в Хозсуд, указывая в нем круг кредиторов и сумму долга перед ними. Далее подтверждает свое финансовое состояние и наличие имущества.
Высший хозсуд сообщает, что в хозсуды поступило уже около трех десятков заявлений о признании физических лиц банкротами. Но до сих пор применение этой нормы сдерживалось отсутствием соответствующей судебной практики. С другой стороны, судьи столкнулись с тем, что подающие на банкротство физлица предоставляют о себе ложную информацию, что влечет отказ в суде, и таких заявлений уже порядка десяти.
“Процедура банкротства физического лица введена для корректного решения вопросов, которые связаны с урегулированием задолженности между кредитором и физлицом-заемщиком. Эта процедура была востребована в Украине уже очень давно, ее принятия ожидали многие заемщики, — сказал в комментарии “ДС” адвокат, арбитражный управляющий юридической фирмы “Ильяшев и Партнеры” Александр Камша. — В соответствии с Кодексом процедур банкротства хозсуд при вынесении определения о завершении процедуры погашения долгов и прекращении производства по делу о неплатежеспособности принимает решение об освобождении должника — физического лица от долгов. Вместе с тем физическое лицо не избавляется от обязательств по возмещению вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица, по уплате алиментов”.
По словам эксперта, признание физлица банкротом и реализация его имущества — это уже крайняя мера, которая вводится в случае, если не получилось утвердить план реструктуризации задолженности. На стадии банкротства производится реализация так называемой ликвидационной массы банкрота, но далеко не все имущество подпадает под реализацию.
“В состав ликвидационной массы не включается жилье, которое является единственным местом проживания семьи должника (квартира общей площадью не более 60 кв. м или жилой площадью не более 13,65 кв. м на каждого члена семьи должника или жилой дом общей площадью не более 120 кв. м) и не является предметом обеспечения, а также иное имущество должника, на которое, в соответствии с законодательством, не может быть обращено взыскание, — поясняет Александр Камша. — В состав ликвидационной массы также не включаются денежные средства, находящиеся на счетах должника в пенсионных фондах и фондах социального страхования. Таким образом, забрать у банкрота “все до последней копейки” закон не позволяет”.
После объявления банкротом человек обязан перед заключением кредитных договоров, договоров займа, поручительства или залога письменно сообщать о своей неплатежеспособности другим сторонам таких договоров.
“Кодексом по вопросам банкротства четко определено, что цель института банкротства физического лица — восстановить его возможность выполнять возложенные на него обязательства имущественного характера перед кредиторами. Это позволяет оптимизировать возможности должника исполнить свои обязательства путем применения нескольких инструментов, доступных лишь в такой процедуре, — объяснил “ДС” юрист компании AS Legal Владислав Фирсов. — В частности, процедура признания физлица неплатежеспособным позволяет применить мораторий на принудительное взыскание, вводит в процедуру арбитражного управляющего, который способствует выполнению обязательств и их реструктуризации”.
Такая процедура не проходит бесследно для репутации должника, но позволяет юридически прекратить продолжительные споры с кредиторами. Ранее, в ситуации, когда института признания лица неплатежеспособным не было, гражданин мог десятилетиями находиться в реестре должников, не имея возможности урегулировать проблемные обязательства. Конечно же, процедура банкротства физлиц — не панацея от указанной проблемы, однако дает право должнику выбирать пути урегулирования ситуации: оставаться в реестре должников, выполнить обязательства добровольно, объявить себя банкротом и со временем все же исключить себя из данного реестра.
“Распространенными являются панические возгласы обывателей: “Банки получают право банкротить должников за малейшие кредиты”. Но только сам должник в отношении себя может запустить такую процедуру. Никто другой (в том числе кредитор) не имеет права ее инициировать в отношении физического лица (в отличие от процедуры банкротства юридического лица), — уточняет Владислав Фирсов. — Должник должен быть готов, что его арбитражный управляющий может стать как помощником в вопросе оптимального разрешения задолженностей, так и надзирателем за имуществом, который выявит все возможное имущество должника и реализует его в том объеме, который необходим для погашения задолженностей. Сокрытие имущества перед объявлением себя банкротом также не выход, поскольку кодексом предусмотрены механизмы выявления такого имущества и противодействия подобным злоупотреблениям”.
Идея такого “индивидуального” банкротства со встроенными механизмами защиты понятна: не выкинуть человека из жизни, не лишить его средств к существованию, не ожесточить и не толкнуть на преступный путь. А, наоборот, дать возможность работать и возвращать долги. Другое дело, что до сих пор просто не было подобной судебной практики, равно как и практики реализации такого решения суда. Это первый опыт.
Источник: ukrrudprom.com