Работа - возвращать детей домой

Просмотров: 1260
25 травня 2020 13:00
Николай Иванов работает с детьми более семи лет

Полицейский рассказал, почему дети сбегают из дома, и как не допустить этого.

25 мая в Украине, как и во всем мире, объявлено Днем пропавших детей. В преддверии этой даты наши корреспонденты пообщались с полицейским, который специализируется на их поиске, знает специфику работы и основные причины, по которым дети теряются или уходят из мест проживания.

Трудный возраст

Наш собеседник - инспектор ювенальной превенции Мелитопольского отдела полиции, старший лейтенант Николай Иванов, который занимается поиском пропавших детей и профилактической работой уже семь лет.

В его практике много интересных случаев, и главное - с благополучным итогом.

По словам Н. Иванова, все пропавшие дети найдены, они живы и здоровы, и преступлений против них совершено не было.

В частности, в 2019 г. в розыск было объявлено и найдено 73 ребенка, за четыре месяца текущего года - 18. Из приютов и интернатов в прошлом году сбегало только трое, за четыре месяца этого года - двое.

Большинство же из объявлявшихся в розыск проживают в обычных семьях. Теряются не только малолетние дети, большинство тех, кого приходится разыскивать полиции, - это подростки так называемого «сложного возраста» (от 13 до 17 лет). Они осознано уходят из дома или сбегают из госучреждений. Основные причины: недопонимание между детьми и взрослыми.

Например, ребенок не хочет учиться, выполнять домашнюю работу, не любит, когда ему указывают где, сколько и с кем гулять или с кем ему стоит дружить, а с кем нет. В знак протеста юноши и девушки покидают дом. Большинство разыскивают в течение двух-трех часов или первых суток. Находят их в основном у друзей или знакомых, а также в местах массового отдыха молодежи. Например, на площади Победы или в парке им. М. Горького в Мелитополе. Основная причина, по которой родители обращаются в полицию с сообщением о пропаже ребенка, - потеря связи. Нередко у подростков разряжаются мобильные телефоны, но они продолжают развлекаться, и о том, чтобы позвонить родителям или опекунам, даже не думают.

Только единицы из сбегающих склонны к бродяжничеству, имеют проблемы в семье или просто идут на авантюры.

Особые случаи

Н. Иванов припомнил несколько таких случаев. Например, один из подростков любил путешествовать и трижды сбегал из приюта, причем, всегда по субботам. Он выбирал разные направления и шел в сторону близлежащих населенных пунктов, на дорогах его вскоре и находили правоохранители.

Но был случай, когда тинейджеры забирались достаточно далеко. Так, 17-летняя девушка переписывалась по Интернету с парнем из Киева. Влюбилась в него, поверила обещаниям о теплой встрече и, никого не предупредив, поехала в столицу. Зима ее не остановила, девушка два дня добиралась до Киева на электричках. Но по приезде с виртуальным знакомым связаться не смогла. К тому времени ее разыскивали по всей стране. Подключили телевидение и соцсети. В полицию беглянку отвел один из киевлян. К нему девушка обратилась с просьбой дать телефон, чтобы позвонить матери. Мужчина тут же узнал беглянку по особой примете. Вскоре мелитопольские полицейские забрали ее из столичной службы ювенальной превенции и привезли домой.

А еще один подросток намеренно прятался от полиции. Отца парня лишили родительских прав, а его самого поместили в приют. Он сбежал и добрался к отцу, который жил в одном из сел Мелитопольского района. Но пробыл он у родителя недолго, ведь полиция искала его там в первую очередь. Парень учел опыт и, сбежав в следующий раз, к отцу не пошел. Жил в заброшенных домах родного села. Ел овощи с огородов или питался тем, что дадут знакомые. От полиции срывался намеренно, и поскольку хорошо знал местность, это удавалось ему около десяти дней.

Правоохранители догадывались, что беглец прячется где-то в селе, поэтому искали его днем и ночью, даже устраивали засады в заброшенных домах. Такие меры дали результаты: парня нашли и вернули в приют.

Главное общий язык

Но исключительно на розыске пропавших работа ювенальной превенции не заканчивается. С каждым из найденных проводится профилактическая беседа и это не менее важно, чем сам поиск.

- Если ребенок не поймет, что и почему делать нельзя, ничего не изменится. Нужно разобраться в причинах. Если необходимо, подключаем психолога. Если есть конфликт со взрослыми, находим точки соприкосновения, чтобы такого не повторялось. Например, некоторые говорят: «Я все равно сбегу, не хочу жить дома и даже согласен жить в приюте». Если ребенок изъявил такое желание, его туда временно помещают. А в это время проводиться работа и с ним, и с родителями. А некоторые просто хотят погулять, говорят: «Мы думали, что нас только через три дня искать начнут». Существует такое заблуждение, - констатирует Н. Иванов.

Инспектор сам отец, воспитывает 9-летнюю дочь. Говорит, пока что конфликтов нет, и ребенок слушается. Но когда настанет «трудный возраст», профессиональные знания пригодятся. Главное ведь - найти с ребенком общий язык, и не в ущерб воспитанию.

Правильная реакция взрослых очень важна как в общении с детьми, так и в случае их исчезновения. Некоторые не сразу обращаются в полицию, из-за чего теряется драгоценное время. Возможно, действует осознание того, что их могут привлечь к административной ответственности за недобросовестное выполнение родительских обязанностей (но это не обязательно, каждый случай разбирается отдельно - Д. В.). А в случае, если ребенок сбежал из госучреждения, всегда проводится служебная проверка, дабы выявить, не послужил ли причиной конфликт с воспитателем, например.

Впрочем, приюты и интернаты об исчезновении ребенка сообщают сразу. А вот родители далеко не всегда.

Некоторые не разобравшись в ситуации, сразу же звонят в полицию. Но проходит пять минут и выясняется, что ребенок даже не покидал пределов двора. Но это не частые случаи. Зачастую родители или опекуны начинают искать ребенка самостоятельно. Проходят часы, за которые ребенок уходит все дальше и дальше. И возрастает риск, что с ним может что-нибудь случиться.

Правоохранители призывают взрослых не ждать несколько часов или пока стемнеет, а сразу же сообщать об исчезновении несовершеннолетних.

Существуют отработанные методики поиска пропавших детей, которые на практике показали свою эффективность.

Также полиция просит взрослых, заметивших ребенка, находящегося явно без присмотра, не быть равнодушными и позвонить в полицию. Хотя бы ради перестраховки. Не стоит игнорировать расстроенного малыша или подростка, бредущего по дороге, говорят стражи порядка.

 

 

 




Похожие новости: