Как архитектор из Мелитополя Бутырскую тюрьму и замок Попова строил
Александр Агеенко: архитектор из Мелитополя, построивший замок возле Лысой горы
Запорожский журналист и публицист Владимир Шак рассказал еще одну интересную историю. На этот раз об архитекторе из Мелитополя, который строил тюрьму, церковь и замок.
Далее приводим текст В. Шака без изменений:
Давно известно, что славный запорожский край особой, живительной энергетикой – энергетикой добра, подпитывают – и защищают, конечно же, два объекта: остров Хортица и Каменная могила, что под Мелитополем. Если же от Хортицы провести прямую линию до Каменной могилы, примерно посередине обнаружится еще один любопытный географический объект – Лысая гора. Но сегодня мы не о ней будет вести речь, а о замке, который находится неподалеку от горы. Это известный далеко за пределами Запорожья Васильевский историко-архитектурный заповедник «усадьба Попова». Для генерала Василия Попова, внука основателя Васильевки, и был построен в степи в конце позапрошлого века этот замок. И как был построен! Даже от того, что осталось от него, дух захватывает.
Об авторе проекта дворцового комплекса, как правильнее и следует называть замок генерала Попова, до сих пор нет единого мнения. Впрочем, кто бы он ни был, главное, что ему удалось в одном архитектурном ансамбле соединить разные стили, от чего складывается впечатление, что замок возле Лысой горы строился… очень долго – не одним поколением его хозяев. Хотя это не так: замок был построен достаточно быстро. И строил его по готовому проекту городской архитектор Мелитополя Александр Агеенко [был, как тогда говорили, распорядителем работ], который как архитектор начинал с… перестройки Бутырской тюрьмы. Поэтому первоначально рассказ о нем я хотел назвать так: «Александр Агеенко – от тюрьмы до дворца». Но потом понял, что тюрьма – это крохотный эпизод в его биографии.
Что же это за человек был, получивший должность мелитопольского городского архитектора в 1888 году? И я начал искать о нем хоть какие-то сведения. И таки отыскал. В 1893 году гражданский инженер Гавриил Барановский выпустил «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров 1842-1892 годов». Открывает его небольшая статья, посвященная как раз Александру Агеенко [фамилия на «а»].
Проиллюстрирована статья двумя изображениями. На первом – Александр Агеенко, внушительного вида человек, чем-то неуловимо похожий на Чехова. А второе подписано так: «Замок генерала Попова в имении Васильево Мелитопольского уезда».
Похоже, это если не первое, то одно из первых изображений генеральского замка возле Лысой горы. Ну, а что автор рассказывает об Александра Наумовиче? А то, что гражданский инженер Александр Агеенко родился в 1853 году; первоначальное образование получил дома. В 1872 году поступил в Строительное училище – будущий Институт гражданских инженеров. Окончил курс в 1876 году со званием помощника архитектора и с правом на чин десятого класса. В июне того же года был определен на службу в министерство внутренних дел - с откомандированием в техническо-строительный комитет [по июнь 1879 года]. Тогда же состоял помощником производителя работ по постройке (перестройке) центральной пересыльной тюрьмы в Москве. Самостоятельную деятельность начал в 1879 году, занимая последовательно должности архитектора службы ремонта путей и зданий Ряжско-Вяземской железной дороги (1879), младшего архитектора Тамбовского губернского правления (1880-81), младшего архитектора Таврического губернского правления (1882-88), мелитопольского городского архитектора (1888-89).
«В течение этого времени, - добавляет автор сборника, Александр Наумович произвел множество построек общественных, церковных и частных. Из последних выдается замок генерала Попова в его имении Васильево Таврической губернии». И далее: «Выйдя в отставку в августе 1890 года, Александр Наумович занимается частною практикою, главным образом, постройкою церквей в Таврической губернии и, между прочим, окончательной отделкой упомянутого замка». Насколько я понял, генерал Попов за работу архитектора заплатил столько, что он отказался от казенной службы и занимался тем, к чему лежала душа.
В сборнике также приводится список объектов, возведенных Александром Наумовичем в Приазовье. Это церковь в селе Гюновка Бердянского уезда; колокольня и расширение церкви в Бердянске; колокольня при церкви в Ногайске; церковь в селе Петропавловск Бердянского уезда; церковь в селе Новопавловске Бердянского уезда; церковь в селе Федоровка Мелитопольского уезда; церковь в селе Владимировке Мелитопольского уезда; церкви в селах Кизияр и Ивановке [по готовому проекту] Мелитопольского уезда; церковь в селе Юзкуй Мелитопольского уезда, церковь в селе Белозерске Таврической губернии [по готовому проекту]. Сегодня Белозерск, кстати, это Малая Белозерка Васильевского района Запорожской области. А еще Александр Агеенко был автором проекта мелитопольской церкви Кирилла и Мефодия, которая строилась как домовая церковь при Реальном училище [сохранилась, но во время реконструкции значительно перестроена] и Покровской церкви в селе Борисовка Бердянского уезда [ныне Приморского района Запорожской области], которая, к сожалению, не сохранилась. А в Крыму – в Белогорском районе, действует церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Троице-Параскевиевском Топловском монастыре. Построенная в 1863 году, через двадцать четыре года она была перестроена и расширена по проекту инженера Александра Агеенко; тогда же к ней была пристроена колокольня.
После 1894 года, завершив работы на замке Попова, Александр Агеенко уезжает в Москву, где становится членом Московского архитектурного общества. Доходный дом князя Сергея Щербатова на Новинском бульваре – это одна из его потрясающих работ, которая удивляет и сегодня. А в 1914 году проект здания [архитектор Александр Таманян] был удостоен золотой медали конкурса лучших построек Москвы. И это, пожалуй, все, что я отыскал о создателе замка генерала Попова возле Лысой горы. Где он родился, не известно, когда умер - тоже. Правда, известно, что его отец, Наум Никифорович, был медицинским инспектором Рижского военного округа; в службе состоял с 1842 года, а в 1869 году имел гражданский чин четвертого класса – был, то есть, действительным статским советником. Или гражданским генералом: этот чин приравнивался к армейскому чину «генерал-майор».