Квартиры с проблемами
- Первое, с чем столкнулись, - рассказывает Яна, - это забитое окно. - В глаза бросился еще целый ряд существенных недоделок. Составили список, отдали строителям. А пока поселились у моих родителей в Спасском.
В середине июня решили переехать. Поднялась я на свой седьмой этаж, а дверь не открывается. Представитель строительной организации-подрядчика, к которой обратилась, сказала, что слесарей у них нет, денег людям не платят, посему ничего делать не будут. И добавила: если вы в ближайшее время не откроете квартиру, напишу в горисполком, что жильцы отказываются от жилья, тогда взломаем дверь, и будем обустраивать квартиру как государственную.
В общем, шутя или серьезно, но напугала. Куда я только не обращалась со своей проблемой - в горисполком, райадминистрацию, - все без толку. Пообещают прислать специалиста, и на этом все заканчивается. Муж лежит в больнице, отец приехал, не смог открыть дверь - ручка проворачивается, и все. Что делать?
С этим вопросом Яна и пришла в редакцию. В этот же день, в пятницу, 2 июля, мы с фотокором прибыли "на место событий". Девятиэтажный дом встретил нас тишиной и пустыми глазницами квартир двух подъездов. Строителей мы не увидели. Возле третьего, среднего, подъезда, который заселен, ждал работник КП "Жилсервис" (так он представился) с "фомкой" в руках. (Это коммунальное предприятие как раз и будет обслуживать новый дом.)
- Вы из горисполкома? Сказали, какая-то комиссия будет, вот начальство меня и прислало.
- Мы из "МВ". Но почему бы вам, - спрашиваем, - не помочь открыть дверь Мамбетовым? Как раз пришла и Яна с маленьким Рафаэлем на руках. И наш визави взялся за дело. И хоть не очень быстро, но справился с задачей. Через минут пятнадцать мы вместе с хозяйкой сумели войти в квартиру. Жить, конечно, в ней можно. Но недоделок - уйма. Так, линолеум поднялся, панели разной ширины. Обои наклеены кое-как, плитка в ванной страшная, замусоленная.
Примерно такая же картина и в других квартирах. Со своими нюансами. У Дробот, например, в одной из комнат линолеум "украшают" капли белой краски и круги от банок. Да, не для себя строили (подрядчик "Райагрострой") - для чужого дяди!
Устранение недоделок займет у новоселов много времени и потребует немало средств. "Надо лет десять прожить, чтобы довести квартиру "до ума", - говорят жильцы. Но не это больше всего беспокоит военнослужащих, их семьи, а соседство с недостроенными подъездами. Сумеют ли их хотя бы застеклить, как обещают? На большее, говорят, нет денег. А если не застеклят, будут ли отапливать средний подъезд и одновременно "улицу"? Котельная для дома построена, но, говорят, еще нет какого-то дорогостоящего прибора.
Не работает в доме и лифт. Жильцам объяснили, что не хватает какой-то детали, и пока нет денег (около 5 тыс. грн.) на ее приобретение. Представьте, каково было затягивать мебель на седьмой-девятый этажи! Говорят, свою работу грузчики оценивали в 45 грн. за этаж. Всплыла еще одна "непредвиденная" проблема. Новоселам нужен телефон. Дом на отшибе - как обойтись без связи? "Укртелеком" готов пойти навстречу. Но, оказывается, строители не прорыли траншею и не проложили асбесто-цементную трубу.
- Нельзя сказать, что нас совсем бросили.
- говорит Лидия Павловна Дробот, старшая по дому. - Приезжали кураторы из Министерства обороны, интересуется ходом дел городская власть. А вот руководителя фирмы-подрядчика Вячеслава Либегу уже две недели найти не можем, даже мобильный телефон не отвечает. Не отвечают, как я убедилась, и обычные телефоны "Райагростроя". Существует ли это предприятие?
В общем, люди обживают дом. Несмотря на то, что им еще не выдали ордера - якобы не готовы необходимые документы - ведь у многих они сгорели. И надеются, что вот-вот им выплатят обещанную компенсацию за материальный ущерб. Кому - 2 тыс. грн., кому - 10. В зависимости от потерь. Хотя вряд ли их можно возместить за самую большую из названных сумм. Ведь добро наживалось годами. А тут приходится начинать с нуля.
Но большинство из пострадавших от "артналета" рады, что не остались на улице. " Спасибо, - говорят, - что не бросили нас в трудную минуту. Главное, все живы и здоровы! А остальное приложится". Можно, конечно, рассудить и так. Но, на мой взгляд, государство (в лице чиновников), по вине которого люди остались без крова, обязано проявлять больше заботы о пострадавших. Во всяком случае, они не должны обивать пороги, добиваясь решения своих проблем.