Дистанционное образование: мелитопольские реалии

Просмотров: 2136
19 квітня 2020 10:05

С 12 марта учебный процесс в школах города был приостановлен из-за угрозы распространения коронавируса. И так как карантин - это не каникулы, детей продолжают учить. Но не за партами в классах, а дистанционно.

Как показала практика и мелитопольские реалии, вопросов к организации учебного процесса - очень много. Естественно нужно делать скидку на то, что для педагогов, как и для учеников - это новая форма работы. Но, тем не менее.

 Учеба через Интернет

В городском управлении образования отчитались, что «в последние годы педагоги города повышали квалификацию, в том числе по использованию облачных сервисов на уроках и во внешкольной деятельности. Большинство учебных заведений применяют облакоориентированную учебную среду Google G Suit, сервисы для совместной работы учителей и учеников ClassRoom, другие дистанционные платформы, имеют собственные сайты, блоги и тому подобное». Но на деле процент учителей, которые готовы качественно работать дистанционно, создавать авторские презентации и курсы, проводить скайп-конференции и записывать подкасты, оказался не так уж велик. И если посмотреть онлайн-расписание школьников, найдутся как те, кто ограничиваются скупым указанием параграфа, так и те, кто слишком усердствуют, загружая детей чрезмерно.

Что не удивительно. Ведь многим педагогам приходится каждый день «изобретать колесо», «открывать Америку» и «отделять зерна от плевел». Причем самим.

В Минобразования, отправляя детей на дистанционное обучение, заявили, что «в рамках академической автономии вопросы организации выполнения образовательной программы, учебного плана и образовательного процесса является внутренним вопросом каждого заведения общего среднего образования, его педагогического совета и задачами педагогических работников». То есть решайте сами, как будете учить. При этом уточнили, что «учебный материал может быть освоен с использованием технологий дистанционного обучения во время карантина, а также за счет уплотнения изучения соответствующего материала после завершения карантина с организацией повторения отдельных тем в начале следующего учебного года». По сути, из официального письма (письмо МОН от 31 марта 2020 г. №1/9-182 «Про организованное завершение 2019/2020 учебного года и зачисление в учреждения общего среднего образования») следует, что и учиться дистанционно, в общем-то, совсем не обязательно. Можно уплотниться и нагнать в следующем учебном году.

Но в Мелитополе решили на уровне управления образования, что так называемому дистанционному образованию быть. Причем все школы обязали завести соответствующие разделы на своих сайтах, а не использовать соцсети для этих целей. И все подчинились: разделы «Дистанционное образование» созданы, расписание выставлено, задания даются. Методисты горуо даже разработали перечень рекомендаций, как следует работать педагогам в новых условиях. В частности, прописано, что «к каждому уроку учитель размещает собственные дидактические материалы на Google диске в открытом доступе, составляет перечень готовых образовательных вебресурсных материалов, прописывает четкую инструкцию для детей к выполнению». Проверять знания педагогам предлагают через письма по электронной почте, форумы, чаты, видеоконференции, слайд-лекции, Google-формы и пр.

- Контроль может происходить в тестовой форме, через создание презентаций, подготовку проектов и т. д., в зависимости от специфики предмета, - уточнили в методкабинете горуо.

 Теория и практика

А теперь о том, как прописанное реализуется на практике. Мнения мелитопольских школьников, родителей и педагогов (имена последних изменены по просьбе самих педагогов).

- У меня двое детей-школьников, - рассказывает Марина. - Дочка в 7-м, сын - в 3 классе. Учителя дают задания на сайте и проводят видеоуроки. Иногда расписание совпадает, и тогда один сидит за компьютером, второй - с телефоном, а я вынуждена затаиться или перемещаться по дому перебежками, чтобы не попадать в камеры. А вообще задают много, дети долго за учебниками сидят, просят помощи. Уделить много внимания им не получается, ведь у меня же не карантин. Я работаю в обычном режиме, хоть и удаленно. А без моей помощи они с трудом справляются. Хотелось бы, чтобы так сильно не загружали. Особенно меня умилило задание по труду - написать реферат, да еще и создать украшение из бисера. Где его взять этот бисер сейчас?

Ирина, восьмиклассница местной школы, признается, что учиться дистанционно ей сложно. Во-первых, не всегда все понятно из объяснений. А во-вторых - очень большой объем информации дается.

- Многие учителя задают писать рефераты, - рассказывает школьница. - А еще все очень активно дают ссылки на разные видео, презентации из Интернета по теме урока. Иногда целые фильмы предлагают смотреть, например, экранизацию произведения по литературе или документальный фильм об ученом. Это занимает очень много времени. А тема от этого не всегда становится понятной. Звонить учителю и уточнять то, что непонятно, стесняюсь. Нам дают электронную почту для связи с учителем, но написать, что именно непонятно, не всегда получается.

- Сын учится в начальной школе, и учительница устраивает скайп-конференции для всего класса, - говорит Наталья. - На экране все 27 мордочек одноклассников, а на заднем фоне - целая жизнь. Уже есть в Интернете хохмы, мол, родители на заднем фоне в трусах и с пивом. У нас не так, конечно. Но то мама чья-то грудничка укачивает, то бабушка пирожками угощает. Мы теперь отключаем у себя звук и камеру, чтобы сын мог видеть и слышать, а его - нет. И, считаю, так должны поступать все родители. Пускай бы учитель объяснял и все, а то балаган получается.

- Это их дистанционное образование - одно название, - возмущена Александра Анатольевна, бабушка пятиклассницы одной из городских школ. - Вот задание по математике. Тема урока - десятичные дроби. Параграф такой-то, упражнение такое-то. Все. Никаких дополнительных объяснений, ссылок на видео или еще чего-то. Сама я школу почти 50 лет назад закончила. Я что могу объяснить ребенку про десятичные дроби? И внучка в этом параграфе сама ничего не понимает. И что делать? Разве так должно быть все организовано?

 Трудности учителей

- Мне раньше не приходилось работать удаленно с детьми, - признается учитель Ирина Михайловна. - Да, на уроках детям иногда демонстрировала презентации, отрывки из фильмов по теме, вместе с ними проходили тесты. Но так, чтобы только через Интернет работать - для меня это ново. Пришлось всему учиться: создавать гугл-формы, подбирать подходящие тестовые задания и строить их самой. Спасибо, дочка помогала. Сколько времени и нервов на это ушло - не передать. Столкнулась с тем, что готовые презентации и тесты в Интернете часто с ошибками, перегружены ненужным материалом, неоправданно сложные. Дети многое не понимают. Да и как оказалось, пользоваться компьютером с умом не все могут. В соцсетях они сидят, ролики смотрят, а прикрепить фото со своей работой в правильном ракурсе не могут. Проверка работ тоже занимает очень много времени. Особенно если это работы в тетради, которые они фотографируют и присылают: на фото не всегда получается разобрать почерк, ошибки приходится комментировать и выделять. И это же не просто красной пастой запятую черкнуть - это целая система. В общем, непросто.

- Не уверена, что можно адекватно оценить знания учеников дистанционного, - говорит Валентина Петровна. - Например, очень часто группки учеников, а то и весь класс, присылают одинаковые ответы на тестовые задание. Видимо, списываются между собой или в общий чат кто-то бросает ответы. Потом ошибки общие на всех.

- У меня в классе 22 ученика, а задания стабильно выполняют 10-12 человек, - говорит Ирина Сергеевна. - У остальных нет либо возможности, либо желания учиться. Ведь чтобы выполнять задания, дома должен быть компьютер или планшет, в крайнем случае - смартфон с Интернетом. А если в семье два ученика, то и два гаджета. Но, наверное, самое главное - должен быть контроль со стороны родителей. Если они не вникают в учебу, в то, чем занимается их ребенок, то и отдачи нет.

О том, что родители должны быть вовлечены в учебный процесс, говорят и в управлении образования.

- Поскольку родители тоже являются участниками образовательного процесса (ст. 52 ЗУ «Об образовании». - Л. Ч.), то они должны контролировать учебный процесс дома и контактировать с учителем, классным руководителем, - отметили в горуо. - Для достижения хороших результатов все должны работать слаженно.

Увы, не все родители, готовы и хотят вникать. У них достаточно своих проблем сегодня. И их можно понять. Но, по большому счету, заинтересованы в том, чтобы ребенок был образованным, в первую очередь именно родители. И те, кто видят цель, найдут возможности. Есть в городе учителя, которые действительно учат, даже в сложившихся обстоятельствах. Есть дети, которые старательно учатся в предложенных условиях и есть родители, которые находят время помочь и вникнуть. ВНО покажет, кто и где схалтурил.




Похожие новости: