Новые правила вызова "скорой": что изменилось для мелитопольцев
С 1 января «скорая» в Украине должна была начать работать по обновленным правилам. Во всяком случае, это предусмотрено постановлением Кабмина от 16 декабря 2020 года. Что это значит для мелитопольцев, попытались выяснить журналисты МВ.
Так, согласно новым правилам, все вызовы, которые поступают к диспетчеру, он должен будет поделить на четыре категории: критические, экстренные, не экстренные и непрофильные. Именно от того, к какой категории диспетчер отнесет вызов, будет зависеть то, как быстро приедет бригада и приедет ли вообще.
На критические вызовы медики обязаны реагировать моментально, бригада должна прибыть по указанному адресу в течение 10 минут и, предполагается, что пациент настолько плох, что требует реанимации. К критическим, согласно разработанным Кабмином критериям, относятся все случаи, которые сопровождаются отсутствием дыхания или его неэффективностью, признаками массивной кровопотери. Предполагается, что такие состояния могут быть вызваны травмированием, воздействием внешних факторов (удар током, молнией, и т.д.), в результате отравления, интоксикации, от укусов животных, насекомых и пр. Как критические могут быть расценены и состояния пациентов, которые спровоцированы острыми или хроническими заболеваниями.
Экстренные вызовы тоже требуют приезда медиков «скорой», но не столь оперативного. Согласно новым нормативам, бригада может добираться по указанному адресу до 20 минут. Экстренными считаются вызовы к пациенту, у которого нарушено сознание, есть признаки кровотечения или острого коронарного синдрома, мозгового инсульта, наблюдается расстройство дыхания. Предполагается, что все эти состояния могут быть вызваны теми же причинами, что и критические, просто выражены они не так остро.
Неэкстренные – это вызовы к пациентам, которым нужна медпомощь, но не срочно. Их состояние вполне позволяет лично обратиться к врачу или в ближайший травмпункт. В таком случае диспетчер «скорой» должен рекомендовать больному обратиться к своему семейному доктору или в ближайшее отделение экстренной медицинской помощи. В исключительных случаях, если у пациента нет возможности самостоятельно добраться до больницы, диспетчер может таки направить бригаду «скорой» по указанному адресу.
И, наконец, существуют так называемые непрофильные вызовы. Они предполагают, что пациентам может быть достаточно телефонной консультации медика. Или, опять же, больным рекомендуют посетить своего семейного врача.
Решить, к какой именно категории относится поступивший вызов, задача диспетчера. Предполагается, что он сможет определить состояние пациента в соответствии с перечнем причин обращений и жалоб, определенного МОЗ. То есть существует список вопросов, ответы на которые дадут представление диспетчеру о том, насколько плох пациент. И дай Бог, он не ошибется. Учитывая, что в «скорую» люди звонят чаще всего напуганные и взвинченные – шансы велики.
Но на самом деле, для самих пациентов пока мало что изменилось. Количество выездов бригад «скорой», которые базируются в Мелитополе и регионе практически не изменилось с началом года, да и структура их почти такая же, отмечают медики. К тому, что все вызовы по номеру «103» поступают диспетчеру в Запорожье, мелитопольцы уже привыкли. Смирились, что в выезде могут отказать, если причина не очень веская. Ведь критерии распределения обращений существовали ранее, лишь назывались иначе. Именно для того, чтобы определить степень тяжести пациента, диспетчер настаивал на беседе с самим пациентом, если тот в состоянии говорить, а не с его соседями или родственниками. Об этом сайт МВ уже рассказывал.
Консультации по телефону - тоже не новинка для врачей «скорой». И ранее им приходилось давать рекомендации испуганным жителям, что делать, если некритично поднялось давление или если невысокая температура. Но если пациент настаивает – к нему таки выезжает бригада. Традиционно у службы экстренной медпомощи есть «постоянные клиенты», которые звонят чуть ли не каждый день и они уже научились отвечать на вопросы диспетчера так, чтобы медики к ним таки выезжали.
Единственное, что вызывает опасение – соблюдать отведенные нормативы прибытия «скорой» для критических и экстренных вызовов получается не всегда. Даже при условии, что во всех автомобилях «скорых» установлены GPS-навигаторы и бригады выезжают на вызов незамедлительно, в 10 минут удается вложиться лишь в половине случаев. Если адрес в центре города, погода нормальная, а улицы освещены – врачи прибудут в срок. А вот если приходится добираться в отдаленные районы города по бездорожью, или в ту же Константиновку или Вознесенку, когда их бригада занята – то в норматив не вложатся. Правда, в Постановление Кабмина есть лазейка на этот счет: «учитывая возможность возникновения обстоятельств, не зависящих от организации системы предоставления экстренной медицинской помощи (усложненное дорожное движение, метеорологические условия, сезонные особенности, эпидемиологическая ситуация и т.п.), допускается превышение указанного норматива, но не более чем в 25 проц. случаев. Вот на эту оговорку и будут ссылаться бригады «скорых». Ведь, прописав нормативы, никто не позаботился об увеличении количества бригад, улучшении автопарка или мест дислокации пунктов базирования «скорых» в регионе.