Сделано в Мелитополе: «холодильники» для ракетного поезда и кондиционеры для подлодок

Просмотров: 2100
19 січня 2021 11:50
В Мелитополе делали оборудование для ракетных поездов

Есть такой анекдот советского времени: в условиях вечного дефицита муж тащит с завода, на котором работает, запчасти, чтобы собрать стиральную машинку. Но как ни соберет, все автомат Калашникова получается… Так вот смешного в этом анекдоте немного, потому что каждое промышленное предприятие времен СССР так или иначе работало на оборонку.

Сайт «МВ» рассказывает, что такого делали на Мелитопольхолодмаше, без чего оборонно-промышленный комплекс СССР не мог чувствовать себя в порядке.

 

Помогает в подготовке материала Валерий Тараканов, много лет главный конструктор завода "Мелитопольхолодмаш" (позднее "Рефма").

В начала разговора улыбается: вы знаете, что я подписку о неразглашении давал?

Но на самом деле уже нет ни завода, ни страны, в чью пользу подписка была, поэтому рассказывает спокойно.

Всего на мелитопольском заводе производили более 70 наименований оборудования для оборонной промышленности (из около 200 наименований продукции)

Говорим о самых крупных.

В Мелитополе делали: автофургоны спецназначения для обеспечения кондиционирования систем радиорелейной связи, аэродромные кондиционеры АПК 1713, которые обеспечивали подготовку всех заправочных жидкостей самолета.

Аэродромный кондиционер

Делали и холодильные машины для обслуживания ракетных комплексов.  

- Это крупная холодильная машина, которая обеспечивает систему кондиционирования в командных пунктах, а также способна поддерживать заданную температуру и влажность, - и сейчас технические характеристики агрегатов буквально «от зубов» у Валерия Ивановича отскакивают. - Машина способна обеспечить наморозку до 5 тонн льда, чтобы и в случае отключения электроэнергии выполнить свою задачу.

В Мелитополе делали оборудование для обеспечения холода шахт, в которых находились ракеты стратегического назначения.

Макет ракетной шахты

- А почему так много машин, связанных именно с ракетами, - спрашиваю.

Оказывается, если  ракета не охлаждается, то она при запуске может дать большое отклонение от цели. Поэтому важно поддерживать заданную температуру, поясняет В. Тараканов.

Также у нас производили холодильные машины для подводных лодок и торпедных катеров (и кондиционеры, и провизионные камеры), ведь лодка уходит в море не менее чем на три месяца и продукты надо охлаждать. Интересный факт: агрегаты для лодок производили из бронзы, поскольку охлаждение происходило за счет морской воды, а значит, надо было избежать эрозии.

Подлодка

Оборудование для легендарных ракетных поездов также обеспечивал мелитопольский завод.

Теперь уже мало кто знает, что по территории СССР курсировали специально сконструированные железнодорожные составы, в вагонах которых размещались стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

БЖРК "Молодец"

В БЖРК входило 17 вагонов - как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.

Таким вагонам всегда было предоставлено первоочередное право проезда, они ехали в обход больших станций, а если избежать этого нельзя было, то график движения составляли с таким расчетом, чтобы проезжать крупные железнодорожные узлы в темное время суток.

В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году, но в 2020 г. заговорили о возможности их возвращения. Конечно, уже без оборудования Рефмы.

А еще мелитопольскими холодильно-нагревательными установками оснащены космодромы Байконур, стартовые комплексы ракет стратегического назначения на полигонах Плесецк и Капустин Яр.

- А заводчане знали, что именно они производят, - не могу не спросить.

- Нет, конечно. Нужен был  допуск первой, минимум второй формы. А это руководство завода, то есть, всего несколько человек!




Похожие новости: