На большую стройку по маленькой дороге
Жители села Мордвиновка (Мелитопольский район) уже не знают, где искать защиты. Каждую ночь по главной улице села едут десятки многотонных машин, везущих стройматериалы на будущую ветроэлектростанцию в Гирсовке.
Но если ВЭС в Гирсовке строится, то дома жителей из-за такого трафика разрушаются.
- Может быть, вы нам поможете, - пришла в редакцию жительница Мордвиновки Татьяна Сергеевна. - Ночью в домах, расположенных на главной улице села, спать невозможно да и страшно - так дребезжат стекла. А все из-за большегрузных машин, которые идут по селу на стройку. Они мало того, что перегруженные, так еще и мчатся на сумасшедшей скорости.
Кому стройка, а кому разруха
Машины едут на большую стройку возле Гирсовки. Здесь «Юрокейп Юкрейн» возводит первую очередь ветроэлетростанции. В рамках первой очереди будут установлены 27 ветровых турбин (из 167), запланированных проектом. Проект хороший - и для экологии (возобновляемая энергетика), и для региона (инвестиции). После завершения строительства и доведения совокупной мощности до 500 мВт этот проект ветроэлектростанции станет самым мощным в Украине, сможет обеспечить электроэнергией примерно 780000 домов и войдет в первую пятерку крупнейших действующих наземных ветроэлектростанций в Европе.
В проекте строительства даже заложено потом восстановление дорог. Вот только жителям Мордвиновки от этого не легче.
Впрочем, обвинять строителей в том, что дома стоят очень близко к дороге, вроде и не логично. Да и люди с пониманием относятся к тому, что стройматериалы надо как-то доставлять.
- Но ведь можно это сделать либо в объезд села (там есть грунтовая дорога), либо хотя бы скорость снижать при въезде в населенный пункт, - говорит Татьяна Сергеевна.
Сколько ни обращались в сельсовет, результата никакого.
Размышляет: возможно, несколько лежачих полицейских, установленных по дороге, хотя бы частично решили проблему?
Полномочия разделены
Дорога, по которой идут большегрузы, называется «Областная дорога общего пользования местного значения О081030 Арабка - Астраханка - Мордвиновка - Гирсовка - Степановка-Первая». Она имеет протяженность 49,5 км в Мелитопольском районе и еще 28,9 км в Приазовском районе.
Обслуживает эту дорогу госпредприятие «Местные дороги Запорожской области».
Вопросы, заданные жительницей Мордвиновки, мы перенаправили этому предприятию. Отреагировали там очень быстро.
Если вкратце, то следить за скоростью и весом большегрузов не входит в полномочия ГП «Местные дороги». В обязанности предприятия входит эксплуатационное содержание дороги. И как раз договоренность о ремонте дороги после перевозки стройматериалов достигнута.
Что же касается «лежачих полицейских» и возможности направить фуры по объездной грунтовой дороге, то нам пояснили следующее:
- Объезд невозможен из-за потребностей подрядных организаций, привлеченных на строительство ветровых электростанций в Приазовском районе. Оснований для установки лежачих полицейских на этой автодороге нет. Ведь для этого нужно официальное изменение организации движения. В таком случае новая схема будет действовать и после завершения строительства, а это доставит неудобства местным жителям, - разъясняют в госпредприятии.
Речь идет о том, что грузовики, преодолевая «лежачих полицейских», будут тормозить и газовать, а это ничуть не тише, чем если они просто на ровной скорости проедут мимо.
Надо потерпеть
Так а кто же должен следить за тем, чтобы грузовики не превышали скорость и не перевозили больше положенного веса?
Это как раз прямые обязанности «Укртрансбезопасности». Однако сейчас эта структура работает настолько плохо, что с 17 июня президент Владимир Зеленский в рамках срочных мер поручил правоохранительным органам следить за нарушением габаритно-весовых ограничений на дорогах.
Так что сейчас единственным выходом из ситуации остается обращение местных жителей в органы Нацполиции.
Впрочем, представить, что полиция будет по ночам «сидеть в засаде» и контролировать скорость большегрузов и уж тем более их вес, крайне сложно. Тем более что для передвижных весовых комплексов, которыми возможно измерить реальный вес грузовика, нужны специально обустроенные площадки, которых, понятно, возле Мордвиновки нет.
Вот и остается местным жителям либо потерпеть - по обещаниям застройщиков первую очередь должны закончить в этом году. Либо самим выходить на дорогу и объяснять водителям, как надо ездить.
Тогда к решению проблемы подключится и полиция, и застройщик, и администрации разных уровней.