Как Мелитополь чуть на берегу огромного водохранилища не оказался
Было море на бумаге…
А все каналы имени
были товарища Сталина,
И в этом случае лучшего
Названья не сыскать,
Поскольку именно Сталиным
Задача была поставлена,
Чтоб всю нашу землю старую
Каналами перекопать.
Борис СЛУЦКИЙ
Поделись водою, Днепр!
Идею использования Днепра для ликвидации водного дефицита в Крыму высказал еще в середине XIX в. первый директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Громко обсуждали ее, когда в результате голода, вызванного сильной засухой 1833 г., крымские селения опустели. Однако денег на переброску днепровских вод (около 40 миллионов царских рублей) взять было негде. В 1937 г. о проекте вновь заговорили, но осуществить его помешала война.
Воплощаться в жизнь эти планы начали в середине прошлого века. Совет министров СССР принял постановление № 400 от 20 сентября 1950 г. «О строительстве Каховской ГЭС на Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и орошения земель южных районов Украины и Северного Крыма». Через год правительство Украины решает увеличить объем проектно-изыскательских работ по строительству Южно-Украинского канала. Во всесоюзной газете «Известия» глава украинского правительства Д. С. Коротченко раскрыл детали «великой стройки коммунизма»: «В 1957 г. должно быть завершено строительство Южно-Украинского канала с забором воды из Днепра в 600-650 кубических метров в секунду, по трассе от Запорожья к реке Молочной, далее в направлении Аскания-Нова до Сиваша. Отсюда днепровские воды потекут по Северо-Крымскому каналу и оросят степные районы Крыма до Керчи. Общая протяженность обоих каналов составит 550 километров».
Для координации и руководства всей работой при президиуме Академии наук Украины создали Комитет содействия гидротехническому строительству. Канал должен был стать и транспортной магистралью. Институт гидрологии и гидротехники АН УССР рекомендовал для сети каналов транспортные типы судов.
Проект предлагал два варианта для устройства входа в канал: из озера Ленина, в 6 км выше Запорожья, или из района запорожского речного порта. По трассе канала собирались построить несколько гидроузлов. На 24-километровом участке перед выходом канала в Молочную, его глубина должна была достигать 75 метров! Реально она была бы еще большей, поскольку весь выбранный грунт собирались укладывать вдоль берегов канала.
Избыток воды во время весеннего паводка предполагали отводить в Молочанское водохранилище. Для его создания реку Молочную планировали перегородить земляной плотиной - свыше 9 км в длину и до 40 (!) м в высоту. Внушительным получался и сам водоем: длиной около 60 км и шириной 15 км, объемом в шесть миллиардов кубометров воды. Чтобы расчистить ему место, планировалось, отселив людей, затопить многие села в долине Молочной, в том числе часть Терпенья и Каменную Могилу. От Молочанского водоема, кроме канала на Крым, должен был идти еще и Ногайский канал с выходом в Азовское море.
Главные объекты готовились возвести около Терпенья - судоходный шлюз, огромную плотину с водохранилищем и гидроэлектростанцию на 10 тысяч киловатт. Турбины в теле плотины должен был крутить водопад, созданный перепадом уровней воды выше плотины и ниже нее. Перед входом в шлюз, у будущей пристани Терпенья, проектировались две дамбы, которые образуют защищенную от волн гавань. На дамбе, выдвинутой в водоем, собирались возвести маяк, который стал бы ориентиром для пароходов.
Немало работы ожидало художников, архитекторов, скульпторов. Им предстояло показать могущество Родины, изобилие, достаток и плодородие, которые принесет Южно-Украинский канал. И, само собой, отобразить величие советского народа, который успешно строит коммунизм под мудрым руководством партии. Конкретно это должно было выглядеть так. Вход в канал открывается двумя монументами - Ленина и Сталина (фигуры из кованой меди, пьедесталы - из розового гранита). Монументы возвышаются на земляных насыпях около начала залива, высота их с насыпями - 62 м (то есть, с 20-этажный дом!).
Архитектурной композиции гидроузла у с. Терпенье предстояло отразить успехи нашего края в выращивании зерновых и хлопчатника, у Аскании-Нова - успехи животноводства, на Перекопском перешейке планировался памятник героическим событиям гражданской и Великой Отечественной войн.
Короче говоря, предстояла стройка таких масштабов, каких не знала Таврия.
«Я знаю - город будет»
Эта строка из стихотворения Маяковского стала заголовком статьи в газете «Запорожская правда». Речь шла о том, что реализация грандиозного проекта потребует тысяч рабочих рук. Где будут жить гидростроители? В городе, который построят в районе Терпенья, в нескольких километрах от Каменной Могилы.
Первые строители будущего города появились тут в мае 1951 г. При въезде на стройку на листе фанеры известью большими белыми буквами написали «СМУ № 4 «Укрводстроя». Строительство начиналось на пустыре, где не было ни дорог, ни водопровода, ни электричества.
Грузовые автомобили часто застревали в зыбучем песке. Первую машину со стройматериалами привел Яков Кардашьян, слесарь-передовик, автомобиль которого прошел свыше 100 тыс. км без капремонта. «Стотысячниками» были также Юрий Коноваленко и другие шофера. Бригадир каменщиков Игнат Антонович Каминский укладывал за смену более 20 тыс. штук кирпича. «Мастером - золотые руки» называли плотника Курычева. Главный инженер СМУ-4 Тимофей Моисеевич Удовенко с удивлением принимал на работу садовода Ф. Е. Калинкина. По штату такой должности не было, его оформили разнорабочим. Федор Ефимович занимался озеленением будущего города-сада: установил связь с лесничествами и ботаническими садами, раздобыл первые сотни саженцев. Вдоль улиц будущего городка и будущей набережной зазеленели более 2000 саженцев декоративных, хвойных и плодовых деревьев.
Осенью 1952 г. на Мелитопольщину потянулись деятели литературы и искусства - украинский кинорежиссер Александр Довженко, поэты Самуил Маршак - автор стихов о Днепрострое, и Марк Шехтер. О последнем местная газета сообщила, что он «работает над книгой стихов о великих стройках коммунизма», в которой один цикл будет полностью посвящен «строителям, работникам предприятий и колхозникам Мелитопольщины». Тогда же в наших краях побывала и ударница 1930-х годов, прославленная Паша Ангелина.
Будущий город задумывался как новый районный центр. Он начинался от набережной там, где сейчас на восточной окраине поселка расположен 16-квартирный дом. Город должен был протянуться вдоль асфальтированной главной улицы, пересечь симферопольскую автотрассу и идти до самой Приднепровской железной дороги. К началу 1953 г. на стройке века появились водопровод и электроснабжение, строительство велось на семи кварталах. Темп и объем работ постоянно нарастали.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Те годы остались в памяти участников событий до конца жизни. Дадим слово Марии Ивановне Литвиновой. «О строительстве нового городка, где будут жить и работать строители Южно-Украинского оросительного канала, я узнала из газет. На то время я жила в Новониколаевском районе. Строительством занималась мелитопольская организация «Укрводстрой», а поселок, который мы начали строить, назвали Соцгородок. В январе 1952 г., полная жизненной энергии и энтузиазма, я прибыла на великую стройку коммунизма. Меня сразу же приняли в бригаду разнорабочих, а вскоре назначили бригадиром. Моя подруга Лена Данильченко была одним из первых строителей. Это она в мае 1951 г. прямо на пустыре, поросшем бурьяном, принимала воду и стройматериалы, которые везли сюда со всех уголков страны.
На стройку съехалось более трех тысяч завербованных людей со всего Советского Союза. Жили в вагончиках, на квартирах в окрестных селах и Мелитополе. В различных уголках будущего поселка были расположены деревянные киоски, где можно было купить продукты для приготовления еды. Все работы проводились вручную, техники было очень мало. Даже котлованы рыли лопатами ребята из Западной Украины.
К сентябрю 1951 г. поставили 15 деревянных домиков для жилья. Первый кирпичный дом, построенный нами, был одноэтажным по ул. Центральной. Начальником нашего участка был офицер в отставке Бугаевский Константин Анатолиевич, а прорабом Мандыч Николай Дмитриевич. Оба знали толк в строительстве, требовали дисциплины и качественного выполнения заданий. Поэтому работа всегда велась быстро и слаженно. Между участками шло социалистическое соревнование, победитель получал переходящее Красное знамя. В 1952 г. его прочно удерживал первый строительный участок, которым руководил Надточий».
Этот рассказ дополнила кавалер ордена Трудовой Cлавы Мария Федоровна Наливайко. Благодаря энтузиазму рабочих, вспоминает она, стройка шла ускоренными темпами, порой даже ночью при прожекторах. Для поддержания боевого духа во дворе между домами Парковая, 9, 11 и Школьная, 3, 5 плотники построили аналог московского Кремля - деревянный, с подсветками и сияющей звездой. Возле этого строения проходили торжественные мероприятия, в том числе и вручение переходящего Красного знамени. К началу 1953 г. выросли корпуса по ул. Южная, Парковая, Центральная, Школьная, Садовая. Всего было построено: 15 жилых домов, школа, ясли, поликлиника, клуб, четыре общежития, столовая, баня и контора по ул. Мира. В планах 1953 г. значились новое жилье, клуб на 400 мест, рынок, стадион, больничный городок, детский сад, закладка парка культуры и отдыха.
Мы строили, строили и наконец…
Трудно сказать, как бы выглядела карта нашего края, если бы в марте 1953 г. не умер Сталин. Руководство страны фактически отказалось от строительства грандиозной оросительной и транспортной системы, какой замышлялся Южно-Украинский канал. Впоследствии появился более скромный проект, по которому и подали днепровскую воду в Северо-Крымский канал.
С 1 июня 1953 г. широкомасштабное строительство города законсервировали, исследовательские и проектно-изыскательские работы прекратили.
Житель поселка Семен Сергеевич Шквыря разобрал деревянный «Кремль», который он когда-то сам и построил.
Уже существовавший Соцгородок вместе с промышленной базой передали двум воинским частям, и он стал населенным пунктом закрытого типа. В том же году он получил название Мирное. Не родилось и Молочанкое водохранилище.
О рухнувшем проекте вряд ли стоит сожалеть. По мнению ученых, водохранилище ожидала незавидная судьба: песчаная местная почва очень хорошо пропускает воду, и искусственное море с годами превратилось бы в мелководную лужу. На ветер могли быть выброшены миллионы рублей. Трасса канала лишила бы хозяйства части плодородных земель. А еще мы потеряли бы Каменную Могилу - уникальный историко-археологический памятник, которому нет цены.
Решением Запорожского облисполкома № 659 от 29 сентября 1958 г. поселок Мирное Терпеньевского сельсовета взяли на учет как вновь образованный. 26 января 1977 г. учрежден Мирненский сельский совет. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 3 марта 1987 г. Мирное получило статус поселка городского типа.
В 1970-х годах строительство в поселке возобновилось от восточной окраины, где когда-то планировалась набережная и где построили 16-квартирный дом. Позднее здесь выросли пятиэтажные дома, возведенные трестами «Мелитопольводстрой» и «Мелитопольсельстрой». Правда, местные жители сетуют: новые домостроения по качеству заметно уступают постройкам 1950-х.
По данным переписи 2001 г., в Мирном проживало 3111 человек. В их числе - коренные жители, первостроители Соцгородка: Мария Адамовна Теплова, Любовь Андреевна Щекина и Мария Ивановна Литвинова. Поселок индустриализуется. Здесь работают несколько десятков предприятий: «Социнновация», производящая воду «Мирненская»; «ORTOLAND» - производитель каркасов для школьной мебели и ортопедических оснований под матрацы, цеха «Издательского дома «Мелитопольская гортипография». В Мирном размещаются контора «Мелитопольского лесоохотничьего хозяйства», общеобразовательная школа, областной детский приют, Дом культуры, центральная районная библиотека, аптека, амбулатория семейного типа, коммунальное предприятие, часть ГСЧС и др.
В 2001 г. к юбилею Мирного возле поселкового совета установлена памятная стела и заложена капсула с посланием к будущим поколениям. Вряд ли они будут что-то знать о неродившемся канале и «Терпеньевском море», но будем надеяться, что потомки вспомнят добрым словом тех, кто возводил поселок.
Г. Я. ГОЛОВАНОВА. Статья была опубликована в № 8 Мелитопольского краеведческого журнала.