Как трудоустройство в Польше через лицензированную компанию обернулось катастрофой
Не все то золото, что блестит: как трудоустройство в Польше через лицензированную компанию обернулось катастрофой для жительницы Мелитополя.
Сайту "МВ" девушка рассказал свою историю. И подчеркнула - просит оставить все реальные фамилии и телефоны, чтобы возможные клиенты данных рекрутеров видели реальный отзыв.
Далее текст от первого лица.
По состоянию на 2020 год в Польше официально трудится более полумиллиона украинцев. К их числу захотела присоединиться и я, чтобы поправить финансовое положение. В пользу такого выбора свидетельствовали многочисленные положительные отзывы соотечественников, рассказы знакомой, которая недавно вернулась из Польши, проработав там 3 месяца по безвизу. Именно она дала контакты человека, помощью которого пользовалась сама. С этого момента началась история о том, как не всем везет выигрывать в лотерею под названием «Выбери хорошего посредника по трудоустройству».
Подготовительный этап и первые проблемы
В качестве отправного контакта я получила данные некого Александра Воробья (польский номер телефона: +48607121254), но из-за того, что он напрямую сотрудничает только с теми, кто едет по безвизовому режиму, Александр перенаправил меня к украинскому менеджеру. Зовут ее Константинова Марина Ивановна (украинские номера телефонов: 0675582825 и 0995044520). Ее место работы находится в Одессе.
Беседовала я с Мариной несколько раз. Ничего подозрительного во время этих разговоров не всплыло, так как отвечала она оперативно. Даже не насторожило то, что за услугу приглашения на работу требовалось заплатить 50 долларов. Забегая наперед, отмечу, что официальные рекрутеры никогда не берут с кандидатов деньги за вакансию, так как это противоречит правилам, но в момент перевода средств я еще об этом не знала. Я проверила данные Марины через поисковые системы. Компания с названием Euro Work (как написано на ее аватарке в Viber) действительно есть в Одессе. После того как приглашение на работу (поляки называют его Oświadczenie – «Освядчення») было получено, я внимательно изучила данные о польской стороне, выступающей агентством по трудоустройству.
Компания носит название Grupa Progres. У них есть официальный сайт на украинском и польском языках, представительства в Украине. Проверка через судебную и налоговую систему тоже показала, что компания благонадежная. В качестве ответственного лица «Группа Прогресс» был указан все тот же Александр Воробей (vorobei@grupaprogres.pl). В общем, никаких странностей компания, как и предложенное место работы – на складе бренда одежды H&M, не подразумевала.
За 2 дня до выезда менеджер Марина подтвердила, что работа остается в силе, прислав адрес для прохождения обсервации в Познани (ул. Глоговска/Głogowska 114). Она заверила, что место находится в 15-20 минутах от автовокзала (на деле же пришлось идти около 50 минут), и заплатить нужно будет за 10 дней обсервации 350 злотых. Контакты польского куратора не дали, аргументировав это тем, что деньги за обсервацию придет забирать лично Александр Воробей. Тогда-то он все расскажет подробно. Это тоже не насторожило, потому что до момента отъезда он выходил на связь через Facebook, где был указан его номер телефона.
Первые трудности начались на границе. Сейчас каждый въезжающий в Польшу должен заполнять анкету, где указываются данные о прохождении места обсервации. До отъезда я несколько раз спрашивала у Марины, нужно ли предварительно покупать польский номер телефона, ведь потребуется потом установить приложение для отслеживания проведения карантина. Она все время отвечала, что номер не нужно покупать, да и приложение можно не скачивать. На границе же потребовали вписать именно польский мобильный номер телефона: свой или куратора. Стационарный номер компании, который я вписала в анкету, их не устроил, а вернуться обратно в автобус (я пересекала границу автобусным рейсом), чтобы найти номер Александра, не разрешили. На паспортном контроле пограничник заявил на польском, что: «Или мобильный номер, или я отправляю вас обратно домой». Выручил водитель автобуса. Он принес запечатанный стартовый пакет, который я уже активировала на территории Польши.
Уже в тот момент я стала подозревать неладное, ведь на деле оказалось, что менеджер Марина не является компетентным сотрудником, который в курсе изменений польских правил.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Место обсервации встретило сломанным замком в комнате, шатающимся краном, грязным душем и нестиранными завалами постельного белья предыдущих жильцов, неработающей конфоркой, отсутствием одеяла и предупреждения о том, что средства для уборки и мытья посуды нужно покупать самостоятельно. В некоторых «карантинных общежитиях» бытовую химию выдают бесплатно, а тут даже никто не предупредил, что их следует купить заранее, ведь с началом обсервации выходить на улицу запрещено.
Но самым большим недостатком было отсутствие горячей воды и отопления. Судя по рассказам соседей, началось это еще за несколько дней до моего приезда. Приходил какой-то мастер, но ничем помочь не смог. Пришлось купаться не просто в холодной воде, а ледяной, из-за чего на следующий день дал о себе знать насморк.
Когда на следующий день явился человек для сбора денег за жилье в период обсервации, оказалось, что Александр, как обещала менеджер Марина, не занимается этими вопросами. Все делает женщина по имени Ирина (польский номер: +48788947406), которая представилась завхозом и, как оказалась, является женой того почти что мифического Александра. Он же, по словам супруги, попал в больницу (до конца обсервации так и не удалось ни разу выйти с ним на связь). На вопрос о том, как происходит трудоустройство, Ирина уверила, что из польского офиса перезвонит ответственный куратор, и для верности даже записала мой активизированный польский номер телефона, чтобы передать его по адресу.
Так как всем соседям тоже звонили из офиса сами, это не вызвало подозрений. Ровно до того момента, когда через несколько дней обсервации выяснилось, что все те, кто жил в «карантинном общежитии» от Grupa Progres, оказались без работы. Им просто звонили и говорили, что работы нет, и теперь нужно или самостоятельно ее искать, или ехать домой. Разговор короткий и даже не предусматривающий извинений.
После таких новостей я стала волноваться. Позвонила Марине, которая уверила, что разговоры соседей меня не должны касаться. По рабочему номеру господина Воробья звонки благополучно игнорировали. Только вечером с него перезвонила неизвестная, которая имени не назвала (впоследствии выяснилось, что барышню зовут то ли Тамила, то ли Томила). Она оказалась представительницей польского офиса «Группа Прогресс», которая весело подтвердила, что работы нет и единственное, чем она может помочь – дать контакты рекрутера вообще другой компании. И все: ни извинений, ни толковых объяснений. Все, о чем твердила Томила в этом и последующих разговорах – Grupa Progres не виновата в том, что работы нет, а это руководство H&M отозвало вакансии. На вопрос о том, почему меня не предупредил украинский менеджер перед выездом, ведь я же спрашивала, и почему никто не связался после заселения на обсервацию, внятного ответа не последовало.
Ради полноты картины я даже связалась по всего 2 выданным ею контактам рекрутеров других компаний. В одном сообщили, что работы нет, а во втором сообщение прочитали, но проигнорировали. Вот и вся помощь. Попытки самостоятельно найти работу даже в других городах после многочисленных обращений терпели фиаско, так как все было занято на нужные мне даты, а оставаться за свой счет в Польше еще 3-4 недели – очень дорого.
Объявление войны
Весь период обсервации, когда стало понятно, что даже лицензированная компания может бросать клиентов, я посвятила поиску ответов на вопросы о том, что же делать в такой ситуации. Во-первых, предстояло решить вопрос с отсутствием отопления и горячей воды. Это была настоящая битва титанов, ведь напоминать о себе завхозу Ирине пришлось ежедневно. Она заявляла, что домовладелец даже не знал о том, что нагреватель сломан (это выглядит странно, потому что как тогда приходил мастер, который, по словам соседей, не смог починить систему до моего заселения). Только спустя 5 дней горячая вода появилась, и это не считая того, сколько люди прождали до этого. Так как дело сдвинулось с мертвой точки, я связалась с Ириной снова, напомнив о неработающем замке и других поломках. Ответ меня просто поразил: «У меня сегодня очень хорошее настроение. Всё в Польше готовятся к рождеству. Я еду за елочкой. Сегодня выходной.. (Прим: была суббота) И только вам пофиг : ) вы настырно пытаетесь испортить настроение всем кто реально хочет вам помочь» (Прим: орфография и пунктуация автора сохранены).
Такое отношение (пусть люди живут в леднике и арктических водах купаются, не говоря уже о других проблемах) явственно свидетельствует о том, как относятся к клиентам. Обычно, как показала практика соседей, все молча терпят, а компания привыкла к этому. Здесь берут огромные деньги за обсервацию, а потом бросают приезжих на произвол судьбы. Кстати, когда Ирина пришла забирать деньги от других жильцов, на вопрос о том, как продвигаются дела с ремонтом всего другого поломанного, она очень удивилась, сообщив, что впервые об этом слышит. Видимо, на сообщения с ее номера отвечает забывчивый искусственный интеллект.
Вторым пунктом плана борьбы был поиск ответственного за то, почему я осталась без работы. Чтобы это выяснить, пришлось открыть в себе детективные способности. На деле оказалось, что украинская менеджер Марина Константинова работает не по тому адресу, который находила поисковая система при поиске расположения офиса Euro Work. С возникновением первых проблем она перестала брать трубку и отвечать на сообщения, хотя все еще их читает.
В «Группа Прогресс» заявили, что она не имеет к ним никакого отношения, так как является фрилансером. Так как господин Воробей все еще в больнице, а его помощница Томила, которая сообщила, что не отвечает за рабочие вопросы компании и занимается другим фронтом работ (отличная организация обслуживания!) не знает ничего о Марине, помочь мне никто не может. К сожалению, самостоятельный поиск данных о госпоже Константиновой выдает только данные в соцсетях, предположительное старое место работы и… объявление о продаже авто в Ширяево (Одесская область).
После того как стало понятно, что Томила перекладывает ответственность за случившееся на меня (аргумент о том, что я сама виновата, ведь приехала перед праздниками, выглядит слабо, ведь в Польше не работают только на Рождество и Новый год, а другие компании все еще активно продолжают вести наборы людей), я решила, что рядовой менеджер делу не поможет. Поэтому связалась с главным рекрутером по иностранцам, контакты которого были указаны на сайте Grupa Progres. И это был первый человек, который признал, что вина лежит на менеджере, который не предупредил об отсутствии работы ни еще в Украине, ни по приезду в Познань. Главный рекрутер Екатерина проверила мои данные в системе набора кадров, и оказалось, что я закреплена не за Мариной Константиновой, а за все тем же неуловимым Александром Воробьем.
После этого я связалась с украинским представительством компании. Тут мне помогла менеджер Юлия из Кропивницкого, которая была в шоке от происходящего. Именно она напрямую связалась с начальником офиса господином Пшемеком, после чего, наконец-то, починили отопление и горячее водоснабжение.
Последней инстанцией стал главный офис Grupa Progres. Туда я отправила письмо на английском. Ответ пришел не сразу, но даже тут сообщили, что помочь не могут (не знаю, кто конкретно отвечал на письмо), перенаправляя в бесполезное познаньское отделение, заявив, что это «сложная ситуация». А потом и вовсе перестали отвечать, включая просьбу передать контакты вышестоящего начальства или юридического отдела для заявления о возврате потраченных средств на обсервацию в плохих условиях, не говоря уже о тратах, которых удалось бы избежать, зная, что работы нет.
Обратилась я и в администрацию Познани, где, согласно публикациям СМИ, есть украиноязычные операторы. На деле же, может, они там и были когда-то, но теперь уже нет.
Теперь мне предстоит найти способ вернуть потраченные на поездку деньги, в том числе и получить 50 долларов от Марины за приглашение (которое должно было быть вообще бесплатным), которым я так и не смогла воспользоваться из-за неправдивых сведений. В юридической консультации подсказали, что вопрос можно решить двумя путями: либо завершить все в мирном ключе, либо написать заявление в полицию. Причем порекомендовали писать и на Марину, и на Александра.