Годовщина катастрофы украинского самолета в Иране: главные факты

Просмотров: 671
8 січня 2021 10:26

 Ровно год назад, 8 января 2020 года, в небе над Тегераном иранские военные сбили пассажирский самолет Boeing 737 рейса PS-752 компании "Международные авиалинии Украины". В результате инцидента погибло 176 человек.

События перед инцидентом

Инцидент с самолетом МАУ возник на фоне обострения в отношениях между США и Ираном. 27 декабря 2019 года Иран атаковал ракетами базу США вблизи иракского города Киркук, после чего был нанесен ответный удар по объектам шиитской организации "Хезболла", которую поддерживает Иран, в Сирии и Ираке. Это вызвало нападение на американское посольство в Багдаде.

В ночь на 3 января 2020 США провели спецоперацию по ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани, который, по мнению американских спецслужб, руководил атакой на дипломатическое представительство США. После убийства Сулеймани Иран атаковал военные базы США в Ираке.

В то время, когда совершался рейс украинской авиакомпании, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запретило американским авиакомпаниям осуществлять пассажирские и грузовые перелеты в воздушном пространстве над Ираном и Ираком, а также над водами Персидского и Оманского заливов.

Жертвы и версии авиакатастрофы

Трагедия произошла в 6.14 (по иранскому времени) 8 января 2020 года. В результате авиакатастрофы погибли все, кто находился на борту: 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Гражданами Украины были все члены экипажа и двое пассажиров, остальные - граждане Ирана и Канады. Среди погибших - 24 несовершеннолетних, из них 19 детей до 12 лет.

После падения самолета иранские власти направила на место катастрофы следственную группу. Украина также сразу заявила о намерении направить экспертов на место трагедии.

Иранская сторона сначала настаивала на том, что причиной трагедии, вероятно, стал технический сбой, приведший к возгоранию двигателя. Версия с технической неисправностью самолета позже была исключена. Версия теракта была отвергнута практически сразу.

Как проходило расследование

Первые видеоматериалы атаки самолета ракетой с привязкой к местности были опубликованы расследователями Bellingcat 9 января. На следующий день украинские эксперты получили доступ к самописцам и деталям сбитого самолета. Спецслужбы США к этому времени заявили, что самолет был сбит иранской системой ПВО российского производства Тор-М1.

Через три дня после трагедии, 11 января, президент Ирана Рухани признал, что самолет был сбит ракетами, выпущенными иранскими военными из Корпуса стражей Исламской революции.

Только 20 января во время визита в Украину министра инфраструктуры Ирана Мохаммада Эслами было достигнута договоренность о передаче бортовых самописцев, которая долгое время не выполнялась. 25 января в МИД Ирана сообщили, что сбивший самолет военный находится в тюрьме.

Из обнародованных в СМИ записей переговоров между диспетчером и пилотом местной авиакомпании 2 февраля стало известно, что в диспетчерской службе аэропорта Тегерана знали, что лайнер МАУ был сбит ракетой. После обнародования этих записей сотрудничество Ирана с Украиной в вопросе расследования авиакатастрофы было приостановлено. Однако уже 4 февраля Иран заявил, что сотрудничество будет продолжаться.

Из-за пандемии коронавируса 29 марта Иран временно приостановил расшифровку бортовых самописцев. 23 мая представители Ирана заявили, что в катастрофе виноват оператор ракетной системы, который нарушил правила открыв огонь "без разрешения".

В июне Иран официально запросил технической помощи в расшифровке самописцев. 23 июля Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции завершило их анализ. Результаты подтвердили факт внешнего вмешательства в работу самолета.

30 июля у Киеве начался первый этап переговоров с Ираном относительно сбитого украинской "Боинга", которые продолжаются до сих пор.

23 августа Иран обнародовал данные бортовых самописцев. Стало известно, что "черный ящик" прекратил запись полетных данных в 6:14 утра по местному времени из-за попадания обломков первой ракеты в самолет. До взрыва самолет летел в обычных условиях.

25 ноября стало известно, что в проект бюджета Ирана на 2021 год включены 200 млн евро из Фонда национального развития на компенсации за катастрофу МАУ. Позже иранская сторона заявила, что готова выплатить семьям погибших в катастрофе по 150 тыс. долларов.

Собственный отчет по расследованию 15 декабря 2020 года обнародовала Канада. Через неделю, 22 декабря, появилась информация о том, что свой отчет обнародовал также Иран. Украина получила проект отчета только 31 декабря, свои замечания украинская сторона может сделать на протяжении двух недель, то есть до 14 января.

Источник




Похожие новости: