Реинтеграция Донбасса: украинизация, люстрация и через пять лет выборы
На украинизацию населения неподконтрольных Донбасса и Крыма отводится два года после возвращения этих регионов под контроль Киева. И только по истечении этого срока жители смогут избирать там местную власть.
Такие нормы содержатся в законопроекте о переходном периоде, который на прошлой неделе опубликовало министерство по делам временно оккупированных территорий.
В черновике документа указаны методы, которые будут применяться для предотвращения следующей "оккупации". Среди прочих (укрепление армии, границы и т.д.) там озвучены следующие мероприятия:
- гуманитарная политика, направленная на восстановление национальной памяти украинского народа;
- господдержка изучения украинского языка и истории, и в целом образовательной политики.
Курировать оба направления будет скандальный Институт национальной памяти, говорится в драфте законопроекта, который министерство вынесло на обсуждение.
Тот же "институт Вятровича" будет следить, чтобы на всех освобожденных территориях праздновались новые памятные даты и строились мемориалы "жертвам агрессии России".
"Нет" - амнистии, "да" - люстрации
В законопроекте перечисляются следующие основания, на которых будет базироваться политика Киева на возвращенных территориях.
В списке - много общих понятий вроде "верховенства права" или "законности". Но есть и более конкретные - например, "унитарность", "неотвратимость наказания за самые серьезные преступления", права коренных народов и нацменьшинств.
Что касается защиты прав коренных народов, то здесь речь только о караимах и крымских татарах, которым гарантируется право на "защиту от ассимиляции". То есть - особые языковые и культурные права.
По нацменьшинствам же информации еще меньше - проект отсылает на украинский закон "О национальных меньшинствах", ничего к нему не привнося. То есть ни о каких дополнительных культурно-языковых правах русскоязычных речи не идет. Будет тот режим украинизации, что и на прочей территории.
По неотвратимости наказания - говорится, что под амнистию или помилование не подпадают преступления, относящиеся к юрисдикции Гаагского трибунала (недавно, кстати, занявшегося Украиной). А также оговаривается, что это могут быть и другие преступления - которые, надо думать, определят сами украинские власти.
Отметим, что это положение противоречит Минским соглашениям, где говорится, что амнистия должна быть безоговорочной.
УПЦ переименовать в РПЦ
В законопроекте прописывается еще одна характерная инициатива - переименование церквей. В частности - конфессии, у которых руководящие органы находятся в России, обязаны принять название, зарегистрированное в РФ, с приставкой "в Украине".
Вообще, в этом пункте никакой необходимости не было. Ведь данная норма прописана уже давно в другом законе. И дублирование этой скандальной статьи специально для Донбасса - весьма симптоматично. Как будто намеренно хотели показать, что будут "рихтовать" религиозный ландшафт на Донбассе.
Новые "праздники" для Донбасса и Крыма
Интересно, что возвращенным территориям предписывается отмечать "день памяти жертв вооруженной агрессии РФ".
Предлагается пять дат на выбор:
1 марта - когда Совфед РФ дал разрешение на использование российских войск в Украине,
15 марта - день убийства в Крыму Решата Аметова, первого гражданина Украины, погибшего в ходе аннексии Крыма,
18 марта - день гибели прапорщика Сергея Кокурина в день штурма базы ВСУ в Симферополе,
19 апреля - день гибели депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака,
17 июля - день крушения "Боинга" на Донбассе.
Поражение в избирательных правах
Выборы местной власти на Донбассе и в Крыму могут состояться лишь через два года после "деоккупации", гласит законопроект.
Напомним, что два года - это срок, на который рассчитана политика по укоренению "национальной памяти" и увеличение роли украинского языка. Но в действительности период без выборов может продлиться втрое дольше.
Дело в том, что местные выборы на "деоккупированных территориях", согласно документу, проходят одновременно с очередными такими выборами в остальной Украине.
То есть по факту бывшие "ДНР" и "ЛНР" могут оставаться без демократически выбранной власти даже пять лет - если, к примеру, "деоккупация" произошла сразу после очередных местных выборов, которые в Украине проводятся раз в пятилетку.
Если это план Украины по реинтеграции Донбасса - то мы видим абсолютную профанацию данного начинания. По крайней мере, ключевая сторона переговоров по Донецку и Луганску - Россия - не даст своего согласия на этот сценарий. Если только Зеленский не хочет возвращать Крым и Донбасс военным путем.
И данный закон, если он будет принят, урегулирует лишь ряд текущих вопросов по взаимоотношениям с жителями неподконтрольных территорий Крыма и Донбасса. А также некоторые экономические моменты: поставки через админграницу, введение территорий приоритетного развития, обращение рубля и так далее.
Это значит, что документ будет работать от силы на 10% - в остальном же он будет мертвым законодательным грузом.
Также очевидно, что принятие документа станет фактическим выходом Украины из Минских соглашений и полной заморозкой переговоров на этой площадке. Что может ускорить процесс отдаления неподконтрольной части Донбасса от Украины и его фактическую интеграцию с Россией.