Что происходит и будет происходить с запорожским аэропортом
Интриги, обыски, концессия — этим живёт Международный аэропорт “Запорожье”, и рискует “на время” уйти из-под управления громады — несмотря на инвестиции в миллиард и кредит на сотни миллионов.
Ровно неделю назад в Международном аэропорту “Запорожье” в течение нескольких часов проходили обыски СБУ. Они стали, вероятно, самым громких событием начала года в Запорожье и запустили цепь таких же громких заявлений и обвинений. “Актуально” проанализировало, что происходило за прошедщую неделю, что привело к этим событиям и что может ожидать местный аэропорт в будущем.
В первой официальной реакции запорожской мэрии на обыски (а точнее — директора департамента правового обеспечения городского совета Валерий Зломинога) указывалось на “нестыковки”: мол, уголовное дело, в рамках которых провели обыски было открыто в 2015 году, а расследуются события 2017 года, да еще и в отношении “тогдашнего руководства предприятия”.
На самом деле “прошлое руководство” не такое уж и “прошлое” для запорожской мэрии. Руководство КП “Международный аэропорт “Запорожье” сменилось только в октябре 2019 года: пост директора покинул Виктор Бискупский, а его место занял коммерческий директор КП Алексей Дубревский. При этом Виктор Бискупский возглавлял предприятие с момента его создания в 2013 году, а до того руководил аэропортом как госпредприятием. Но даже после смены власти в городе на местных выборах 2015 года и прихода в мэрию “команды Буряка” Бискупский свою должность сохранил. Поэтому попытки руководства города теперь как-то отмежеваться от бывшего начальника предприятия — не очень убедительны.
Тем более, что именно во времена действующей городской власти в аэропорт зашли невиданные до того финансовые потоки — измеряющиеся сотнями миллионов гривен. Например, в 2016 году Владимир Буряк, Константин Брыль и Виктор Бискупский совместно презентовали тогда еще проект строительства нового пассажирского терминала стоимостью полмиллиарда гривен, а только в прошлом году на ремонт покрытия взлетно-посадочной полосы было выделено около 400 млн грн.
Чиновники мэрии правы, что расследование возможных хищений в запорожском аэропорту было начато аж в 2015 году (если точнее, даже в январе 2015 года, судя по предоставленным документам), но это не означает, что следствие должно было ограничиться только предыдущими событиями. Если фигурантом дела был конкретный руководитель, то следователи могли “пополнять” старое дело всё новыми и новыми “эпизодами”. Опять же, судя по тому, что СБУ на этой неделе предъявило подозрение “одному из бывших руководителей” аэропорта (вероятно, тому же Бискупскому), то логично предположить, что правоохранители как раз собирали “архив” не только за 2013-2014 годы, но и за последующие. Впрочем, вопросов и у правоохранителей, и у общественников-антикоррупционеров к руководству аэропорта хватало во все времена.
Небо. Самолёт. Концессия
Один из очень важных факторов, который нужно держать в уме, обсуждая нынешнее положение запорожского аэропорта — это перспектива его передачи в концессию.
Напомним, что концессия, если говорить коротко — это частное управление каким-либо государственным или коммунальным имуществом: как правило, речь идет об инфраструктурных объектах, таких как порты, дороги, вокзалы. По идее частная компания должна за определенное время инвестировать средства в развитие и модернизацию объекта, заработать прибыль для себя и для государства или громады, при этом собственником всё это время остаётся “народ”.
На практике так случается не всегда. Аэропорты Днепра и Ивано-Франковска или столичная теплосеть мало выиграли от концессии. Практически всегда присутствует и риск, что государство или местная громада получат лишь убытки, а частный концессионер через “прокладки” будет выводить доходы.
Слухи о возможной передаче запорожского аэропорта в концессию стали активно гулять по кулуарам еще летом прошлого года. А новый Кабмин Алексея Гончарука осенью уже официально сообщил о подготовке планов по передаче объекта наряду с другими аэропортами, портами и дорогами в концессию.
Но в случае с “Международным аэропортом “Запорожье” есть еще несколько нюансов. В отличие от, например, львовского аэропорта, чью возможную концессию также обсуждают в столице, запорожский государству не принадлежит. Как мы упомянули, в 2013 году государство отдало проблемный на тот момент актив местной громаде. То есть разработка Министерством инфраструктуры планов на имущество, которое ему не подконтрольно, а подконтрольно мэрии и горсовету — выглядит по меньшей мере странно. “Без меня меня женили”. А вот активизация силовиков на этом фоне выглядит уже подозрительно: не являются ли обыски попыткой сделать местную власть сговорчивее в вопросе концессии?
Были ли вложения в теперь уже коммунальный аэропорт прозрачными и эффективными — вопрос отдельный, но факт налицо: “аэровокзал” нарастил пассажиропоток в разы, провел несколько ремонтов и достраивает современный пассажирский терминал.
То есть убытки уже легли на плечи запорожцев — еще до передачи в концессию. Теперь же, если она все-таки случится, частный “управляющий” придет “на всё готовенькое”. Хотя и без гарантий что-то заработать для города и улучшить аэропорт.
Верю — не верю
Однако местной власти могут сделать по поводу аэропорта “предложение, от которого невозможно отказаться”. И дело тут не только в возможным проблемах с силовиками (хотя это традиционный для Украины компонент “влияния на принятие решений”).
Во-первых, для строительства нового терминала город влез в многомиллионные кредиты и даже заложил стадион, однако возврат долгов Владимир Буряк возложил на сам аэропорт. Что будет, если эта ноша станет неподъемной? Нетрудно догадаться, что концессию в таком случае горожанам преподнесут как меньшее из зол — и с этим придется согласиться.
Во-вторых, премьер-министр сулил запорожскому аэропорту “амбициозные планы” и 600 млн грн из госбюджета — нетрудно предположить, что и эти “пряники” будут связаны с возможной концессией.
Вскоре после обысков СБУ, затормозивших строительные работы в новом терминале, министр инфраструктуры Владислав Криклий поспешил “откреститься” от принудительной передачи запорожского аэропорта в концессию: мол, решение — за громадой Запорожья, а от министерства — только планы, варианты и “кейсы”.
То же самое вроде бы говорит и мэр Владимир Буряк, который уже неоднократно высказывался против концессии запорожского аэропорта. Но в этих речах повторяется одна на первый взгляд незначительная деталь: городской голова высказывает лишь собственное мнение и неизменно отмечает, что окончательное решение принимать депутатам горсовета. То есть допускает, что “коллективный разум” может сыграть и совсем по-другому.
Источник: Актуально