Как в Мелитополе онкодиспансер строился, и почему не достроился
В центре города по ул. Героев Украины (Кирова) возвышается 6-этажное здание с красным крестом. Каждый прохожий знает, что это возводится новый корпус Мелитопольского онкодиспансера. В 2021 г. будет ровно 30 лет, как был заложен первый камень.
В этом году в области всерьез заговорили о том, что долгострой, наконец, будет введен в эксплуатацию. Но не сложилось.
О том, как начиналась стройка, как собирались средства по крупицам и сколько нужно средств, чтобы пациенты, наконец, могли лечиться в комфортных условиях нового корпуса, рассказал главврач онкодиспансера Александр Рябиков. Этот корпус-вставку он считает своим детищем, и из нынешнего обустроенного кабинета руководителя запасная дверь открывается прямо в пыльные коридоры долгостроя.
- В 1991 году было начато строительство нового 6-этажного корпуса, который задумали еще в середине 1980-х. – гласит статья на официальном сайте онкодиспансера. - Значительную часть средств для этой стройки руководство онкодиспансера находило самостоятельно. Но в тот момент, когда стройка близилась к завершению, Мелитопольский городской совет принял решение о расформировании Мелитопольского межрегионального онкологического диспансера (ММОД) и передаче его на баланс горбольницы № 1. Причиной было названо недостаточное финансирование. Но ведь руководство ММОД само находило нужные средства. А может быть, были и другие причины, о которых удобней умолчать... Оказало ли это решение положительный эффект? Скорее наоборот. Руководство ГБ №1 совсем не горело желанием приобретать новую головную боль, и строительство тихо и мирно заглохло.
- Я на это дело плюнул с высокой колокольни, - в сердцах сегодня говорит А. Рябиков. - Если оно никому не надо, то и мне не надо. Я устал. В следующем году будет 30 лет, как я строю этот корпус. Куда я только не обращался. Даже когда денег не было, с 91-го года 15 или 20 лет я его строил без денег – путем взаимозачета. Потом взаимозачеты запретили и стройка закончилась. После этого кому только я не писал – без толку. Я даже ездил в Кабмин однажды. Захожу: здравствуйте – здравствуйте. "Вы кто?" – спрашивает. "Я – главный врач онкодиспансера из Мелитополя", - отвечаю. Он: "А как вы ко мне попали?" Я говорю: "Через нашего земляка, бывшего главного санитарного врача, который некоторое время был главным санврачом Украины". В общем, рассказал я ему, что строю корпус-вставку, а денег не дают. Он мне тогда сказал следующее: "Доктор, Запорожская область является одной из областей, которая выступает донором для всей Украины. Наряду с Днепропетровской, Кировоградской и еще рядом областей. Все остальные – это реципиенты, которые сосут этих доноров. Так что ничего я вам не дам. Езжайте и решайте вопрос на месте".
Потихоньку корпус таки строился.
- Нет-нет-нет денег, а потом раз – дали, - припоминает, как строился корпус главврач. – Сделали электричество. Через два года выделили еще 800 тыс. – сделали разводку воды, канализацию. Потом утеплили корпус, окна поменяли. В позапрошлом году дали 6 млн. – поменяли трансформаторы, провели дополнительные линии электроснабжения – протянули кабели от ТП близ гимназии № 10 и через дорогу, от ТП у ЛОР-отделения. Подключились. В прошлом году денег не было. В этом сказали, вроде бы будут, но опять – нет.
Напомним, в этом году онкодиспансер планировали достроить. Во всяком случае, строительство корпуса-вставки попало в число масштабных проектов, которые должны были реализоваться в Запорожской области за счет Государственного фонда регионального развития. Но из-за пандемии коронавируса госбюджет был пересмотрен, фонд регионального развития уменьшен и областная комиссия по оценке и отбору инвестиционных программ во главе с Иваном Федоровым решила сэкономить именно на онкодиспансере. Этот проект полностью лишился финансирования в 2020 году. «Ну, стоял 20 лет – строился, и еще год построится», - пояснил тогда причину отказа И. Федоров.
По подсчетам А. Рябикова, на сегодняшний день необходимы 20-25 миллионов, чтобы закончить строительство корпуса. Сумма не баснословная, учитывая, что на строительство бассейна, которое, кстати, финансируется из того же фонда, выделено почти 80 млн. Но, видимо, бассейн городу важнее и нужнее.