Растаможка автомобилей: новшества от Кабмина
Украинцы приобретают до 25 тысяч подержанных машин в месяц. Их доступность привела к тому, что крупные города буквально тонут в пробках. Государство решило взяться за решение проблемы, но как всегда своеобразно: Кабмин предложил снизить цену на ввоз, но усложнить процесс регистрации. Какие новшества ожидают автомобилистов в ближайшее время?
Оборот подержанных авто в Украине увеличивается с каждым годом. Так, на каждую машину из салона приходится четыре “битка” из США или Европы. Половина импортных б/у автомобилей старше десяти лет и имеют значительный пробег. Вопрос оценки такого транспорта при растаможке был и остается открытым.
Еще в начале 2019 года ГФС запустила горячую линию по “ценовым” вопросам растаможки. Максим Нефедов, бывший глава таможенной службы, сначала предложил оценивать автомобили по немецким каталогам Schwacke. Система была непрозрачной и имела лазейки для мошенничества с накруткой пробега. В итоге сам глава ТС эту систему раскритиковал и предложил составить единую базу растаможенных автомобилей. В конце 2019 года на сайте Таможенной Службы заработал калькулятор растаможки https://americamotors.com/customs, который вычисляет стоимость на основе ранее ввезенных авто.
Правда, на стоимость таможенных сборов это никак не повлияло: она все еще может равняться стоимости самого автомобиля.
В настоящее время растаможка включает в себя:
-
пошлину на импорт;
Для подержанных авто из США она составляет 10% от его покупной стоимости.
-
НДС;
Размер налога - 20%. Исключение составляют электрокары, для которых действует ставка в 0%.
-
пенсионный сбор (3-5% от покупной стоимости);
-
акцизный сбор;
На волне всеобщего недовольства плавающей стоимостью акциза ВР Украины внесла законопроект № 3704 “Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо упорядкування структури акцизного податку”. Его суть сводится к предоставлению льгот на ввоз легковых и грузовых авто до 3,5 тонн участникам ООС. Ветераны с гос. наградами освобождаются от НДС с некоторыми ограничениями. Это вызывает новые вопросы: почему только ветераны и участники войны на Донбассе? А как же переселенцы? Как же врачи, борющиеся с эпидемией COVID-19?
Еще одна инициатива Кабмина - ужесточение правил ввоза импортных авто, в том числе и машин из США. В настоящее авто из Америки ввозятся в Украину на основе карточки об утилизации (т.н. “тайтла”). Депутаты намерены упразднить этот документ, однако альтернативы ему еще не придумали.
По мнению Кабмина, эксплуатация такого транспорта небезопасна. Эксперты отмечают, что б/у автомобили из Америки часто приезжают в хорошем состоянии и суть “утилизации” сводится к нескольким царапинам на кузове. При этом стоимость такого транспорта на 20-30% меньше, чем у украинских аналогов. Это основная причина их популярности: только в 2019 году территорию страны пересекли более 85 000 единиц б/у авто из Америки.
Какие документы будут необходимы для регистрации “битка” из Штатов, не знают и в сервисном центре МВД. Сложность в том, что в каждом штате - своя процедура выдачи регистрационного документа.
Автомобилистам к этим нестыковкам не привыкать: новшества в таможенном оформлении в Украине происходят почти ежегодно.