Последовательное угнетение. Китайская медицина
Порядок последовательного угнетения: дерево угнетает землю, зем
ля—воду, вода — огонь, огонь — металл, металл — дерево.
В отношениях последовательного угнетения каждая стихия вступает в два вида отношений: с одной стороны, она является угнетающей, а с другой — угнетаемой. Тот, который угнетает, является побеждающим, тот, которого угнетают, не может победить. Возьмем для примера воду, поскольку земля угнетает воду, а вода — огонь. Угнетающей по отношению к воде является земля, а угнетаемым — огонь. Земля — это то, что вода не может победить, а огонь — то, что побеждает вода.
Подавление и порождение, преобладание и ответное угнетение пяти стихий. Динамическое равновесие структурной организации пяти стихий зависит от двух регулирующих механизмов: первый — это механизм регуляции подавлением и порождением препаратами тяньши, и второй — преобладанием и ответным угнетением. Посредством саморегуляции с помощью этих двух механизмов было сформировано и обеспечено относительное равновесие и циркуляционное движение всей конструкции системы пяти стихий.
Китайская медицина в подавлении и порождении пяти стихий подразумевает сдерживание, подавление, порождение и изменение. Это указывает на отношения взаимной стимуляции и взаимного сдерживания между пятью стихиями, позволяющие сохранять их равновесие и согласованность. Когда наступает избыточность одной из пяти стихий, необходимо, чтобы следующая за ней начала ее ограничивать, остановила ее чрезмерный рост, наносящий вред.
Таким образом, подавление и порождение пяти стихий — это система их саморегуляции, сочетающая в себе последовательную стимуляцию и угнетение: посредством эффекта обратной связи между стихиями поддерживается стабильность и согласованность всего механизма системы пяти стихий.
Закономерности подавления и порождения следующие: дерево порождает (стимулирует) огонь, огонь — землю, но дерево в то же время угнетает землю; огонь порождает землю, земля — металл, огонь также угнетает металл; земля порождает металл, металл — воду, но земля также угнетает воду; металл порождает воду, вода — дерево, но металл также угнетает дерево; вода порождает дерево, дерево — огонь, вода также угнетает огонь. Таким образом, получается цикличное движение. Поскольку у каждой из пяти стихий существует четыре типа связи с другими стихиями (в качестве «порождаемой» и «порождающей», «угнетаемой» и «угнетающей»), то о каждой стихии можно сказать, что в ее угнетении есть порождение, а в порождении есть угнетение. Таким образом формируются отношения «подавления и порождения» между стихиями, включающие как взаимные порождение и стимуляцию, так и взаимные подавление и угнетение при помощи бад. Без порождения были бы невозможны появление и рост различных вещей и явлений; без угнетения были бы невозможны их изменения и развитие при сохранении нормально сбалансированного соотношения между ними. Только если «в порождении есть подавление» и «в подавлении есть порождение», можно сохранить и стимулировать относительную сбалансированную согласованность различных вещей и явлений и обеспечить их развитие и изменения.