Вещевые рынки Мелитополя уходят в историю
Вещевые рынки постепенно умирают. Если раньше в базарный день в рядах было не протолкнуться, то теперь гуляй – не хочу. Вот только какой смысл гулять, если десятки батискафов уже закрыты, а еще больше сдаются в аренду или продаются. Торговцы уходят с насиженных мест.
Когда-то Рижский рынок в Мелитополе был чуть ли не элитным. Мелитопольцы считали, что на Центральный за одежками приезжают жители соседних сел, а потому и выбор там соответствующий – попроще, так сказать. А вот на Рижском – наряды для настоящих модниц и модников.
- Я помню, обходишь весь Центральный рынок – все одинаковое у продавцов, - вспоминает Ирина. – А вот на Рижском совсем другие товары. Цены, правда, тоже были повыше. Но ты видел, за что платишь.
Сегодня по вещевым рядам Рижского рынка гуляет ветер вместо покупателей и как результат – один за другим закрываются батискафы, продавцы уходят.
На Центральном рынке ситуация получше. В базарный день все так же многие продавцы открывают свои батискафы, но ассортимент товаров у многих стал скуднее. А на десятках торговых лотков красуется объявление о сдаче/продаже торговой точки. А в дождь, холод, гололед так и вовсе большинство лотков с одеждой закрыты. Смысл открывать батискаф, если покупателей нет?
Действительно, покупателей на рынках стало меньше.
- Покупательская способность людей снизилась, - констатирует Сергей Иньков, директор КП «Мелитопольжилсервис», которое объединяет рынки города. - Выживают более или менее только продукты питания. Вещи люди покупают намного меньше.
Тенденция к закрытию вещевых рынков в больших городах наметилась еще десять лет назад. За одеждой жители столицы и областных центров все больше шли в многочисленные торговые центры и гипермаркеты. В небольших городках рынки все еще были на плаву. Но карантин нанес свой отпечаток.
В марте прошлого года торговцам пришлось уйти на вынужденный карантин почти на три месяца – и это был удар под дых. Товар уже был закуплен, деньги в него вложены, а реализовать его возможности не было. Особенно пострадали те, кто торгует сезонной одеждой – закупленные в феврале куртки продавать в июне, все равно, что предлагать народу сани летом.
Средств на закупку нового товара у многих просто не было. А те, кто все же отправился за обновками на оптовку, с опаской брали минимум – вдруг грянет новый карантин.
- У нас сезонный товар, - говорит одна из продавцов. - Торгуем верхней одеждой с осени по весну, а летом - купальниками. Еще как-то держимся. Осенью очень боялись закупать новый товар. Первую партию привезли минимальную и всем говорили - берите, ничего другого не будет.
Пока рынки были закрыты, народ научился покупать все необходимое в Интернет-магазинах. И многим это понравилось: тот же товар можно найти дешевле, ассортимент почти безграничный.
В торговые центры, хоть они и открылись в Мелитополе, народ не пошел. Там почти так же безлюдно, как и на Рижском рынке.
- Так они цены на свой товар не сложат, - возмущен Олег. – Абсолютно те же вещи можно найти в интернете чуть ли не вдвое дешевле. Особенно обувь. Первый раз покупать страшновато, боишься прогадать с размером. Но если найти нормального производителя, то у них адекватная размерная сетка и «пролетов» почти не случается.
А вот секонд-хенды в Мелитополе процветают. В день завоза под входной дверью собираются толпы.
Фото из архива редакции
- Так там же можно найти вещи известных брендов по смешной цене, - говори Ольга. – Не то что на рынке: цена огромная, а качество – ужасное. Покупала недавно ребенку гамаши на меху – так они после первой же стирки закошлатились.
- Да, тенденция к тому, что вещевые рынки постепенно умрут, есть, - соглашается С. Иньков. – Все складывается одно к одному. Сейчас на рынках почти нет покупателей.
Вместе сложились много факторов, которые не на руку продавцам. Пока большинство торговцев просто не выходят на свои точки. Хотя на Рижском рынке в рядах уже есть «проплешины» - от батискафов в стройном ряду остаются лишь фундаменты.
- Люди просто срезают свои батискафы и вывозят, - говорит С. Иньков. – Они же устанавливали их за свой счет, поэтому вправе забрать.
Сколько продавцов уже отказались от своих торговых мест в администрации рынков не подсчитывали. Ждут, может торговцы таки вернутся, как потеплеет. Хотя надежды на это мало.