Украинцев ждут повышение цен и дефицит импорта
Карантину, на который отправили страну, нет и недели, но предприниматели уже подсчитывают убытки. Сотни тысяч бизнесменов сейчас сидят без работы (или почти без нее), но налоги никто не отменял. Ценники после окончания локдауна готовы пересматривать почти все опрошенные "Вестями" предприниматели. Уверяют, что больно по ним ударили также повышение минимальной заработной платы и тарифов на коммунальные услуги.
50 тысяч чистых убытков
Галина Капитон из Черкасс содержит магазин детских товаров и, по ее подсчетам, даже такой короткий перерыв загонит ее в долговую яму. "При запрете работать я должна заплатить 1200 грн единого налога плюс 1320 грн ЕСВ, умноженного на пять продавцов. А еще коммунальные с эксплуатационными. В итоге — 25 560 грн прямого ущерба. Да, я получила 8 тыс. грн от государства, но это ни о чем. Весной у меня был убыток в 40 тыс. грн, если к нему добавить 25,5 тыс. грн январского и отнять 8 тыс. грн — в общей сложности суммарный убыток моего бизнеса составляет 57,5 тыс. грн", — рассказывает "Вестям" Галина.
При этом, как признаются предприниматели, весенние убытки, которые они понесли, им еще не удалось покрыть. В итоге снова стоит вопрос: или работать нелегально, или увольнять сотрудников, или повышать стоимость товара.
Владелица салона красоты Елена Станко, чтобы удержаться на плаву после весеннего перерыва, была вынуждена поднять цены на услуги минимум на 50 грн. И то, как призналась "Вестям" Елена, в плюс она не вышла — едва смогла погасить долг за аренду. У нее работают четыре парикмахера и два мастера по ногтям.
"Когда бизнес работает, доход компенсирует все расходы, еще и приносит небольшую прибыль. А когда не работает, а налоги, зарплату и коммунальные с арендой надо платить, другого выхода как повышать стоимость услуг я не вижу", — рассказывает "Вестям" Елена. Сейчас салонам красоты работать разрешено, но есть другая беда — повышение цен на свет и воду придется закладывать в стоимость услуг.
Поставки отложили
Цены у всех будут расти, говорит глава ГО "Союз защиты предпринимателей" Сергей Доротич, поскольку увеличились затраты. "Бизнес обязывают приобретать средства защиты за свой счет. Кроме того, бизнес должен думать, как выплатить зарплаты сотрудникам, на что закупить товары, оплатить аренду и коммунальные счета, которые выросли, заплатить налоги, которые также в этом году увеличились. Власть вместо либерализации вводит новые механизмы контроля и давления. Последнее время сотрудники контролирующих органов начинают нагло вести себя во время проверок по фиктивным жалобам. Все сводится к вымогательству денег. А подобные непредвиденные расходы закладываются в себестоимость товара. Ничем хорошим это не закончится. Минимум цены могут подняться на 30%", — прогнозирует "Вестям" Сергей Доротич.
Еще одна плохая новость — ожидаемый дефицит некоторых товаров. "Локдаун, снижение покупательского спроса — по этим причинам мы сейчас сократили поставки. Кроме того, непонятно, что будет с долларом, какой курс закладывать. Так что пока подождем", — рассказывает "Вестям" Валерия Круг, которая занимается торговлей одеждой из Италии. Доротич подтверждает: проблемы с поставками некоторых товаров есть уже сейчас. И особенно это касается импорта промгруппы.
Момент истины в феврале
Впрочем, как отмечает глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Киева Руслан Соболь, только потребитель будет устанавливать правила. И ценовые в том числе. Ведь прейскурант повысить — не проблема, а вот кто покупать будет. "Когда мы выйдем из локдауна, только тогда можно будет оценить, насколько потребитель вообще готов что-то покупать. Кардинально ничего не изменится разве что в продуктовой группе. И хотя они могут первые поднять стоимость товаров, люди все равно будут покупать, заедать стресс. А следом будет расти стоимость услуг и промтоварной группы", — рассуждает в разговоре с "Вестями" Руслан Соболь.
А вот рестораны пока придержат старый прейскурант. "Повышение цен, как правило, при каких-то инфляционных событиях начинается через месяц. Постепенно, без резких движений, чтобы не получить отток клиентов. После зимнего локдауна цена останется, более того, скорее всего, будет много акций, бонусов и разных приятных "заманушек". К тому же еще непонятно, как поступить в период роста коммунальных платежей. Сейчас, в январе, у рестораторов есть возможность серьезно сэкономить, закрыв заведение, отправив сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Многие даже отказались от работы на доставку. А февраль все расставит по своим местам. Поэтому раньше марта ресторанный бизнес не будет предпринимать никаких серьезных шагов", — рассказывает "Вестям" директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова.
Что дорожало в прошлом году
В прошлом году инфляция составила 5,0%, что чуть больше, чем в 2019 году — тогда она была на уровне 4,1%, сообщает Госстат. Продукты питания подорожали в среднем на 5,2%. Больше всего выросли в цене: сахар — на 47,7%, яйца — на 30%, подсолнечное масло — на 21,7%, фрукты — на 12,9% и хлеб — на 8,5%. В то же время овощи подешевели на 12,1%.
Цены на алкогольные напитки и табачные изделия увеличились на 9,2%, а на одежду и обувь снизились на 7,3%.
Зато жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива подорожали на 13,6% (в том числе газ — аж на 56,3%).